СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока биологии в 8 классе на тему : "Транспортные системы организма. Круги кровообращения."

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном плане-конспекте вы узнаете, как раскрыть понятие термина - кровообращение, особенности строения органов кровообращения в связи с их  функциями, развитие знаний обучающихся о большом и малом круге кровообращения,  закрепление знаний о строении сердца.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока биологии в 8 классе на тему : "Транспортные системы организма. Круги кровообращения."»


План - конспект урока биологии в 8 классе

Тема урока:

"Транспортные системы организма. Круги кровообращения."


Учитель биологии МБОУ Снопотская СОШ Рогнединского района Брянкой области

Свинтицкая Галина Викторовна

Цель: Раскрыть понятие термина - кровообращение, особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, развитие знаний обучающихся о большом и малом круге кровообращения, закрепление знаний о строении сердца.

Оборудование: таблицы «Кровеносная, лимфатическая системы», модель «Сердце», «Схемы кровообращения», учебно-тематические карты.

Задачи:

- образовательные: формирование у обучающихся новых анатомо - физиологических понятий: о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения, формирование умений работать с учебником;

- развивающие: создание условий для развития интеллектуальных способностей, логического мышления и речи учащихся, самостоятельности в мышлении, развитие межпредметных связей;

- воспитательные: воспитание интереса к познанию, вырабатывать привычку к здоровому образу жизни

Тип урока: комбинированный


Ход урока.

На доске – тема, эпиграф.

англ. ученый Уильям Гарвей

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню

Дай мне действовать самому, и я научусь!»

1. Организационный момент

На прошлых занятиях, мы познакомились с составом, функциями крови, строением и работой сердца, выяснили, почему движется кровь по сосудам. Сейчас, в форме логических задач, игровых моментов мы повторим полученные знания. Сегодня мы работаем с вами по индивидуальной учебно-тематической карте. В ней вы оцените всю свою работу на уроке. За каждый правильный ответ – ставим «+».

2. Актуализация познавательной деятельности.

- Игра « Найди ошибку».

- Самый главный мышечный насос нашего организма – сердце.

- ? Как называется отдел медицины, изучающий работу и строение сердца?

П.О. – кардиология

(сделай тест)

- Игра «С точностью до….»

- ? А почему у человека кровь красного цвета?

(П.О. гемоглобин- белок, содержащий атом Fe)

- ? А правда, что в Средневековье жили люди из высшего общества с голубой кровью, лорды и грады?

(П.О. нет, лгунишки и обманщики)

- ? Существует ли организм с голубой кровью в природе?

(П.О. да, головоногие моллюски, атом Cu)

Работа с учебно-тематической картой.

Тест № 1(взаимопроверка и оценивание)


3. Изучение нового материала.

а) Кровеносные сосуды: строение и функции.

Транспортные системы организма, их у нас существует две. Что они обеспечивают?

(см. « Сегодня на уроке»)

Рассказ учителя.

Стр. 104, работа с учебником


Кровообращение - это движение крови по сосудам.

За 24- 28с. каждая капля крови проходит последовательно сначала один круг кровообращения, затем другой.

Уильям Гарвей – впервые выяснил о существовании 2-х кругов кровообращения.

? - С чем связано разное строение артерий, вен и капилляров?

(П.О. с функциями)

? - Давайте вспомним, почему кровь движется по сосудам, с какой скоростью?

(П.О. физика – из области высокого в область низкого)

Вывод:

Артерии имеют более толстые трехслойные стенки (соедин., мышеч., эпител. ткани) , т.к. выполняют большую работу. Функция: разносит кровь по организму.

Капилляры в 10 раз тоньше волоса и представлены 1 слоем эпителия. Функция: происходит обмен веществами между кровью и тканями организма

? – Что такое артериальная кровь?

? – Что такое венозная кровь?

? – Что такое артерии? Правильно ли моё утверждение, объясни: Артерия - это сосуд, по которому движется артериальная кровь. (П.О. - нет)

? – Что такое вена?

Вывод:

Артерия – это сосуды, по которым кровь движется от сердца.

Вена – это сосуды, по которым кровь движется к сердцу.

Работа с учебно-тематической картой.

Тест № 2 (взаимопроверка и оценивание)

б) Большой и малый круг кровообращения.

Б.К.К. – это круг, который начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии.

Рассказ учителя.

М.К.К. – это круг, который начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии.

Рассказ учителя.

? – А как происходит кровообращение в сердце?

