СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока фгос»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Семейные правоотношения
__________________________________________

(Тема урока)


ФИО (полностью)

            Захарченко Галина Владимировна

Место работы

МБОУ СОШ №39 г. Воронеж 

Должность

            учитель истории и обществознания

Предмет

           обществознание

Класс

           9А

Тема и номер урока в теме

           Семейные правоотношения, 1-й урок по теме (из 3-х по программе)                

Базовый учебник

          Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Обществознание

          9 класс,  Москва, «Просвещение», 2012











Тема: Правовые основы брака и семьи

Цели:

  • Показать роль права в регулировании семейно- брачных отношений

  • Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе.

  • Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Задачи:

Образовательные: актуализировать известные студентам знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; довести до студента специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений, учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений; формировать мнение о роли семьи в обществе; вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям; создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.









УУД

Личностные:

1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации.

2.Обосновывать собственное мнение.

Регулятивные:

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность



4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные:

1.уметь вести дискуссию, диалог.

2.сотрудничество в учебной деятельности.

3.выражать и обосновывать свое мнение.

Познавательные:

1. Находить достоверную информацию из разных источников.

2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактическую информацию.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Анализировать, обобщать, делать выводы

Основные понятия: семья, брак, Семейный Кодекс, брачный возраст, нуклеарная семья, расширенная семья.



Меж предметные связи: Право, литература, история.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;

  • Семейный кодекс РФ;

  • учебник Право, Певцова Е.А. для СПО

  • презентация;

  • раздаточный материал для письменной работы.



Обучающиеся должны знать:

  • Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ

  • Семья находится под защитой государство, так же, как и материнство, отцовство и детство.

  • Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях



Обучающиеся должны понимать, что такое:

  • Семья

  • Брак

  • Условия вступления в брак



обучающиеся должны уметь:

Объяснять понятия

  • Раскрыть основы семейного права

  • Разрешать ситуации в семейных отношениях

  • Высказывать собственную точку зрения

Ресурсы:

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.

1. Семейный Кодекс РФ. Электронное издание.

2. Электронное приложение к учебнику «Обществознание», 9 класс. – М, Просвещение.

3. Дидактический материал к уроку .



Тип урока: комбинированный

Форма урока: Индивидуальная и групповая

Технология: Проблемно – дискуссионная.








ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личност

ные результа

ты

Предметные

 результаты

Метапредметные результа

ты

Время

(мин)

1.Мотива

ция учеб

ной дея

тельности

Организационный момент. Приветствие, проверка учащихся по списку, Предложение сформулировать тему урока. Предложение сформулировать задачи урока

Повторение 8 кл тамы Семья

Запись темы урока в тетрадь, формулирование задач урока. Что такое брак? Каковы условия заключения брака?

Что такое семья?

Каковы права и обязанности членов семьи?

Понима

ние значения семьи для каждого человека.

Понимание

важности знаний о семейных правоотношениях


3

Актуализа

ция знаний

Рубрики в учебнике к теме: «Вспомните», «Подумайте». Вопросы:

-Почему семью называют особой малой группой, ячейкой общества?

-Что означает создание благоприятного психологического климата в семье?

-Может ли семья существовать без брака, а брак - без семьи?

Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака?

Высказывают свои мнения.

В семье особые отношения, строящиеся на уважении, понимании, согласии, любви. Психологический климат в семье –спокойствие, равнопра

вие, уважение. Без брака семья существовать не может и брак – без семьи. (Возможные ответы: семья может существовать без брака, например, живут совместно несколько лет)

Осознание личностью семьи как ценности


Овладение способ

ностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

6

3.Выявле

ние места и причины затруднения

Работа с раздаточным материалом. (Прил.1)

Определения семьи и брака.

Вопрос: О каких браках вы слышали и знаете?

Чем они различаются?

Индивидуальная работа. Ответы по понятиям «семья» и «брак»: членов семьи связывает брак, общий быт, взаимная забота, взаимопонимание, воспитание детей, а брак порождает взаимные юридические права и обязанности супругов.

Ответы: гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак?


Знание, понимание таких понятий как «семья» и  «брак»

Овладение логически

ми действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

4

4.Построе

ние проекта выхода из затруднения

Работа с текстом учебника (ситуация по гражданскому браку и фиктивному). Стр. 154-155

Рубрика «Факт» (учебник, стр. 156) и раздат.материал

по церковному браку.

(Прил.2)

 

Выясняют разницу между этими браками.

Гражданский брак-это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)

Фиктивный брак-брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.

Церковный брак-это венчание в церкви.

Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация порождает

юридические права и обязанности супругов.


Знание, понимание отличий браков, осознание того, что только гражданский брак порождает юридические права и обязанности

Овладение навыками смыслово

го чтения текстов различных стилей, осознан

ного построения речевых высказываний в соответ

ствии с задачами

6

5.Реализа

ция построен

ного  проек

та.

Каковы условия вступления в брак?

Выяснение порядка и условий заключения брака. Работа со схемой в учебнике «Условия заключения брака». Стр.156

Работа с документом: Семейный кодекс РФ.

Каков порядок заключения брака?

Вопрос: Как вы понимаете, что такое семейные правоотношения?

