План-конспект урока для 5 класса
Тема. Повторение знаний по теме "Синтаксис и пунктуация".
Тренировочные упражнения.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
Цель: повторить и закрепить полученные учащимися знания по теме «Синтаксис и пунктуация»; формировать у школьников умения и навыки определять главные и второстепенные члены предложения, расставлять правильно знаки препинания при однородных членах предложения; развивать память, мышление, воображение; воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, любовь и чувство гордости за русский язык.
Оборудование: учебник; индивидуальные карточки; таблица; сигнальные карты (красные и синие); разноцветные листочки (красные, зеленые, синие); слова А.И. Куприна, К.Д. Ушинского о языке на плакате.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Вводное слово учителя
Эпиграфом для нашего урока хочется взять слова К.Д. Ушинского:
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».
II. Основная часть.
1. Объявления темы, цели и задач урока
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Начнём мы наш урок с повторения главных и второстепенных членов предложения. На сегодняшнем уроке за свои ответы вы будете получать разноцветные листики: за правильный ответ – красный; если будут какие-то неточности в ответе – зеленый листик; за неправильный ответ – синий листик. И в конце урока, по количеству ваших листочков разного цвета, я вам выставлю оценки.
Вопросы для опроса
1.Назовите главные члены предложения?
2.Какой главный член предложения называется подлежащим?
3. Какой главный член предложения называется сказуемым?
4. Какие виды подлежащего и сказуемого вы знаете?
3. Работа у доски
Подчеркнуть главные члены предложения и определить их виды
Красным большим кругом заходило солнце.
Сегодня я (простой) буду работать (составное глагольное) до вечера.
4. Повторение определений.
Назвать второстепенные члены предложения. Дать определение.
5. Работа с таблицей (устно)
В первом предложении найти приложения:
Зубр имеет массивную голову и короткую шею.
Во втором предложении подобрать вместо точек соответствующие определения:
На клумбах пышно цвели красные розы, желтые гвоздики.
Дополнить третье предложение обстоятельством:
Кротко (ярко) светит солнце.
6. Индивидуальная работа учащихся по карточкам.
Работайте внимательно, аккуратно, быстро.
(Учитель следит за осанкой учащихся).
Карточка № 1
Подчеркнуть однородные члены предложения
Перед самой избой росли красные, розовые, белые маки.
Я так люблю страстное лето, и даль, и звездную лазурь.
Карточка № 2
Поставить пропущенные знаки препинания
Все очаровывает зрение кругом: роса, и луг, и вода.
Цветет малина, смородина, сирень, фасоль.
Карточка № 3
Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения
Осенний лес встретил нас тишиной.
Ветер волнует и крутит.
7. Творческая работа (один ученик работает у доски)
Задание: дополнить предложение второстепенными членами.
Тот, кто с детства любит (труд),
Родину милую, -
Даст тому трудящийся (люд)
Богатырскую (силу).
Тот пойдет в полет,
В дальнейшем (необозримые),
Еще непознан (мир) –
На дальние (звезды).
Слова для справок: мир, труд, звезды, силу, необозримые, люд.
8. Самостоятельная работа учащихся.
Пока учащийся работает у доски, учащиеся класса выполняют другую творческую работу в тетрадях.
Составить предложение с представленными обобщающими словами и однородными членами.
Полезные ископаемые: железо, уголь, золото.
Хищные птицы: сокол, орел, ястреб.
9. Проверка творческого задания, которое выполнялось у доски, и работу учащихся в тетрадях.
III. Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IV. Повторение и закрепление темы урока.
1. Повторение правил.
Давайте с вами вспомним, что такое однородные члены предложения, какие знаки препинания мы ставим в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения. (Учащиеся рассказывают правило).
2. Лингвистическая игра.
А теперь поиграем в игру, которая называется «Составь слово» (на скорость).
Задание: из букв существительного составить другие существительные (2-3 слова).
Соловей – круг, соло, олово, вол.
Почтальон – лист, ноша, лис.
Братство – брат, братство, товар.
3. Работа у доски.
К доске пойдут 2 ученика и попытаются составить схемы предложений, написанных на доске.
а) Я шел по широкой улице.
б) Созрели помидоры в огороде.
Слово учителя:
Пока вы будете работать, я проверю индивидуальные задания учащихся по карточкам и подсчитаю полученные на уроке листочки.
4. Коллективная работа по карточкам.
И в завершение нашего урока поработаем с сигнальными карточками. Если в предложении правильно расставлены знаки препинания, вы поднимаете красную карточку, если нет – синюю.
Хороши по – своему все времена года: и весна, и лето, и осень, и зима (красная карточка).
И плащи, платья и юбки – все это можно купить в магазине одежды (синяя карточка).
И плащи и платья, и юбки – все это можно купить в магазине одежды (красная карточка).
V. Подведение итогов урока.
Хочется закончить наш урок такими словами:
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И. Куприн)
В этом, ребята, мы с вами убедились.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса» (И.С. Тургенев).
VI. Оглашение результатов урока.
VII. Домашнее задание:
I группа (1 вариант): выписать 7 предложений из художественной литературы с определениями;
ІІ группа (2 вариант): составить и записать 7 предложений с обстоятельствами.
Составить схемы предложений.