(Кровообращение в сердце относится к Б.К.К., венечная, коронарная артерия, сосуды)

Работа с учебно-тематической картой.

Тест № 3«Сравнение большого и малого кругов кровообращения».

Только поставить нужную цифру!(самостоятельная индивидуальная работа)


4. Закрепление.

Работа с рисунком, дифференцированное задание:

Облегченное - показать красным и синим карандашом путь крови в большом и малом кругах кровообращения.

Усложненное – на одном рисунке изобразить малый круг кровообращения, указывая цветными ручками артериальную и венозную кровь, на другом рисунке изобразить большой круг кровообращения, подписать крупные сосуды.

(Самостоятельная работа, можно обращаться к учебнику рис. 51, стр.106)

Дополнительный материал - сообщения обучающихся

«Есть ли в лимфатической системе сердце?»

«Это интересно»


5. Рефлексия:

Все ли выполнены цели урока?

В какой степени?

Как вы оцениваете работу на уроке? (можно карандашом поставить себе оценку)

Оценки за урок будут после проверки учебно-тематических карт.


6. Домашнее задание.

§21.

Задание в рабочей тетради для всех – 81, индивидуально 82, 84, 85.





Учебно-тематическая карта: ______________________________








































«5» - все ответы правильные

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки


1.Цель: выяснить особенности строения сердца

а) «Найди ошибку»: _______________________

б) «С точностью до …» _____________________


в) Тестовые задания:

1. Сердце млекопитающих (человека):

а) однокамерное

б) двухкамерное

в) трёхкамерное

г) четырехкамерное


2. Сердце окружено специальным мешком из соединительной ткани, который называется:

а) грудная клетка

б) лёгочная плевра

в) миокард

г) околосердечная сумка


3. Какие клапаны находятся в сердце человека:

а) створчатые

б) полулунные

в) нет клапанов

г) кармановидные


4. Какая из названных камер сердца человека имеет самую большую толщину по сравнению с другими:

а) левое предсердие

б) правое предсердие

в) левый желудочек

г) правый желудочек


5. Стенка сердца состоит из 3-х видов тканей:

а) мышечной, нервной, соединительной

б) соединительной, мышечной, эпителиальной

в) нервной, соединительной, эпителиальной

г) соединительной, нервной, эпителиальной









Работай индивидуально


Выбери один правильный ответ, работай индивидуально























Работа в парах (взаимопроверка)









«5» - все ответы правильные

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки


2. Цель: Выяснить особенности строения кровеносных сосудов в связи с выполняемыми ими функциями

А. Ответь на вопросы устно:

- Какие типы кровеносных сосудов вы знаете?

- Чем отличаются артерии и вены по строению?

- В чём особенности строения капилляров и для каких процессов это имеет значение?

Б. Закончи предложение письменно:

1. Артерии – это сосуды, несущие кровь ___________

2. Вены - это сосуды, несущие кровь ______________

3. Кровь, обогащенная кислородом называется ___________

4. Кровь, обогащенная углекислым газом называется ________

5. Какой кровеносный сосуд имеет самые толстые стенки ______
















Работай индивидуально


Работу проверит учитель



3. Цель: Получить знания о большом и малом кругах кровообращения, назвать сосуды, относящиеся к большому и малому кругам кровообращения

Сравнительная характеристика












Заполни таблицу. Вставив в неё только нужную цифру.














Работу проверяет учитель

Вопросы для сравнения

Большой круг

Малый круг

1.Где начинается?

2. Где заканчивается?

3. Как называются сосуды, относящиеся к этому кругу?

4. Как изменяется состав крови?

5. Где проходят капилляры?

6. Время оборота?





1- левый желудочек

2 – правое предсердие

3 – правый желудочек

4 – левое предсердие

5 –аорта

6 – легочная артерия

7 – венечная артерия

8 – верхняя и нижняя полые вены

9 – капилляры в легких

10 – капилляры во всех частях тела

11 – артериальная превращается в венозную

12 – венозная превращается в артериальную

13 – воротная вена

14 – легочная вена

15 – 20 – 23секунды

16 – 4 – 5 секунд



4. Цель: закрепить знания, полученные на уроке

Задание – рисунок (дифференцированное задание)








Работа с учебником:


При помощи синего и красного карандаша изобразите большой и малый круги кровообращения, указав направление крови.


Артериальная кровь – красный карандаш

Венозная кровь – синий карандаш


Работу проверяет учитель




Итоговая оценка за урок: ___________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!