ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема урока: «Движение воздуха».
Межпредметные связи: математика, литература, искусство.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
сформировать представление о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека, научить анализировать и чертить розу ветров
Задачи урока:
развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами, дополнительными источниками информации;
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных
Основные понятия:
Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров
Репродуктивный уровень:
Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме
Интеллектуальный уровень:
Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)
УУД
Познавательные
Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и
отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы
другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.
Регулятивные:
планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, используя табличные данные построить розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем
Личностные:
Знать что такое ветер, главные причины образования, от чего зависит скорость ветра, какие ветры преобладают в нашей местности, как ветер влияет на состояние погоды, значение ветра в природе и жизни человека.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый.
Педагогические технологии:
проблемно-поисковая, проектная, ИКТ
Оборудование:
комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички, рисунки учебника, рабочая тетрадь.
Домашнее задание: § 26 «Ветер», пересказ, ответить на вопросы стр 139-140. Дифференцированное задание:
Выполнить письменно задание №3в конце параграфа.
Подготовить стихи, сказки, найти произведения ходожников, в которых говорится о ветре.
| | ХОД УРОКА. | | | | |
| | | | | | |
Этапы урока | Формы, методы, | | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
| методические | Деятельность учителя | | | | |
| приемы | | | | | |
| | Характеристика | Формируемые УУД | | |
| | | | |
| | | основных видов | | | |
| | | деятельности | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Организационный | Фронтальная. | Приветствует обучающихся. | Приветствуют | Быстрое включение | | |
момент. | Словесный. | Проверяет готовность к уроку. | учителя. Организуют | в деловой ритм. | | |
| Слово учителя. | | свое рабочее место. | | | |
| | | | | | |
II. Переход к | Фронтальная, | Сегодня | мы | продолжаем |
изучению новой | групповая. | знакомство с темой атмосфера, и |
темы.. | | на уроке речь пойдет о природном |
| | явлении, | с | которым | мы |
| | соприкасаемся ежедневно, | а как |
| | оно называется, | вы узнаете, |
| | разгадав загадку: | | |
| | Завывает, подвывает, | |
| | Злым и добрым он бывает. | |
| | Злым, когда всерьез дичает |
| | И о прежних днях скучает. |
| | Страшный, | словно | гад |
| | ползучий, | | | |
| | В небесах гоняет тучи | |
| | И с надрывом в вихрях стона |
| | Волны дыбит выше дома, | |
| | И ломает, почем зря | |
| | В море мачты корабля | |
| | Добрым | он | бывает | чаще, |
| | Добрый, значит настоящий |
| | Движется как звук струны | |
| | Гостем южной стороны. | |
| | В темноте, при свете дня- | |
| | Солнца яркого огня- | |
| | То дыханием ласкает, | |
| | Подналяжет, отпускает, | |
| | То стеной стоит тугой. | |
| | Отгадай, кто он такой? | |
| | | | | |
| Познавательные: | Оценка |
| воспроизводят по | правильности |
| памяти информацию, | ответа. |
| необходимую для | |
Слушают загадку, | решения учебной | |
отгадывают, | задачи, | |
формулируют тему | устанавливают | |
урока. | причинно- | |
| следственные связи; | |
| строят логическую | |
| цепь рассуждений; | |
| используют | |
| доказательство. | |
| | |
III. Мотивационно- | Словесный, |
целевой. | проблемный, |
| групповая работа. |
| |
Итак, тема нашего урока
«Движение воздуха», а что вы знаете о ветре?
Запишите на листах, обсудив в
группе
ЗНАЮ: (записать ответы)
УЗНАЛ: (записать в конце урока)
Как много вы знаете о ветре, но это не все, чего бы вам еще хотелось узнать?
