СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории России в 6 классе по теме: "Культура Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока составлен в соответствии ФГОС. Используемый УМК: учебник История России 6 класс, авторы – Андреев И. Л., Федоров И. Н.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории России в 6 классе по теме: "Культура Руси"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 г. Феодосии Республики Крым»















Разработка урока истории России

по теме:

«Культура Руси»

(6 класс)








учителя истории и обществознания

Цикал Натальи Алексеевны













Феодосия-2019




Урок №________

Дата:_______________

Учитель: Цикал Н. А.

План-конспект урока

истории России, 6 класс

Тема: Культура Руси

Цели урока:

- Рассмотреть особенности культуры русских княжеств, охарактеризовать главную идею литературного творчества, познакомить с выдающимися памятниками архитектуры и иконописи ХII-ХШ вв. 

-Развитие умений и навыков анализировать материал, давать сравнительную характеристику событиям и явлениям культурной жизни, устанавливать межпредметные связи, делать выводы, давать свою оценку событиям.

-Способствовать развитию интереса к историческому и культурному наследию своего Отечества.

Тип урока: урок по усвоению новых знаний.

Оборудование: учебник История России 6 класс, авторы – Андреев И. Л., Федоров И. Н., проектор, ноутбук, интерактивная доска, видеоматериалы, иллюстрации.

Место урока в изучаемом курсе: тема данного урока является частью темы: «Русь в середине XII – начале XIII в.» курса истории России, на изучение темы отводится 3 часа.

Планируемые результаты:

- предметные

Учащиеся научатся определять понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный;

Получат возможность научиться: характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

-метапредметные

познавательные УУД: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания.

коммуникативные УУД: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой.

регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.

-личностные:

оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Технологии обучения: проблемное обучение и эвристическая беседа, работа с понятиями, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.


План урока:


  1. Особенности культуры XII-XIII вв.

  2. Литература.

  3. Зодчество.

  4. Живопись.


Ход урока:

1.Организационный момент. Взаимное приветствие, учет посещаемости, определение темы урока, мотивация учащихся, выявление целей урока. Задание на следующий урок.

Опрос по теме: «Боярские республики Северо-Западной Руси» (фронтальный).

2.Изучение новой темы

Проблемное задание

(Приступая к рассмотрению новой темы, учитель ставит перед учениками проблемное задание)

Какое влияние, на ваш взгляд,  оказала раздробленность на культурное развитие русских земель?

  Учитель и учащиеся дают определение культуры и записывают его в тетради.


   Культура – это совокупность достижений человечества.

   Культура бывает двух видов: материальная и духовная.


               Особенности культуры XII-XIII веков:

- раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры,

- древнерусская культура получила новые источники для своего развития,

- появились местные культурные центры (Великий Новгород, Псков, Галич, Владимир – на – Клязьме),

- складывались собственные культурные традиции.


   Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что вычленение отдельных княжеств не только не приостановило развитие культуры, но и содействовало ее дальнейшему расцвету. Наиболее совершенные памятники искусства и литературы Древней Руси были созданы в этот период. Несмотря на пестроту местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Каждый князь был заинтересован в развитии своего княжества, в увековечении своего имени, поэтому заботился о развитии летописного дела, приглашал зодчих и иконописцев.

   В данный период времени шло накопление научных знаний, однако по-прежнему решающее влияние на общество оказывала церковь.


   Работа с текстом учебника на с. 115-116.

 

    Учитель объясняет, что после распада государства и до монгольского нашествия литература в целом продолжала следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках. Рассматриваются основные идеи литературы:

- единство Руси,

 - смысл жизни, гармоничность человека, идеальный правитель,

- высоконравственный человек.


Физминутка.


Затем разбираем литературные жанры: летописи и повести. 

Приводим примеры («Повесть временных лет», «Поучение детям», «Слово о полку Игореве».)

Записываем в тетради определение:

    Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам (летам).

     С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. В условиях обособления земель значительно увеличивается количество центров летописания.

       Летописцы сосредоточивали внимание на местных событиях, рассматривая историю своих земель как продолжение истории Русского государства. Появляются родовые княжеские летописи, жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, как правило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. Это усиливало светское направление в летописании.

