У.: Ребята, вы уже верно определили, что портрет – жанр, изображающий человека. Теперь мы запишем более расширенное определение. Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором запечатлен человек или группа людей. Различают портреты парадный и камерный, парный и групповой. Особенная категория портрета – автопортрет, на котором художник изображает сам себя. Любой портрет можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии. Ученики делают записи в тетрадях. С древнейших времен художники изображали человека – не только на картинах, но и, к примеру в статуях, и даже в наскальной живописи. Портрет всегда был разным, и в каждую эпоху изменялись и идеалы совершенного человека. Запишем имена самых известных художников-портретистов Европы: Альбрехт Дюрер (1471-1528) Микеланджело де Караваджо (1573-1610) Эль Греко (1541-1614) Рембрандт )1606-1669) – его портреты считаются вершиной портретного искусства. Портреты-биографии. По характеру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским (из-за особой любви к «униженным и оскорбленным»). Антуан Ватто (1684-1721) Франсуа Буше (1703-1770) Эжен Делакруа (1798-1863) – художественному строю его портрета созвучна музыка Ф. Шопена. В двадцатом столетии условно можно выделить два направления: одно продолжает классические традиции реализма, второе ищет новые абстрактные формы и способы выражения внутреннего мира. У.: Ребята, каких русских художников вы знаете? Дети перечисляют известных им русских художников. У.: именно благодаря жанру портрета русская школа, можно сказать, расцвела, достигнув уровня Европы. В жанре портрета писали лучшие русские художники, запишите их имена: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель. Федор Степанович Рокотов открывает новые грани портретного искусства, благодаря которым образовался новый эмоциональный словарь для выражения впечатления зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость и воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и тени» и др. Также он открывает новые возможности камерного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Посмотрите на экран. Это портрет А. Струйской. Какими красками он написан? Какие черты особенно выделил художник? Д.: Краски темные, но лицо героини как будто светится изнутри. Особенно подчеркнут взгляд. У.: Художники во все времена старались выделить именно глаза, как зеркала души. Следующий портрет вам наверняка знаком. На экране портрет Марии Лопухиной (В. Боровиковский). У.: Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...» Сравним портрет М. Лопухиной и А. Струйской со знаменитой «Джокондой» Леонардо Да Винчи. Что в них общего, а в чем они различны? Дети рассматривают картины и делают предположения. У.: Но не только обыкновенных женщин и мужчин изображали художники. Известный русский творец Илья Репин писал на своих полотнах портреты знаменитых людей. К примеру, у Репина есть портреты А. Бородина, А. Рубинштейна, Л. Толстого. Посмотрите на экран. В чем особенности портрета? Просмотр изображений У.: каждый человек на портрете изображен с предметами, относящимися к их профессиональной деятельности. Рубинштейн – с дирижерской палочкой, Л. Толстой с книгой… И еще они изображены в полный рост. У.: правильно. Ребята. Посмотрите на портрет А. Рубинштейна. Каким произведением он мог дирижировать в этот момент? Д.: Характер у произведения достаточно мужественный, величественный, возможно, грозный. У.: А сейчас – интересное задание. Послушайте вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского и попытайтесь определить, какие особенности этой картины необходимо подчеркнуть дирижеру. Прослушивание фрагмента, выполнение задания. |