Работают в группе, | Регулятивные: | Оценка |
обсуждают, | принимают учебную | представленных |
записывают, | задачу, | результатов |
представляют | сформулированную | коллективной |
результат, слушают | самостоятельно. | работы. |
ответы других. | Коммуникативные: | |
| планируют учебное | |
Формулируют цели, | сотрудничество с | |
принимают цели, | соучениками, | |
дополненные | слушают и | |
учителем. | понимают речь | |
| других. | |
| | |
IV. Актуализации | Географический | Вы должны ответить на ряд | Отвечают на | Проверка | | |
знаний. | диктант. | вопросов. | | | | вопросы, | правильности | | |
| | Ответы записать в тетрадь. | записывают в | выполнения заданий. | | |
| | тетрадь. | | | |
| | Интеллектуальная атака | | | |
| | | | | |
| | | Какую оболочку вы сейчас | | | | |
| | | изучаете? | | | | | | | |
| | | Что такое атмосфера? | | | | |
| | | Каковы свойства воздуха? | | | | |
| | | От чего зависит | | | | | |
| | | температура воздуха? | | | | | |
| | | Что такое атмосферное | | | | |
| | | давление, от чего оно зависит? | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | Проводят | | | |
| | | | | | | | | | |
| | Оцените | правильность | своих | саморефлексию, | | | |
| | ответов, | поставив | «+» | напротив | сверяют работы с | | | |
| | тех | вопросов, | в | правильности | шаблоном, | | | |
| | которых | вы | уверены. | Потом | оценивают . | | | |
| | поменяйтесь | тетрадями | и по | Регулятивные: | | | |
| | представленному | | шаблону | выполняют | | | |
| | оцените работу дркг друга. У кого | саморефлексия, | | | |
| | «5», «4», «3», «2»? | | | сверяют выполнение | | | |
| | | | | | | | работы с шаблоном. | | | |
| | | | | | | | Оценивают свой | | | |
| | | | | | | | рейтинг в группе. | | | |
| | | | | | | | Коммуникативные: | | | |
| | | | | | | | принимают оценку | | | |
| | | | | | | | других. Сами | | | |
| | | | | | | | демонстрируют | | | |
| | | | | | | | свою оценку. | | | |
| | | | | | | | | | | |
IIV. Усвоение новых | | | | | | | | | | Познавательные: | Беседа по |
знаний и способов | | | | | | | | | | выявляют | вопросам. |
действий. | | | | | | | | | | особенности явления | Сравнение своих |
А) Понятие «ветер», | Индивидуальная. | | А что же такое ветер? Найти | | в процессе | ответов с |
причины | Словесный, | определение в тексте параграфа. | | рассмотрения; | правильными. |
возникновения, типы | наглядный. | Ветер | - это | горизонтальное | Воспринимают | высказывают | |
ветров | Демонстрация | перемещение воздуха из области | информацию. | предположения; | |
| учебного | высокого | давления | в | область | Устанавливают | используют | |
| мультфильма, | низкого. (записали в тетрадь) | причинно- | доказательство; | |
| работа с | II. Ветер, причины образования | следственные связи | воспроизводят по | |
| учебником, | ветра. (Объяснение | с | помощью | возникновения | памяти информацию. | |
| беседа, | учебного мультфильма) | | | ветра. Работают с | Коммуникативные: | |
| выполнение | Разница | в давлении | возникает | наглядным | принимают | |
| практической | из-за разницы в температуре | материалом, | существования | |
| работы. | -А почему воздух различный по | заполняют таблицу. | других точек зрения. | |
| | температуре? Почему поверхность | Представляют | Регулятивные: | |
| | нагревается по-разному? (из-за | результаты работы, | планирование своей | |
| | угла падения солнечных лучей или | сравнивают свои | деятельности (что | |
| | высоты солнца) | | | | | результаты с | должен сделать, в | |
| | - А почему различная высота | результатами других | какой | |
| | Солнца? (из-за шарообразности | учеников. | последовательности: | |
| | Земли) | | | | | | | познакомиться с | |
| | - | Мы | выяснили | | причины | | новым материалом, | |
| | возникновения | ветра, | а | теперь | | ответить на вопросы, | |
| | необходимо | систематизировать | | сформировать | |
| | эти причины, давайте представим | | образное | |
| | эту закономерность в виде схемы | | представление о | |
| | связей | между | | причинами | | ветре, его причинах, | |
| | образования ветра. | | | | | видах и значении.) | |
| | Почему дует ветер? | | | | | | |
| | Обобщение ответов, установление | | | |
| | причинно – следственных связей. | | | |
| | Заполнение тавлици | | | | | | |
| | «сравнительный анализ ветров | | | |
| | бриз и муссон». | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Б) Местные ветры: | Устные | Сообщение о ветрах, их |
фён, бора, самум. | индивидуальные | видах (опережающее) |
| сообщения, | |
| фронтальная. | Песчаная буря в пустыне |
| | называется самум (Мультфильм) |
| | Вопрос | классу: Как | определить |
| | направление | ветра? | Какие |
| | предметы, явления могут помочь в |
| | этом? | | | | |
| | А кто знает, как называется прибор |
| | для определения | направления |
В) Скорость, | Работа в группах. | ветра | | | | |
направление и сила | Индивидуальная | Словарь: | Флюгер - | прибор для |
ветра. | работа | измерения | направления | ветра. |
| | Демонстрация | | учебного |
| | мультфильма. | | |
Практическая работа
«Построение розы ветров»
- Для каждой местности
характерны те или иные
преобладающие по силе и
направлению ветры. Об этом
можно узнать по графику,
называемому розой
ветров. Работа с учебником стр.
