План - конспект урока биологии в 8 классе
Тема урока:
"Транспортные системы организма. Круги кровообращения."
Учитель биологии МБОУ Снопотская СОШ Рогнединского района Брянкой области
Свинтицкая Галина Викторовна
Цель: Раскрыть понятие термина - кровообращение, особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, развитие знаний обучающихся о большом и малом круге кровообращения, закрепление знаний о строении сердца.
Оборудование: таблицы «Кровеносная, лимфатическая системы», модель «Сердце», «Схемы кровообращения», учебно-тематические карты.
Задачи:
- образовательные: формирование у обучающихся новых анатомо - физиологических понятий: о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения, формирование умений работать с учебником;
- развивающие: создание условий для развития интеллектуальных способностей, логического мышления и речи учащихся, самостоятельности в мышлении, развитие межпредметных связей;
- воспитательные: воспитание интереса к познанию, вырабатывать привычку к здоровому образу жизни
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
На доске – тема, эпиграф.
англ. ученый Уильям Гарвей
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню
Дай мне действовать самому, и я научусь!»
1. Организационный момент
На прошлых занятиях, мы познакомились с составом, функциями крови, строением и работой сердца, выяснили, почему движется кровь по сосудам. Сейчас, в форме логических задач, игровых моментов мы повторим полученные знания. Сегодня мы работаем с вами по индивидуальной учебно-тематической карте. В ней вы оцените всю свою работу на уроке. За каждый правильный ответ – ставим «+».
2. Актуализация познавательной деятельности.
- Игра « Найди ошибку».
- Самый главный мышечный насос нашего организма – сердце.
- ? Как называется отдел медицины, изучающий работу и строение сердца?
П.О. – кардиология
(сделай тест)
- Игра «С точностью до….»
- ? А почему у человека кровь красного цвета?
(П.О. гемоглобин- белок, содержащий атом Fe)
- ? А правда, что в Средневековье жили люди из высшего общества с голубой кровью, лорды и грады?
(П.О. нет, лгунишки и обманщики)
- ? Существует ли организм с голубой кровью в природе?
(П.О. да, головоногие моллюски, атом Cu)
Работа с учебно-тематической картой.
Тест № 1(взаимопроверка и оценивание)
3. Изучение нового материала.
а) Кровеносные сосуды: строение и функции.
Транспортные системы организма, их у нас существует две. Что они обеспечивают?
(см. « Сегодня на уроке»)
Рассказ учителя.
Стр. 104, работа с учебником
Кровообращение - это движение крови по сосудам.
За 24- 28с. каждая капля крови проходит последовательно сначала один круг кровообращения, затем другой.
Уильям Гарвей – впервые выяснил о существовании 2-х кругов кровообращения.
? - С чем связано разное строение артерий, вен и капилляров?
(П.О. с функциями)
? - Давайте вспомним, почему кровь движется по сосудам, с какой скоростью?
(П.О. физика – из области высокого в область низкого)
Вывод:
Артерии имеют более толстые трехслойные стенки (соедин., мышеч., эпител. ткани) , т.к. выполняют большую работу. Функция: разносит кровь по организму.
Капилляры в 10 раз тоньше волоса и представлены 1 слоем эпителия. Функция: происходит обмен веществами между кровью и тканями организма
? – Что такое артериальная кровь?
? – Что такое венозная кровь?
? – Что такое артерии? Правильно ли моё утверждение, объясни: Артерия - это сосуд, по которому движется артериальная кровь. (П.О. - нет)
? – Что такое вена?
Вывод:
Артерия – это сосуды, по которым кровь движется от сердца.
Вена – это сосуды, по которым кровь движется к сердцу.
Работа с учебно-тематической картой.
Тест № 2 (взаимопроверка и оценивание)
б) Большой и малый круг кровообращения.
Б.К.К. – это круг, который начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии.
Рассказ учителя.
М.К.К. – это круг, который начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии.
Рассказ учителя.
? – А как происходит кровообращение в сердце?
(Кровообращение в сердце относится к Б.К.К., венечная, коронарная артерия, сосуды)
Работа с учебно-тематической картой.
Тест № 3«Сравнение большого и малого кругов кровообращения».
