СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока для 5 класса Тема. Повторение знаний по теме "Синтаксис и пунктуация". Тренировочные упражнения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 5 класса Тема. Повторение знаний по теме "Синтаксис и пунктуация". Тренировочные упражнения.»

План-конспект урока для 5 класса

Тема. Повторение знаний по теме "Синтаксис и пунктуация".

Тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Цель: повторить и закрепить полученные учащимися знания по теме «Синтаксис и пунктуация»; формировать у школьников умения и навыки определять главные и второстепенные члены предложения, расставлять правильно знаки препинания при однородных членах предложения; развивать память, мышление, воображение; воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, любовь и чувство гордости за русский язык.

Оборудование: учебник; индивидуальные карточки; таблица; сигнальные карты (красные и синие); разноцветные листочки (красные, зеленые, синие); слова А.И. Куприна, К.Д. Ушинского о языке на плакате.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Вводное слово учителя

Эпиграфом для нашего урока хочется взять слова К.Д. Ушинского:

«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

II. Основная часть.

1. Объявления темы, цели и задач урока

2. Актуализация опорных знаний учащихся

Начнём мы наш урок с повторения главных и второстепенных членов предложения. На сегодняшнем уроке за свои ответы вы будете получать разноцветные листики: за правильный ответ – красный; если будут какие-то неточности в ответе – зеленый листик; за неправильный ответ – синий листик. И в конце урока, по количеству ваших листочков разного цвета, я вам выставлю оценки.

Вопросы для опроса

1.Назовите главные члены предложения?

2.Какой главный член предложения называется подлежащим?

3. Какой главный член предложения называется сказуемым?

4. Какие виды подлежащего и сказуемого вы знаете?

3. Работа у доски

Подчеркнуть главные члены предложения и определить их виды

Красным большим кругом заходило солнце.

Сегодня я (простой) буду работать (составное глагольное) до вечера.

4. Повторение определений.

Назвать второстепенные члены предложения. Дать определение.

5. Работа с таблицей (устно)

В первом предложении найти приложения:

Зубр имеет массивную голову и короткую шею.

Во втором предложении подобрать вместо точек соответствующие определения:

На клумбах пышно цвели красные розы, желтые гвоздики.

Дополнить третье предложение обстоятельством:

Кротко (ярко) светит солнце.

6. Индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Работайте внимательно, аккуратно, быстро.

(Учитель следит за осанкой учащихся).

Карточка 1

Подчеркнуть однородные члены предложения

Перед самой избой росли красные, розовые, белые маки.

Я так люблю страстное лето, и даль, и звездную лазурь.

Карточка 2

Поставить пропущенные знаки препинания

Все очаровывает зрение кругом: роса, и луг, и вода.

Цветет малина, смородина, сирень, фасоль.

Карточка 3

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения

Осенний лес встретил нас тишиной.

Ветер волнует и крутит.

7. Творческая работа (один ученик работает у доски)

Задание: дополнить предложение второстепенными членами.

Тот, кто с детства любит (труд),

Родину милую, -

Даст тому трудящийся (люд)

Богатырскую (силу).

Тот пойдет в полет,

В дальнейшем (необозримые),

Еще непознан (мир) –

На дальние (звезды).

Слова для справок: мир, труд, звезды, силу, необозримые, люд.

8. Самостоятельная работа учащихся.

Пока учащийся работает у доски, учащиеся класса выполняют другую творческую работу в тетрадях.

Составить предложение с представленными обобщающими словами и однородными членами.

Полезные ископаемые: железо, уголь, золото.

Хищные птицы: сокол, орел, ястреб.

9. Проверка творческого задания, которое выполнялось у доски, и работу учащихся в тетрадях.

III. Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IV. Повторение и закрепление темы урока.

1. Повторение правил.

Давайте с вами вспомним, что такое однородные члены предложения, какие знаки препинания мы ставим в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения. (Учащиеся рассказывают правило).

2. Лингвистическая игра.

А теперь поиграем в игру, которая называется «Составь слово» (на скорость).

Задание: из букв существительного составить другие существительные (2-3 слова).

Соловей – круг, соло, олово, вол.

Почтальон – лист, ноша, лис.

Братство – брат, братство, товар.

3. Работа у доски.

К доске пойдут 2 ученика и попытаются составить схемы предложений, написанных на доске.

а) Я шел по широкой улице.

б) Созрели помидоры в огороде.

Слово учителя:

Пока вы будете работать, я проверю индивидуальные задания учащихся по карточкам и подсчитаю полученные на уроке листочки.

4. Коллективная работа по карточкам.

И в завершение нашего урока поработаем с сигнальными карточками. Если в предложении правильно расставлены знаки препинания, вы поднимаете красную карточку, если нет – синюю.

Хороши по – своему все времена года: и весна, и лето, и осень, и зима (красная карточка).

И плащи, платья и юбки – все это можно купить в магазине одежды (синяя карточка).

И плащи и платья, и юбки – все это можно купить в магазине одежды (красная карточка).

V. Подведение итогов урока.

Хочется закончить наш урок такими словами:

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И. Куприн)

В этом, ребята, мы с вами убедились.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» (И.С. Тургенев).

VI. Оглашение результатов урока.

VII. Домашнее задание:

I группа (1 вариант): выписать 7 предложений из художественной литературы с определениями;

ІІ группа (2 вариант): составить и записать 7 предложений с обстоятельствами.

Составить схемы предложений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!