135 рис. 80
- Какие выводы можно сделать по
данной розе ветров?
- Как вы думаете, для чего надо
высчитывать преобладающие
направления. Постройте розу
ветров, используя свои дневники
погоды (, ноябрь, декабрь,январь.
февраль.17-18г) Вывод: Ветры
каких направлений преобладают в
Здвинске в указанные
месяцы.
Учащиеся делают | Познавательные: | Беседа по | | | | | |
сообщения, другие | выявляют | вопросам. Оценка | | | | | |
слушают. Потом | особенности явления | выполнения | | | | | |
сравнивают. | в процессе | практической | | | | | |
| рассмотрения; | работы. | | | | | |
| воспроизводят по | | | | | | |
| памяти информацию. | | | | | | |
| Регулятивные: | | | | | | |
| планирование своей | | | | | | |
| деятельности (что | | | | | | |
| должен сделать, в | | | | | | |
| какой | | | | | | |
| последовательности: | | | | | | |
| познакомиться с | | | | | | |
| новым материалом, | | | | | | |
Предлагают | ответить на вопросы, | | | | | | |
различные варианты. | проанализировать | | | | | | |
Высказываются. | розу ветров, | | | | | | |
| используя табличные | | | | | | |
Анализируют | данные построить | | | | | | |
дневники погоды, | розу ветров) | | | | | | |
подсчитывают | | | | | | | |
количество дней, | | | | | | | |
записывают в | | | | | | | |
таблицу, строят | | | | | | | |
графики. Делают | | | | | | | |
выводы. Сообщают | | | | | | | |
свои выводы | | | | | | | |
одноклассниками | | | | | | | |
учителю. | | | | | | | |
Скорость ветра | | Скорость ветра измеряется в м/с, | Принимают | Коммуникативные: | | |
| | км/ч, а сила ветра - по шкале | умение слушать, | | |
| | баллов, которую предложил | информацию, | участвовать в | | |
| | британский адмирал Френсис | читают стихи, | коллективном | | |
| | Бофорт в 1805 г. Демонстрация | анализируют, | обсуждении, | | |
| | мульт. | находят признаки | вступать в диалог, | | |
| | О какой силе ветра сказано в | ветра различной | развивать умение с | | |
| | приведенных поэтических | силы, предлагают | достаточной | | |
| | строках? | варианты ответов. | полнотой и | | |
| | Тиха украинская ночь. | | точностью выражать | | |
| | Прозрачно небо. Звезды блещут. | | свои мысли. | | |
| | Своей дремоты превозмочь не | | Выступление перед | | |
| | хочет воздух. | | аудиторией. | | |
| | Чуть трепещет сребристых | | Воспринимают | | |
| | тополей листва. (Слабый.) | | информацию от | | |
| | А.С. Пушкин. | | своих сверстников. | | |
| | И было, как видно, ему не | | | | |
| | впервые | | | | |
| | Ломать, как тростинки, дубы | | | | |
| | вековые, | | | | |
| | И, крыши срывая, врываться в | | | | |
| | жилища. | | | | |
| | Его назвали ветрило! Ветрище! | | | | |
| | (Ураган.) | | | | |
| | С. Михалков. | | | | |
| | Горные вершины спят во тьме | | | | |
| | ночной, | | | | |
| | Тихие долины полны свежей | | | | |
| | мглой, | | | | |
| | Не пылит дорога, не дрожат | | | | |
| | листы... (Штиль.) | | | | |
| | М.Ю. Лермонтов. | | | | |
| | Буря воет в саду, буря ломится в | | | | |
| | дом | | | | |
| | Я боюсь, чтоб она не сломила | | | | |
| | Старый дуб, что посажен отцом, | | | | |
| | И ту иву, что мать посадила... | | | | |
| | (Шторм.) | | | | |
| | Н.А. Некрасов. | | | | |
| | | | | | |
Г) Значение ветра | Индивидуальная, | Ветер великий в природе |
| фронтальная. | работник. Вспомните, еще А. С. |
| | Пушкин подметил: |
| | Ветер, ветер, ты могуч, |
| | Ты гоняешь стаи туч, |
