СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории "Образование в России в XVIII веке" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по истории России предназначен для 8 класса, соответствует учебнику под редакцией Торкунова.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории "Образование в России в XVIII веке" (8 класс)»

План-конспект урока истории России в 8 классе.

Тема: Образование в России в XVIII веке.

Цели урока: Раскрыть факторы, оказавшие влияние на развитие образования в XVIII веке, выяснить, в чём заключались успехи в развитии образования при Екатерине-II и какие недостатки имела система образования данного периода.

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника; развивать речь, мышление;

воспитывать интерес к истории российской культуры.

Планируемые результаты

Предметные:

определять роль русского образования в развитии общества, а также аспекты усиления западноевропейского влияния на данную сферу;
оценивать значение деятельности выдающихся представителей образования России второй половины XVIII в.;
научиться применять основные термины по теме;

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории; уважение к историческому прошлому других народов.

Метапредметные:

Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;

Познавательные: - умение работать с информацией учебника, анализировать документы; выявлять причинно-следственные связи, представлять результаты своей учебной деятельности

Коммуникативные: умения точно и грамотно выражать свои мысли, принимать чужую точку зрения, согласовывать свои действия в ходе работы в группах.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Слайд 2.

Беседа по вопросам:

  1. Какие новые идеи стали распространяться в России в XVIII веке? Каково второе значение слова «просвещение»?

  2. Какие достижения в развитии образования в XVIII веке вы знаете? Заполните таблицу:

Какие учебные заведения были открыты:

При Петре-I

При Анне Иоанновне

При Елизавете Петровне

При Екатерине-II







  • Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы

  • Шляхетский корпус

  • Академия Наук

  • Московский университет(1755)

  • Циферные школы для дворян

  • «Императорское воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге (1764)

  • Коммерческое училище в Москве

Изучение нового материала.

Работа с документами.

  1. Историк об Институте благородных девиц.

«Большинство учителей были француженками, и преподавание велось на французском языке. В результате очень многие смолянки лишь с трудом могли говорить и писать по-русски».

  1. Из «Записок» княгини Е. Р. Дашковой.

«С замужеством и переездом в Москву передо мной открылся новый мир, новая жизнь, которая меня пугала тем более, что она не походила на всё то, к чему я привыкла. Меня смущало и то обстоятельство, что я довольно плохо изъяснялась по-русски, а моя свекровь не знала ни одного иностранного языка. Я решила заниматься русским языком и вскоре сделала большие успехи».

Беседа по вопросам.

  1. Что объединяет приведённые фрагменты? (обучение Дашковой, как и обучение в Институте благородных девиц, велось на иностранном языке).

  2. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что многие русские дворяне не знали русского языка? (воспитателями русских дворян были иностранцы, в т. ч. бежавшие от Французской революции; в те времена иностранные языки, в том числе французский, были очень популярны, поэтому отсутствовала потребность изучать русский язык).



Прослушайте текст и ответьте на вопросы.

«Ставя перед собой задачу «воспитать новую породу людей»-ввести в стране общее образование, Екатерина-II упорно преодолевая стоявшие на пути к этой цели трудности. В России отсутствовали подготовленные для этого учителя, подходящие школы и необходимые учебники. По приглашению Екатерины-II в столицу прибыл педагог-серб Теодор Янкович де Мириево (в России его называли Фёдор Иванович). При его участии в Петербурге в 1779 г. была создана Учительская семинария, где преподавали молодые учёные из Петербургской Академии Наук, а воспитанники становились учителями. Янкович подготовил свыше 70 учебников, им был составлен» Устав народным училищам в Российской империи, в соответствии с которым в городах открывались общеобразовательные и доступные всем школы-народные училища. Занятия в них продолжались с 8 до 11 утра, а после перерыва-с 14 до 16 часов вновь шли уроки. Предметы преподавались на родном языке. Учитель делал запись на классной доске, перекличку в начале урока с целью отметить отсутствующих, вёл классный журнал. Ученики поднимали руку при желании ответить, сдавали обязательные экзамены, отдыхали во время каникул. В 1786 г. были открыты первые 25 училищ, ва в конце XVIII века их было уже около 300».

Беседа по вопросам.

  1. С какой целью Екатерина-II провела школьную реформу?

  2. В чём заключалась реформа?

  3. Удалось ли императрице достичь поставленной цели? Свой ответ аргументируйте.

  4. В чём состоит вклад Т. Янковича в развитие образования в России?

  5. Что из задумок Т. Янковича присутствует в современных школах?

Слайд 3.

Работа с учебником (стр. 78).

Задание: составьте конспект о Московском университете по вопросам Слайд 6.

Сравните университеты Западной Европы с Московским университетом. Заполните таблицу. (Слайд 7)

Работа с учебником (с. 79). Беседа по вопросам.

Академия художеств (стр. 79)

  1. Когда открыта?

  2. По чьей инициативе?

  3. Кого готовила?

  4. Где размещалась?

  5. Знаменитые выпускники .

Работа над заданием.

Заполните пропуски в тексте.

При активной, можно сказать определяющей, роли И. И. Шувалова в Петербурге в _____г., указом императрицы _____ была открыта Академия трёх знатнейших художеств-_____, _____, _____ . И. И. Шувалов стал её президентом. Вместе с ним в создании этого учебного заведения принимал участие учёный-энциклопедист ______. Принимались в Академию для обучения способные выходцы из ______сословий, даже ____ с согласия своих помещиков. На первых порах Академия располагалась во дворце ______. А В 1765 г. при императрице ______началось строительство здания Академии художеств. Уже в первом выпуске Академии художеств зазвучали имена скульптора ______, архитектора______, художника _____, без которых невозможно представить искусство XVIII-начала XIX века. Примерно половину имевшегося в Академии книжного фонда составило личное собрание И. И. Шувалова, часть которого он передал своему детищу. Кроме того, он подарил Академии собственную художественную коллекцию из 104 картин.

Работа с учебником (стр. 80, рубрика «История в лицах: современники»)

  1. Дайте определение понятию «меценат».

  2. Докажите, что И. И. Шувалов был меценатом. Приведите не менее трёх фактов.



Закрепление нового материала.

  1. Работа с таблицей(слайд 9).

  2. Заполнение схемы (слайд 10).

  3. Задание:

Расположите учебные заведения в хронологической последовательности их открытия:

А. Московский университет

Б. Шляхетский корпус

В. Смольный институт благородных девиц

Г. Школа математических и навигацких наук

Д. Академия художеств

(Г, Б, А, Д, В.)

  1. Какие два из этих учебных заведений вы считаете наиболее значимыми и почему?

  2. Почему, несмотря на перемены, народ в большинстве своём оставался неграмотным?

  3. Можно ли утверждать, что система образования в России во II половине XVIII века носила всесословный характер?

Подведение итогов урока.

Беседа по вопросу.

Было ли образование таким, каким мы его привыкли видеть сегодня, без достижений II половины XVII века? Свой ответ аргументируйте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!