Только поставить нужную цифру!(самостоятельная индивидуальная работа)
4. Закрепление.
Работа с рисунком, дифференцированное задание:
Облегченное - показать красным и синим карандашом путь крови в большом и малом кругах кровообращения.
Усложненное – на одном рисунке изобразить малый круг кровообращения, указывая цветными ручками артериальную и венозную кровь, на другом рисунке изобразить большой круг кровообращения, подписать крупные сосуды.
(Самостоятельная работа, можно обращаться к учебнику рис. 51, стр.106)
Дополнительный материал - сообщения обучающихся
«Есть ли в лимфатической системе сердце?»
«Это интересно»
5. Рефлексия:
Все ли выполнены цели урока?
В какой степени?
Как вы оцениваете работу на уроке? (можно карандашом поставить себе оценку)
Оценки за урок будут после проверки учебно-тематических карт.
6. Домашнее задание.
§21.
Задание в рабочей тетради для всех – 81, индивидуально 82, 84, 85.
Учебно-тематическая карта: ______________________________
«5» - все ответы правильные «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки | 1.Цель: выяснить особенности строения сердца а) «Найди ошибку»: _______________________ б) «С точностью до …» _____________________ в) Тестовые задания: 1. Сердце млекопитающих (человека): а) однокамерное б) двухкамерное в) трёхкамерное г) четырехкамерное 2. Сердце окружено специальным мешком из соединительной ткани, который называется: а) грудная клетка б) лёгочная плевра в) миокард г) околосердечная сумка 3. Какие клапаны находятся в сердце человека: а) створчатые б) полулунные в) нет клапанов г) кармановидные 4. Какая из названных камер сердца человека имеет самую большую толщину по сравнению с другими: а) левое предсердие б) правое предсердие в) левый желудочек г) правый желудочек 5. Стенка сердца состоит из 3-х видов тканей: а) мышечной, нервной, соединительной б) соединительной, мышечной, эпителиальной в) нервной, соединительной, эпителиальной г) соединительной, нервной, эпителиальной | Работай индивидуально Выбери один правильный ответ, работай индивидуально Работа в парах (взаимопроверка) |
«5» - все ответы правильные «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки | 2. Цель: Выяснить особенности строения кровеносных сосудов в связи с выполняемыми ими функциями А. Ответь на вопросы устно: - Какие типы кровеносных сосудов вы знаете? - Чем отличаются артерии и вены по строению? - В чём особенности строения капилляров и для каких процессов это имеет значение? Б. Закончи предложение письменно: 1. Артерии – это сосуды, несущие кровь ___________ 2. Вены - это сосуды, несущие кровь ______________ 3. Кровь, обогащенная кислородом называется ___________ 4. Кровь, обогащенная углекислым газом называется ________ 5. Какой кровеносный сосуд имеет самые толстые стенки ______ | Работай индивидуально Работу проверит учитель |
| 3. Цель: Получить знания о большом и малом кругах кровообращения, назвать сосуды, относящиеся к большому и малому кругам кровообращения Сравнительная характеристика | Заполни таблицу. Вставив в неё только нужную цифру. Работу проверяет учитель |
Вопросы для сравнения | Большой круг | Малый круг |
1.Где начинается? 2. Где заканчивается? 3. Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу? 4. Как изменяется состав крови? 5. Где проходят капилляры? 6. Время оборота? | | |
1- левый желудочек 2 – правое предсердие 3 – правый желудочек 4 – левое предсердие 5 –аорта 6 – легочная артерия 7 – венечная артерия 8 – верхняя и нижняя полые вены 9 – капилляры в легких 10 – капилляры во всех частях тела 11 – артериальная превращается в венозную 12 – венозная превращается в артериальную 13 – воротная вена 14 – легочная вена 15 – 20 – 23секунды 16 – 4 – 5 секунд |
| 4. Цель: закрепить знания, полученные на уроке Задание – рисунок (дифференцированное задание) | Работа с учебником: При помощи синего и красного карандаша изобразите большой и малый круги кровообращения, указав направление крови. Артериальная кровь – красный карандаш Венозная кровь – синий карандаш Работу проверяет учитель |
Итоговая оценка за урок: ___________________