| | Ты волнуешь сине море. |
| | | Ветер перегоняет тучи, |
| | | облака, а иначе дождь и |
| | | снег были бы только над |
| | | водной поверхностью. |
| | | Очищает воздух. |
| | | Отработанные |
| | | автомобильные газы, дым |
| | | от заводов и фабрик ветер |
| | | уносит из населенных |
| | | пунктов. |
| | | Вырабатывает |
| | | электроэнергию. |
| | | Полярники используют |
| | | ветряные двигатели для |
| | | получения света и тепла; |
| | | американские фермеры |
| | | тянут ветряками воду из |
| | | скважин. |
| | | Ветер разрушает горы, |
| | | сглаживает их, создавая |
| | | причудливые формы в |
| | | Ветром на большие |
| | | расстояния переносятся |
| | | семена трав, кустарников и |
| | | деревьев, споры грибов. |
| | Люди еще в древности |
| | | поняли, что лодка и без |
| | | весел может плавать, был |
| | | бы ветер. |
| | | |
Заполняют таблицу | | Проверка записей |
«Положительная и | | в тетради |
отрицательная | | |
работа ветра», | | |
рассматривая | | |
информацию на | | |
слайдах. | | |
Представляют | | |
результаты. | | |
| | |
V. Закрепление | Групповая. | Предлагается каждой группе | Совещаются, | Коммуникативные: | Оценка |
знаний и способов | | составить вопросы и передать | составляют вопросы, | умение слушать, | правильности |
действий. | | другой группе, с тем, чтобы те | задают их. Отвечают | вступать в диалог, | ответов. |
| | ответили. | на вопросы, | участвовать в | |
| | | заданные другой | коллективном | |
| | | группой. | обсуждении, | |
| | | | развивать умение с | |
| | | | достаточной | |
| | | | полнотой и | |
| | | | точностью выражать | |
| | | | свои мысли, | |
| | | | планировать | |
| | | | учебное | |
| | | | сотрудничество с | |
| | | | учащимися. | |
| | | | Личностные: | |
| | | | Знать что такое | |
| | | | ветер, главные | |
| | | | причины | |
| | | | образования, от чего | |
| | | | зависит скорость | |
| | | | ветра, какие ветры | |
| | | | преобладают в | |
| | | | нашей местности, | |
| | | | как ветер влияет на | |
| | | | состояние погоды, | |
| | | | значение ветра в | |
| | | | природе и жизни | |
| | | | человека. | |
| | | | | |
VI. Рефлексия. | Фронтальная. | Предлагает вернуться к | Отвечают. | Регулятивные: | Беседа по |
| Словесный, | заполнению таблицы начатой | | формирую умение | вопросам. |
| проблемный. | заполняться учащимися в начале | | оценивать свои | |
| Беседа. | урока: Что я узнал о ветре. | | результаты. | |
| | | | Познавательные: | |
| | | | умеют обобщать и | |
| | | | делать выводы. | |
VII. Подведение | Индивидуальная. | Выполнили ли мы задачи, | | Регулятивные: | |
итогов. | Словесный, | поставленные в начале урока? | | умеют оценивать | |
| практический. | Кого из своей группы вы | Предлагают свои | правильность | |
| | выделяете в качестве наиболее | кандидатуры, | выполнения учебных | |
| | полезного члена? | аргументируют, | задач, собственные | |
| | | оценивают. | возможности. | |
| | | | Владеют основами | |
| | | | самооценки. | |
VIII. Домашнее | Фронтальная. | & 26 выучить, отвтить на вопросы стр139-140 , письменно№ 3стр | Воспринимают | Регулятивные: | Работа с |
задание. | Словесный. | тетрадях, подготовить стихи, | задание, уточняют, | принимают учебную | дневником. |
| Сообщение | сказки в которых говорится о | записывают в | задачу для | |
| учителя. | ветре | дневники. | самостоятельного | |
| | | | выполнения. | |