СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока для 4 класса по русскому языку. Тема "Неизменяемые существительные".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока для 4 класса по русскому языку. Тема "Неизменяемые существительные".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 4 класса по русскому языку. Тема "Неизменяемые существительные".»

08.11.2021

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цели: развивать умение определять падеж имён существитель­ных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.

Формируемые УУД:

п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, клас­сификация объектов по выделенным признакам; синтез; подве­дение под понятие;

к. — умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

р. — постановка учебной задачи; сличение спосо­ба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

л. — нравственно-этиче­ское оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.



Цели:

познакомить учащихся со словами, форма которых не меняется;

отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;

отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;

обогащать устную и письменную речь учащихся;

развивать интерес к языку;

формировать умение самоконтроля.

Ход урока

Организационный момент

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне .

1. Девиз нашего урока «Хочу, потому что смогу»

Учитель: Что же нам пригодиться для успешной работы?

Дети: Внимание, усердие, уважение друг к другу.

Учитель: А теперь за дело!

Минутка каллиграфии.

Цель: формирование правильного письма, развитие логического мышления

м   мм    ммм

-какая буква записана?

-из каких элементов состоит?

-посмотрите внимательно на сочетания, установите закономерность и продолжите ряд.

2.Что мы проходим на уроках русского языка?

Что такое имя существительное? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)

-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж.)

-Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?

-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи. Что значит просклонять слово? (изменить слово по падежам)

-Что изменяется при склонении? (окончание)


По ходу оформляется кластер.

3. Постановка проблемы.

- А все ли имена существительные склоняются?

- Просклоняйте имена существительные бревно, пальто.

Выделите окончание и основу слова.

4. Решение проблемы.

1. Работа на доске.

И.п. бревно пальто

Р.п. бревна пальто

Д.п. бревну пальто

В.п. бревно пальто

Т.п. бревном пальто

П.п. о бревне пальто


- Что заметили? ( У слова пальто не изменилась никакая часть)

- Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей)

- Какой вывод вы бы сделали?

Вывод: Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту форму, называются несклоняемыми.

5. Назовите тему нашего урока.

Цель нашего урока.

Несклоняемые существительные – слова иноязычные. Слов, пришедших к нам из других языков, не мало: около 10 % от всех слов русского языка


Открытие нового знания.

Учитель: ребята, кто такой Незнайка? Он для вас написал письмо о своем выходном дне. Давайте прочитаем!

Как то рано по-утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре,

Фильм смотреть о кенгуре

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит, бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафю зашел

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Интересное кино

Жаль что кончилось оно

В гардероб пора бежать,

Будут польта выдавать.

Дети находят в письме ошибки.

Учитель: А как надо произносить эти слова, почему?

Учитель: важно ли знать какие слова неизменяемые, почему?

Дети: да, чтобы правильно говорить, чтобы не смешить людей.

6.Первичное закрепление

Запишите неизменяемые слова из письма Незнайки

Взаимопроверка

Учитель: Что можно сказать о форме этих слов?

Дети: У неизменяемых слов одна форма.

7. Физкультминутка (слайд11)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три- руками три хлопка, головою три кивка,

На четыре ноги шире ,

Пять руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

8.1. Маленькая лошадка, на которой катались многие из вас в нашем городе ( пони)

2. Самая маленькая птица в мире ( колибри)

3. Подземная железная дорога ( метро)

4. Собеседование ,опрос по определённой теме ( интервью)

5. Высокое стоячее зеркало ( трюмо)

6. Помещение в театре, кинотеатре, предназначенное для отдыха публики или для пребывания зрителей в ожидании киносеанса или представления ( фойе)


9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Дидактическая игра «Магазин»

Цель игры: проверить усвоение знаний по теме., расширить словарный запас.

Описание: дети по очереди отправляются в магазин и покупают только те предметы, которые имеют неизменяемую форму.

Карточки: шимпанзе, безе, конфета, пальто, кофе, ручка, пони, желе, какао, эскимо, пенсне,  мячик, альбом, платье.

Во время игры учитель объясняет значение незнакомых слов.

10. Рефлексия деятельности( итог урока) (слайд 16)

Какую задачу ставили?

Что нового узнали?

Где можно применить новое знание?

Оцените свою работу


жили-были слова: кофе, какао, эскимо, желе, филе, кафе, пальто, домино, кино, пианино, кенгуру, какаду, шимпанзе и ещё многие другие. Собрались они все в путешествие. Взяли такси, поехали по шоссе. Приехали в аэропорт. Решили лететь на самолёте. Слова залезли в ящик с мороженым «эскимо». Ящик погрузили в морозильник. Было очень холодно и все слова сильно замёрзли. Когда они приземлились, их очень хорошо, тепло встретили русские слова и оставили жить иностранные слова в русском языке. Но иностранные слова настолько заморозились, что так и не смогли растаять. И остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли – неизменяемыми.

10. Домашнее задание.

Стр.64 упр.192; стр.65 вопросы.

11. Итог урока. Оценки.



- Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

- Что мы сегодня можем добавить в нашу схему? (В кластер добавляется ещё понятия: склоняемые и несклоняемые существительные под словом склонение)

- Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

- В каком словаре можно узнать значение слова?


- Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?



12. Рефлексия.

Учащиеся должны продолжить фразы:

-Мне было интересно…

-Мы сегодня разобрались….

-Я сегодня понял, что…

-Мне было трудно…

-Завтра я хочу на уроке…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!