СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока искусств в 8 классе "Портрет в искусстве России"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Расширение знаний о жанре портрета в изобразительном искусстве русских художников и музыкальном искусстве. Расширение знаний о портрете великих соотечественников в русском искусстве.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока искусств в 8 классе "Портрет в искусстве России"»

Тема: Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Класс: 8

Тип урока: Урок расширения знаний

Цель урока: Расширение знаний о жанре портрета в изобразительном искусстве и музыке.

Задачи урока:

1. Получение знаний об изобразительной силе музыки и музыкальности изобразительного искусства.

2. Развитие умения зрительской компетенции учащихся.

3. Углубление знаний о терминах изобразительного искусства, о разнообразии произведений русских художников-портретистов.

4. Формирование навыков и умений анализа художественных произведений.

5. Развитие эмоционального отношения к произведениям искусства, изображающим человека.

Методы: словесные, наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод анализа, метод обобщения, метод сравнения

Оборудование:

Компьютер, колонки, учебник, фортепиано, доска.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапов

Организационный этап: проверка усвоения знания по предыдущей теме, сообщение цели и задач урока.

Методы: словесные, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

У.: Добрый день, ребята.

Мы с вами продолжаем путешествие по увлекательному миру искусства. Вы уже знаете, насколько он многообразен, и сколько видов искусства существует на Земле. На прошлых уроках мы с вами говорили о художественных произведениях, показывающих красоту Земли. Как называется этот жанр изобразительного искусства?

Д.: Это жанр пейзажа.

У.: Какие пейзажи вам известны?

Д.: Городской, деревенский, пейзаж в портрете, марина (морской пейзаж)…

У.: А какие музыкальные произведения, раскрывающие красоту природы, вам известны?

Д.: Циклы «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского.

У.: Они похожи или различны?

Д.: Они различны.

У.: Почему?

Д.: Потому что они были написаны в разных эпохах, а также цикл П.И. Чайковского был написан для фортепиано.

У.: А чем они похожи?

Д.: Тем, что повествуют о природе с помощью звуков, во всей ее красоте.

У.: Как вы думаете, ребята, о каком еще жанре мы можем узнать больше? Вы знаете жанр, суть которого – изображение человека?

Д.: Это жанр портрета.

У.: Верно. И именно с этим жанром вы сегодня познакомитесь ближе. Говорить мы будем о жанре портрета в русском искусстве, как наиболее близком и понятном для нас с вами. Вы познакомитесь с некоторыми новыми для вас терминами изобразительного искусства, а также мы узнаем, может ли музыка рисовать человека.

Этап сообщения и расширения знаний. Знакомство с жанром портрета в творчестве знаменитых русских художников. Первичное понимание значимости жанра портрета в музыкальном искусстве.

У.: Ребята, вы уже верно определили, что портрет – жанр, изображающий человека. Теперь мы запишем более расширенное определение.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором запечатлен человек или группа людей. Различают портреты парадный и камерный, парный и групповой. Особенная категория портрета – автопортрет, на котором художник изображает сам себя. Любой портрет можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии.

Ученики делают записи в тетрадях.

С древнейших времен художники изображали человека – не только на картинах, но и, к примеру в статуях, и даже в наскальной живописи.

Портрет всегда был разным, и в каждую эпоху изменялись и идеалы совершенного человека. Запишем имена самых известных художников-портретистов Европы:

Альбрехт Дюрер (1471-1528)

Микеланджело де Караваджо (1573-1610)

Эль Греко (1541-1614)

Рембрандт )1606-1669) – его портреты считаются вершиной портретного искусства. Портреты-биографии. По характеру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским (из-за особой любви к «униженным и оскорбленным»).

Антуан Ватто (1684-1721)

Франсуа Буше (1703-1770)

Эжен Делакруа (1798-1863) – художественному строю его портрета созвучна музыка Ф. Шопена.

В двадцатом столетии условно можно выделить два направления: одно продолжает классические традиции реализма, второе ищет новые абстрактные формы и способы выражения внутреннего мира.

У.: Ребята, каких русских художников вы знаете?

Дети перечисляют известных им русских художников.

У.: именно благодаря жанру портрета русская школа, можно сказать, расцвела, достигнув уровня Европы. В жанре портрета писали лучшие русские художники, запишите их имена:

Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель.

Федор Степанович Рокотов открывает новые грани портретного искусства, благодаря которым образовался новый эмоциональный словарь для выражения впечатления зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость и воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и тени» и др. Также он открывает новые возможности камерного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства.

Посмотрите на экран. Это портрет А. Струйской. Какими красками он написан? Какие черты особенно выделил художник?

Д.: Краски темные, но лицо героини как будто светится изнутри. Особенно подчеркнут взгляд.

У.: Художники во все времена старались выделить именно глаза, как зеркала души.

Следующий портрет вам наверняка знаком.

На экране портрет Марии Лопухиной (В. Боровиковский).

У.: Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»

Сравним портрет М. Лопухиной и А. Струйской со знаменитой «Джокондой» Леонардо Да Винчи. Что в них общего, а в чем они различны?

Дети рассматривают картины и делают предположения.

У.: Но не только обыкновенных женщин и мужчин изображали художники. Известный русский творец Илья Репин писал на своих полотнах портреты знаменитых людей. К примеру, у Репина есть портреты А. Бородина, А. Рубинштейна, Л. Толстого. Посмотрите на экран. В чем особенности портрета?

Просмотр изображений

У.: каждый человек на портрете изображен с предметами, относящимися к их профессиональной деятельности. Рубинштейн – с дирижерской палочкой, Л. Толстой с книгой…

И еще они изображены в полный рост.

У.: правильно. Ребята. Посмотрите на портрет А. Рубинштейна. Каким произведением он мог дирижировать в этот момент?

Д.: Характер у произведения достаточно мужественный, величественный, возможно, грозный.

У.: А сейчас – интересное задание. Послушайте вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского и попытайтесь определить, какие особенности этой картины необходимо подчеркнуть дирижеру.

Прослушивание фрагмента, выполнение задания.

Этап обобщения знаний.

У.: Итак, ребята, с каким жанром изобразительного искусства вы сегодня познакомились?

Д.: С жанром портрета.

У.: что такое портрет?

Д.: Это жанр, изображающий человека или группу людей.

У.: С какими русскими художниками-портретистами вы познакомились?

Д.: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель.

У.: Ребята, а с помощью чего художники подчеркивали особенные черты людей в портретах?

Д.: С помощью красок, светотени, подчеркивания особых обстоятельств написания портрета, предметов, которыми они окружали модель.

У.: А можем ли мы сказать, что в музыке тоже сокрыт портрет? Почему?

Д.: Да, потому что зачастую музыканты посвящали свои произведения другим людям, а также наделяли свои произведения особенными чертами, стилем.

У.: Спасибо за урок, ребята. До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!