План-конспект урока истории в 5 классе
(с использованием педагогических технологий)
Тема урока: Чему учил Конфуций.
Цели: а) учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; получать необходимую информацию посредством изучения и анализа материалов; вырабатывать коллективные решения, предлагать альтернативные пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения.
б) развивать самостоятельность мышления, учиться ставить цели и достигать их, формировать собственную жизненную позицию, учиться работать в команде, адекватно оценивать свою работу.
Используемые технологии: кейс-технологии, проблемного и развивающего обучения, групповой деятельности, игровые, информационно-коммуникационные.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, кейсы с подборкой материалов.
Структура урока:
№ этапа | Название этапа урока и используемые методы | Действия учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный момент | На слайде тема урока, портрет Конфуция. Учитель организует работу в группах, распределяет роли, раздает кейсы, карточки с алгоритмом ответа для спикеров, карточки оценивания | Учащиеся занимают места в группах, записывают тему урока. |
2 | Подведение к определению и осмыслению проблемы (технология развивающего обучения) | Вопросы учителя: Мы с вами познакомились с различными древними государствами (цивилизациями). В каждом из государств устанавливались свои законы и правила поведения людей, отношения между людьми. Какой принцип отношений между людьми лежал в основе законов Хаммурапи? Чему учили заповеди Бога Яхв Чему учил основатель новой религии индийцев – Будда? Какой вывод можно сделать из этих примеров? Давайте вспомним, кто такой Конфуций? Чем он прославился? | Предполагаемые ответы учащихся: Око за око, зуб за зуб, т.е. за проступок следовало не менее жестокое, а иногда и более жестокое наказание. Не убий, не укради, почитай отца и мать. Не брать чужого, никому не завидовать, стремиться к добру, оценивать человека по его личным качествам, а не по происхождению. У разных народов в разные времена правила поведения людей были во многом похожи. |
3 | Знакомство с конкретной ситуацией Театрализация (технологии проблемного обучения, игровая и групповая) | Учитель предлагает обсудить увиденное. Вам встречались подобные ситуации в жизни? В чем проблемность этой ситуации? Вы увидели, что перед ребятами был выбор, как поступить? Чье поведение можно отнести к добрым поступкам? Какую же проблему нам предстоит решить? Кто поможет нам научиться правильно делать выбор? Что для этого нам надо сделать? Как вы думаете, мы сами могли бы сформулировать и вывести правила достойного поведения? Какой учебный продукт мы должны получить? У нас 3 группы. Сколько таких правил у нас сегодня может быть выведено? Как нам необходимо организовать работу в группах, чтобы добиться успеха? | Дети представляют реальную ситуацию: Стулья имитируют сиденья автобуса. На первых двух сидят два мальчика, которые увлеченно играют телефонами. На следующих сидениях еще мальчик и девочка. Входит старичок, охает, держится за спину. Мальчишки с первых сидений тут же притворяются, что спят, закрывают глаза. Мальчик с заднего сидения встает и уступает место старику. Возможные ответы детей: Делать выбор между добрыми и дурными поступками, учиться вести себя достойно. Поможет Конфуций. Для этого надо выяснить, чему же он учил. Мы можем вывести правила поведения воспитанного человека. Для этого нам надо работать слаженно и помогать друг другу. |
4 | Работа в группах с материалами кейсов (кейс-технологии, метод «мозгового штурма») | Учитель переходит от группы к группе, направляет в нужное русло обсуждение. | Учащиеся знакомятся с материалами кейса, изучают, обсуждают, обмениваются мнениями. Руководит обсуждением координатор, секретарь записывает основные положения общего ответа, спикер проговаривает в группе ответ в соответствии с алгоритмом, предложенным учителем. Секретарь выведенное правило записывает на лист. |
5 | Презентация и определение результатов работы малых групп на общей дискуссии (технология развивающего обучения, метод дискуссии) | Учитель предлагает спикерами от каждой группы представить результаты работы групп. Предлагает высказать свою точку зрения других членов дискуссии на рассматриваемую проблему. Вопросы: Почему надо уважать старость? Согласны ли вы с появившимся в обществе мнением, что старики не могут принести реальную пользу, а значит и не нужны? Так ли нужны знания человеку? Чем опасно для самого человека, нарушающего правила приличий, подобное поведение? Почему нужно руководствоваться в жизни «золотым правилом нравственности»? | Возможные ответы от групп: Группа 1: Из представленных в кейсе материалов можно сделать вывод: Конфуций учит относиться уважительно друг к другу, как в семье, так и в государстве, в обществе. Конфуций учит уважительному отношению к родителям. Высказывание Конфуция «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога», - мы понимаем так: радость, что у человека есть родители, которые его любят, тревога, потому что родители стареют, могут заболеть и умереть. Поэтому мы вывели правило: Уважительно относись к старшим, уважай и береги своих родителей. |
