Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 14 г.Феодосии Республики Крым»
Разработка урока истории Древнего мира
по теме:
«ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЕ ЦАРСТВО»
(5 класс)
учителя истории и обществознания
Цикал Натальи Алексеевны
Феодосия-2018
Урок №________
Дата:__________
Учитель: Цикал Н. А.
План-конспект урока
Истории Древнего мира
Тема урока: «Древнееврейское царство»
Класс:5
Цели урока:
1. Образовательная - формирование системы представлений о Древней Палестине и её правителях. Выявление особенностей религии еврейского народа. Формирование навыков работы с новой информацией, умения выделять главную информацию из текста.
2.Развивающая - развитие мышления, интеллектуальных умений, самостоятельности при выполнении заданий. Развитие умения правильно отвечать на вопросы, гибко оперировать информаций, правильно отображать материал.
3. Воспитательная - формирование сознательной дисциплины, умения находить контакт другом с другом, доказывать свое мнение, умения работать в коллективе. Воспитание нравственных качеств личности, уважения к историческому прошлому и
культурному наследию древних цивилизаций.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | |
Обрести познавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать подвиги Самсона и Давида; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру своего и других народов. Учиться быть толерантным. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; | Давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; решать развивающие и проблемные задачи; выделять в тексте главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы. | Формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Рассказывать о древнееврейском царстве, используя основные и дополнительные источники информации, давать образную характеристику исторических личностей, расширяя опыт оценочной деятельности, выявлять закономерности исторического развития. |
Основные понятия: скрижали, праща'(— метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника), жертвенник.
Основные даты: Х век до н.э.- Иерусалим становится столицей Древнееврейского царства.
Персоналии: Саул, Давид, Соломон.
Оборудование: учебник История Древнего мира 5 класс / Вигасин, Годер, Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014; атлас по Истории Древнего мира 5 класс.
Тип урока: урок по усвоению новых знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Технологии обучения: развивающего обучения, коллективного способа обучения.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Целевая установка
3. Изучение нового материала
4. Физминутка
5.Рефлексия
6. Подведение итогов урока
Ход урока:
1.Взаимное приветствие. Учет посещаемости.
2.Целевая установка:
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Библейские сказания)
Завершили рассмотрение прошлой темы историей о том, как долго евреи шли к благодатной земле Палестине.
Как вы считаете, чему будет посвящен сегодняшний наш урок? (Государству евреев).
Запишите тему урока: «Древнееврейское царство».
Давайте сформулируем цель нашего урока (узнать, где находилось древнее государство евреев, особенности месторасположения, познакомиться с правителями, религией Палестины).
Какими будут способы достижения намеченной цели? (Работа с разными видами информации, работа с атласом, самые важные сведения записать в тетерадь).
3. Изучение нового материала
Древняя Палестина. Образование Израильского царства. Цари Израиля. Рассказ учителя.
Первоначально евреи проживали на юге Месопотамии, за рекой Евфрат. В поисках плодородных земель и пастбищ они кочевали по просторам Передней Азии. В XII- XIII вв.до н. э. евреи обосновались в Палестине (карта с. 84 в учебнике, с.11 – в атласе). Здесь им пришлось воевать с местным населением - филистимлянами, война закончилась победой евреев. Сначала у еврейского народа не было единого государства, они жили племенами, во главе которых стояли старейшины. В конце XI в. до н. э. племена объединились и образовали свое царство - Израиль. Х век до н.э.- Иерусалим становится столицей Древнееврейского царства (запись в тетрадь). Первым царем и основателем объединенного Израильского царства был Саул, так же известен как создатель регулярной еврейской армии.
Следующим царем был Давид.
Задание 1: найти в учебнике информацию о царе Давиде (с. 83).
Вопросы:1) Кем Давид был до того как стал царем? 2) Над кем и как одержал победу Давид? Какие качества в борьбе с врагами ценили древние евреи? 3) Что сделал Давид для своего государства, будучи царем?
Запись понятия «праща» в тетрадь.
После Давида на престол вступил его сын Соломон.
Задание 2: найти в учебнике информацию о царе Соломоне (с. 83-84).
Вопросы: 1) Приведите примеры мудрости Соломона как правителя и судьи.2) Что произошло с Израилем после смерти Соломона?
4.Физкультминутка.
Религия евреев. Рассказ учителя.
Как и другие народы Древнего Востока, евреи сначала были язычниками. Но они первыми перешли от многобожия к единобожию, стали почитать одного бога - Яхве. Бог дал людям 10 заповедей- правил, по которым необходимо жить. Эти правила были записаны на каменных плитах – скрижалях, которые Бог вручил вождю евреев - Моисею. Религиозные верования евреев изложены в Ветхом Завете, который является наиболее древней частью священной книги христиан- Библии. Религия евреев называется иудаизм.
Запись понятия «скрижали» в тетрадь.
вопросы: 1) Что сделал Моисей для израильского народа? 2) Почему евреи назвали себя богоизбранным народом?
Работа с источником:
10 заповедей
1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего чужого
В чем смысл важнейших заповедей, которые дал Бог Яхве еврейскому народу?
Работа в паре с материалом 4 подпункта учебника «Храм в Иерусалиме» с. 84. Составление вопросов в тетради. Запись понятия «жертвенник» в тетрадь.
Вывод:
Израиль возник в результате прихода евреев в Палестину;
Евреи- первые перешли от многобожия к вере в одного Бога;
После смерти Соломона страна разделилась на два соперничающих государства- Иудею и Израиль.
Проверка усвоения знаний.
1. Какое значение имеют заповеди, записанные на скрижалях и врученные Богом Моисею, в наше время?
2. Сравните образ жизни жителей Палестины и соседней Финикии. Есть ли отличия? Свой ответ поясните.
Работаем устно:
1) Дать общее название логической цепочке:
Племена евреев- Израиль- Израиль и Иудея
Саул- Давид- Соломон
Яхве- иудаизм- Ветхий Завет
2)Известно, что древнеевреские племена жили среди многих других народов между Египтом, Вавилонией и финикийским побережьем Средиземного моря. Как вы думаете, почему земледелие не было их главным занятием?
5. Рефлексия.
Продолжить фразу:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я научился…
Мне было сложно на уроке…
6. Оценивание работы учащихся на уроке с учетом самооценивания и оценки товарищей, выставление отметок.
Домашнее задание: параграф 17 читать, пересказывать, отвечать на вопросы с.85, дополнительно (по желанию): ответить на вопросы рубрики «Подумайте».