 Древнейшая  дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

      Величайшими литературными памятниками являются такие произведения как «Слово о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха,  «Моление» Даниила Заточника.

    Класс делится на 3 группы, каждая группа работает со своим произведением из выше перечисленных, а затем отвечает на вопросы учителя.

Учащимся 1группы предлагается вспомнить содержание «Поучения детям» Владимира Мономаха (стр. 67). Просмотр видеофрагмента.

Вопросы:- Какие наставления дает Владимир Мономах потомкам?

                - Можно ли на основе этого текста охарактеризовать нравы людей того времени?

Учащимся 2 группы предлагается познакомиться с идеями «Моления» Даниила Заточника (стр. 118 учебника).

(Ряд исследователей считает, что это произведение является образцом смеховой литературы XII в. Даниил Заточник Даниил с юмором рассказывает о своей бедности и тонко иронизирует над всесилием князя: «Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дома не истощить». Смысл этого рассуждения ясен: отказав в милости, князь как бы признается в собственной бедности, а такого быть никак не может). Выступление учащегося с сообщением.

Вопросы учащимся:

1. Опираясь на текст, охарактеризуйте автора (уровень его образования, социальное положение).

2. Как вы думаете, почему «Моление» относят к смеховой древнерусской литературе? Можно ли сказать, что автор избрал своеобразную форму разговора с князем? Обоснуйте свое мнение.

3. Как вы думаете, какой могла быть реакция князя на это послание?

Учащиеся 3 группы  работают с отрывком из «Слова о полку Игореве» на стр. 96 учебника.

 Демонстрация отрывка из произведения «Слово о полку Игореве»

    «Слово о полку Игореве» (около 1187 г.). В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но описание этого похода служит автору лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины поражений в борьбе с кочевниками, причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. Центральным в «Слове» является образ Русской земли. Автор обращается к князьям с призывом прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасности, чтобы «загородить Полю ворота», постоять «за землю Русскую», защитить южные границы Руси. Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры вообще.

Просмотр видеофрагмента.

Вопросы: - Каковы причины поражения в борьбе с кочевникам?,

                 - На каких князей необходимо равняться и почему?


        Архитектура и ее виды:  деревянная и каменная.

       С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой. Архитектура ХП-ХШ вв. отличается от предшествующего   периода   уменьшением   объемов   и   упрощением внешнего вида каменных зданий. Интерьеры стали более четкими и почти квадратными в плане и строго подчиненными центральному подкупольному пространству. Многие русские земли, имея собственных строителей, все же продолжали киевскую архитектурную традицию.  При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные ее особенности. Работа с материалом учебника - «Устройство православного храма» с. 119-122.

Со второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние. В древнерусской архитектуре появились храмы башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Наиболее ранним примером такого храма является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), а также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устремленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана. (просмотр иллюстраций).

       Во Владимиро-Суздальском княжестве особенно активно каменное строительство велось при Андрее Боголюбском. Успенский собор во Владимиреотличался как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси. Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, сложно-профилированными пилястрами. От своих предшественников Успенский собор отличался конструкцией, размерами и вытянутыми пропорциями (он выше Софийских соборов в Киеве и Новгороде). (просмотр иллюстраций).

Достижением русского зодчества стала построенная в 1166 г. церковь Покрова на Нерликоторая поражает своей утонченностью и стройностью форм, (сообщение учащегося). Это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. Он стоит на пересечении важнейших торговых водных магистралей и виден со всех сторон. Сначала был заложен мощный фундамент высотой 1,6 м из булыжников, залитых известью. На фундаменте начинали возводить стены и по мере их возведения строители засыпали как внутренность будущего храма, так и вокруг него, землей. Так появился холм высотой 4 м. На этом холме и стоит церковь. Церковь небольшая, но у окружающих складывается ощущение, что она грандиозна и величественна. Строители несколько наклонили стены храма внутрь и уменьшили верх здания по сравнению с высотой стен, чтобы создавалось впечатление о высоте строения. Церковь украшена 33 рельефными изображениями. Богатая декоративная резьба придает облику здания почти скульптурную завершенность. Это выдающийся памятник не только древнерусской, но и мировой архитектуры.

В годы правления князя Всеволода Большое Гнездо был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор во Владимире, символизировавший могущество «владимирского самовластца».   Верхняя  часть  постройки,  над аркатурным  поясом, обильно декорирована резьбой по белому камню. Каменная резьба под влиянием традиций русской народной деревянной резьбы становится более плоской и орнаментальной в отличие от «круглой» романской. Искусствовед Л.Д. Любимов писал: «Мы глядим на его высокие стены и не можем наглядеться. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских каменосечцев».

Учащимся предлагается, используя иллюстрации, объяснить, почему резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне, а иногда и каменным ковром

       

В Новгородской феодальной республике формирование самостоятельной архитектурной школы и разработка новых архитектурных форм происходили в специфических социально-политических условиях. Начиная с церкви Бориса и Глеба в Детинце (1167), почти все новгородские храмы возводились уже не по княжескому заказу, а на средства бояр, купцов или прихожан. Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяло новгородским зодчим в короткие сроки создавать сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков. К началу ХШ е. в Новгороде сложился тип храма простой формы с трехлопастным членением фасадов, наличием только одной апсиды. При таком построении даже маленькая церковь кажется величественной. Ярким памятником новгородского зодчества явилась церковь Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Вниманию учащихся предлагается иллюстрация Георгиевской церкви на Ладоге. Маленькая, почти квадратная в плане, не лишенная изящества, она производит впечатление слепленной из глины, хотя в ее постройке были использованы обычные для новгородского зодчества материалы — природный камень и кирпич. (Просмотр иллюстраций)

Далее учитель обращается к иллюстрации церкви Спаса на Нередице, которая, по мнению ряда ученых, является образцовым памятником новгородской архитектуры второй половины XII в. Она была выстроена в 1198 г. по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича на его загородном дворе. Несмотря на свои небольшие размеры, она производит впечатление монументального сооружения. У нее толстые шероховатые стены, широкие и плоские далеко выступающие лопатки, массивный барабан с восемью узкими, доходящими только до середины его высоты окнами. Единственное украшение храма — аркатурный пояс под куполом. В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса на Нередице была превращена в руины. В настоящее время она восстановлена, однако внутреннее убранство и росписи стен погибли. (Просмотр иллюстраций)

Вопрос учащимся: Каковы были отличия храмового строительства Владимиро-Суздальской и Новгородской земли?

         Учитель вместе с учениками разбирает, что такое живопись.

Учащиеся вспоминают определения:

            - Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

            Фреска – техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке.

            Иконопись – изображение, образ.

             

К началу XII в. дорогая и трудоемкая мозаика вытесняется фреской. От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире. 

В росписях соборов Владимиро-Суздальской земли, особенно в правление Всеволода, иностранным мастерам помогали уже и русские мастера. Икон XII в. сохранилось мало, но среди них подлинные шедевры: икона «Богоматерь Владимирская», написанная византийским автором, и икона «Дмитрий Солунский».

Название иконы «Богоматерь Владимирская» связано с ее долгим пребыванием во Владимире. По преданию, икона написана евангелистом Лукой, была в Иерусалиме, Константинополе, затем в Киеве, откуда Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир. Эта икона — один из вариантов Богоматери Умиление (милующаяся) — самый проникновенный в живописи образ, передающий ласкание матери и ребенка.

На иконе «Дмитрий Солунский» изображен воин и мученик, умерщвленный при императоре Диоклетиане за приверженность христианству и почитаемый как покровитель воинства и славян. На его троне знак князя Всеволода Большое Гнездо. В правой руке Дмитрий Солунский держит меч — символ незыблемой княжеской власти. Предполагают, что это портретное изображение самого князя. У видевших икону, невольно возникали ассоциации с князем, который призван творить правый суд и оберегать свой Народ. (Просмотр иллюстраций).


3.Подведение итогов урока.

                                     Проблемное задание

( После рассмотрения всех вопросов  учащиеся дают ответ на проблемное задание)

  Какое влияние, на ваш взгляд,  оказала раздробленность на культурное развитие русских земель?

4.Рефлексия.

5.Оценивание деятельности за урок по её результатам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!