6. | Экспертиза результатов работы (информационно-коммуникациционная технология, метод обобщающей беседы) | На экране появляется высказывание Конфуция: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе» Все ли традиции и обычаи древних китайцев вам понятны? Со всеми правилами вы были согласны или нет? Если нет, то с чем? Всеми ли поучениями Конфуция можно руководствоваться? Какие из них и сегодня остаются значимыми для нас? Актуальна ли проблема воспитания и поведения для сегодняшнего дня? Всегда ли люди поступают с позиций добра? Для чего нам нужно знать правила и традиции древних? | Группа 2. Из материалов кейса можно сделать вывод. Что Конфуций считал воспитанным человека, который уважал обычаи и традиции других, прилично вел себя за столом. Этому должны учиться все. Очень важно следить за своим внешним видом, соблюдать правила гигиены. Если видишь. Как по-разному ведут себя люди, нужно брать пример только с хороших поступков. Мы вывели такое правило: Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других. Группа 3. Изучив материалы кейса, мы пришли к выводу, что Конфуций прав, говоря, что высшая мудрость в учении. Чтобы стать уважаемым и образованным человеком, нужно много и старательно учиться. Мы сейчас мало задумываемся о пользе учения, но нам следует прислушиваться к тому, что говорят нам учителя и родители. Мы вывели такое правило: Учись прилежно, знания пригодятся в будущем. |
7 | Подведение итогов работы. Рефлексия. Самооценка | Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу товарищей в группах. Учитель на основании своих наблюдений и баллов в карточках оценивания выставляет отметки за работу. | Учащиеся дают словесную оценку и информируют о баллах, полученных членами групп в ходе обсуждения материалов кейса. |
8 | Домашнее задание | Учитель предлагает выбрать любое из высказываний Конфуция на стр.103 и письменно объяснить, как они понимают. | |
Литература:
Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2015
Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира к учебным комплектам А. А. Вигасина и др. – Москва: Вако,2013.
Фещенко Т.С. Современное обучение: работаем по новым стандартам. – Часть1. –Как управлять уроком. УЦ Перспектива, Москва, 2013.
Интернет-ресурсы
http://prezentacii.com/istorii/10606-chemu-uchil-kitayskiy-mudrec-konfuciy-5-klass.html
Материалы кейса
1-я группа. Высшая добродетель – уважение к старшим
Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен. В семье младшие должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.
Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-либо древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти. Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве, в обществе, должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, не нагрубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Он ведет себя и с теми и с другими, зная свое место и не теряя достоинства: со старшими почтительно, с младшими – благосклонно.
Вопросы:
Что Конфуций говорил об отношениях в семье?
Как учил относиться к старшим, к родителям?
Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога».
Какое правило поведения можно вывести из данного текста?
2-я группа. Как должны вести себя учтивые китайцы
Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый (вежливый) китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти по циновкам, расстеленным по полу, считалось неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.
Вопросы:
Каким, по мнению Конфуция, должен быть воспитанный, то есть, учтивый человек?
Всегда ли сегодня люди соблюдают правила приличного поведения, аккуратно одеваются, следят за своими манерами?
Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что воспитанного человека легко узнать по его поведению?
Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю».
Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?
3-я группа. Мудрость – в знании старинных книг.
Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних. Среди этих книг были изречения, предания, песни. А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку окунали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова.
Вопросы:
Чему учил Конфуций своих учеников?
Что из себя представляли древнекитайские книги?
Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, что нужно читать книги? Может быть, достаточно интернета и телевизора?
Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе»?
Какое правило можно вывести из прочитанного материала?