Итак, семейные правоотношения регулируются нормами семейного права, основным источником которого является, как вам известно, Семейный кодекс РФ, который определяет всю систему российского семейного законодательства.

Каковы права и обязанности супругов?

 

Есть в семейном праве понятие «договорный режим имущества супругов» Что он означает?  В тексте учебника стр.160

Работа в группах. По схеме и источнику выявляют порядок и условия заключения брака.

Запись в тетради определений и условий

заключения брака.(взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность)

Работа с текстом учебника стр.157.(совместное письменное заявление, назначение даты регистрации брака- через месяц после подачи заявления, в день регистрации вручается «Свидетельство о заключении брака») Запись в тетради

Работа с текстом учебника стр.158.

Семейные правоотношения -это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.

Работа с документом: Семейный кодекс РФ.

Статьи о правоотношениях супругов. 33-35, 37. 40, 42.  Права супругов: свободный выбор фамилии, рода занятий, профессии, места жительства; совместное решение вопросов семейной жизни (материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др.) Обязанности супругов: строить отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность. Личная собственность – это имущество, приобретённое до брака, полученное в дар или по наследству во время брака и вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши. Всё остальное имущество, нажитое супругами в браке, признаётся законом их общей совместной собственностью и именуется законным режимом имущества супругов.

Запись в тетради.

Договорный режим имущества супругов-это договор в период брака или до его регистрации, который может изменить законный режим имущества (заверить у нотариуса)

Сохранение мотивации к учебной деятельности, проявление интереса к новому учебному материалу, оценивание своих достижений в усвоении нового материала

Развитие навыков сотрудничества

Знание, понимание порядка и условий заключения брака, прав и обязанностей супругов

Овладение логически

ми действиями анализа, синтеза, классификации,  построения рассужде

ний, готовность слушать собеседни

ка и вести диалог

10

6.Пер

вичное закрепление с прого

вариванием во внеш

ней речи.

Презентация «Семейные правоотношения»

Повторение по слайдам презентации основных понятий урока.


Знание, понимание определений, понятий


4

7.Самостоя

тельная в группах


Выполнение заданий в рабочих группах

(задания на соответствие условий для вступления в брак и условий, препятствующих заключению брака; на определение имущественных и неимущественных отношений)

Выполняют задания. Проверка заданий.

Наличие мотивации к групповой

работе, работе на результат



4

8.Рефлексия учебной дея

тельности на уроке.

Домашнее задание

Решение задач. (Прил.3)

Почему закон

придаёт большое значение обязанностям супругов?

Наш проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака?

Оценивание ответов учащихся.

§18, дифференцирован

ное домашнее задание.

Задача1.-несовершеннолетним разрешается вступать в брак в исключительных случаях.

Задача2.-Принцип равенства.

Отвечают на вопросы.

Благодаря изученным нами обязанностям супругов строятся все отношения в семье, это основа семьи, если их не будет, то и семья разрушится, а семья в жизни человека играет очень важную роль.

Семья без брака не может существовать,

т. к. мы выяснили, что с законной регистрацией брака возникают юридические права и обязанности супругов, а без брака - это просто сожительство.    

Записывают

домашнее задание.

Осознание личностью ценности семьи

Знание и понимание основ семейных правоотноше

ний

Понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности

8


Приложения.


Приложение 1.

Понятия «семья» и «брак»

Семья

Брак

Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.


Приложение 2.

О таинстве брака.

«Брак…есть великая тайна единения двух душ в образе единения Христа с Церковью. Муж и жена получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого. Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить  в зависимость от духовно-нравственной. Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть». (По материалам сайта http://www.pravoslavie.ru).

Приложение 3.


Задача1.


Дарья Мальцева (17 лет) и Иван Солухин (20 лет) решили пожениться. Работники загса указали на необходимость несовершеннолетней Дарье получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Мальцева считала, что такое разрешение ей не нужно, т.к. она решением суда объявлена полностью дееспособной. Обоснованы ли действия работников загса?


Задача 2.


Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля…
Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, скажи-ка любимая?
И Ева тихонько ответила:

— Я.

— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.

— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я… Я… -Тихо молвила Ева,
— Я… Я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.

-Какой принцип семейного права здесь нарушен?  

Притча «Ключ к миру в семье»
Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй - всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу:
- Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
- Прости, дорогой, я виновата.
Он:- Нет, это ты прости, я виноват.
Подслушивающий мужчина расстроился и пошел домой. Дома жена спрашивает:- Ну, что, посмотрел?
Муж:- Да!Жена:- Ну что?
Муж: - Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.



Образовательные ресурсы

Презентация «Семейные правоотношения» (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://powerpt.ru/getfile-715

Семейный кодекс РФ. Разд.3.гл.7. ст. 33-35, 37. 40, 42.

О таинстве брака. http://www.pravoslavie.ru).



Литература.

1. Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Обществознание.  9 класс,  Москва, «Просвещение», 2012

2.Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011

3.Поурочное планирование. Обществознание. 9 класс. Новые стандарты. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, автор – составитель И.Ю. Буйволова, Волгоград, «Учитель», 2012

4.ФГОС. Новый образовательный стандарт. Обществознание. 9 класс. Тематический контроль. Рабочая тетрадь. Л.Е. Иркова, Москва, «Национальное образование», 2012




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей