СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории в 5 классе (с использованием педагогических технологий) Тема урока: Чему учил Конфуций.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: а) учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; получать  необходимую информацию посредством изучения и анализа  материалов; вырабатывать коллективные решения, предлагать альтернативные пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения.

             б) развивать самостоятельность мышления, учиться ставить цели и достигать их, формировать собственную жизненную позицию, учиться работать в команде, адекватно оценивать свою работу.

Используемые  технологии: кейс-технологии, проблемного и развивающего обучения, групповой деятельности, игровые, информационно-коммуникационные.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, кейсы с подборкой материалов.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории в 5 классе (с использованием педагогических технологий) Тема урока: Чему учил Конфуций.»

План-конспект урока истории в 5 классе

(с использованием педагогических технологий)

Тема урока: Чему учил Конфуций.

Цели: а) учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; получать необходимую информацию посредством изучения и анализа материалов; вырабатывать коллективные решения, предлагать альтернативные пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения.

б) развивать самостоятельность мышления, учиться ставить цели и достигать их, формировать собственную жизненную позицию, учиться работать в команде, адекватно оценивать свою работу.

Используемые технологии: кейс-технологии, проблемного и развивающего обучения, групповой деятельности, игровые, информационно-коммуникационные.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, кейсы с подборкой материалов.

Структура урока:

этапа

Название этапа урока и используемые методы


Действия учителя


Деятельность учеников

1

Организационный момент

На слайде тема урока, портрет Конфуция. Учитель организует работу в группах, распределяет роли, раздает кейсы, карточки с алгоритмом ответа для спикеров, карточки оценивания

Учащиеся занимают места в группах, записывают тему урока.

2

Подведение к определению и осмыслению проблемы

(технология развивающего обучения)

Вопросы учителя:

Мы с вами познакомились с различными древними государствами (цивилизациями). В каждом из государств устанавливались свои законы и правила поведения людей, отношения между людьми.

Какой принцип отношений между людьми лежал в основе законов Хаммурапи?

Чему учили заповеди Бога Яхв

Чему учил основатель новой религии индийцев – Будда?

Какой вывод можно сделать из этих примеров?

Давайте вспомним, кто такой Конфуций? Чем он прославился?

Предполагаемые ответы учащихся:

Око за око, зуб за зуб, т.е. за проступок следовало не менее жестокое, а иногда и более жестокое наказание.

Не убий, не укради, почитай отца и мать.

Не брать чужого, никому не завидовать, стремиться к добру, оценивать человека по его личным качествам, а не по происхождению.

У разных народов в разные времена правила поведения людей были во многом похожи.


3

Знакомство с конкретной ситуацией

Театрализация (технологии проблемного обучения, игровая и групповая)


Учитель предлагает обсудить увиденное. Вам встречались подобные ситуации в жизни? В чем проблемность этой ситуации?

Вы увидели, что перед ребятами был выбор, как поступить? Чье поведение можно отнести к добрым поступкам?

Какую же проблему нам предстоит решить? Кто поможет нам научиться правильно делать выбор?

Что для этого нам надо сделать?

Как вы думаете, мы сами могли бы сформулировать и вывести правила достойного поведения? Какой учебный продукт мы должны получить?

У нас 3 группы. Сколько таких правил у нас сегодня может быть выведено? Как нам необходимо организовать работу в группах, чтобы добиться успеха?

Дети представляют реальную ситуацию:

Стулья имитируют сиденья автобуса. На первых двух сидят два мальчика, которые увлеченно играют телефонами. На следующих сидениях еще мальчик и девочка. Входит старичок, охает, держится за спину. Мальчишки с первых сидений тут же притворяются, что спят, закрывают глаза. Мальчик с заднего сидения встает и уступает место старику.

Возможные ответы детей:

Делать выбор между добрыми и дурными поступками, учиться вести себя достойно. Поможет Конфуций. Для этого надо выяснить, чему же он учил. Мы можем вывести правила поведения воспитанного человека. Для этого нам надо работать слаженно и помогать друг другу.

4

Работа в группах с материалами кейсов

(кейс-технологии, метод «мозгового штурма»)

Учитель переходит от группы к группе, направляет в нужное русло обсуждение.

Учащиеся знакомятся с материалами кейса, изучают, обсуждают, обмениваются мнениями. Руководит обсуждением координатор, секретарь записывает основные положения общего ответа, спикер проговаривает в группе ответ в соответствии с алгоритмом, предложенным учителем. Секретарь выведенное правило записывает на лист.

5

Презентация и определение результатов работы малых групп на общей дискуссии

(технология развивающего обучения, метод дискуссии)

Учитель предлагает спикерами от каждой группы представить результаты работы групп. Предлагает высказать свою точку зрения других членов дискуссии на рассматриваемую проблему.

Вопросы:

Почему надо уважать старость? Согласны ли вы с появившимся в обществе мнением, что старики не могут принести реальную пользу, а значит и не нужны? Так ли нужны знания человеку? Чем опасно для самого человека, нарушающего правила приличий, подобное поведение? Почему нужно руководствоваться в жизни «золотым правилом нравственности»?

Возможные ответы от групп:

Группа 1:

Из представленных в кейсе материалов можно сделать вывод: Конфуций учит относиться уважительно друг к другу, как в семье, так и в государстве, в обществе. Конфуций учит уважительному отношению к родителям. Высказывание Конфуция «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога», - мы понимаем так: радость, что у человека есть родители, которые его любят, тревога, потому что родители стареют, могут заболеть и умереть. Поэтому мы вывели правило: Уважительно относись к старшим, уважай и береги своих родителей.

6.

Экспертиза результатов работы (информационно-коммуникациционная технология, метод обобщающей беседы)

На экране появляется высказывание Конфуция:

«Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе»

Все ли традиции и обычаи древних китайцев вам понятны? Со всеми правилами вы были согласны или нет? Если нет, то с чем? Всеми ли поучениями Конфуция можно руководствоваться? Какие из них и сегодня остаются значимыми для нас? Актуальна ли проблема воспитания и поведения для сегодняшнего дня? Всегда ли люди поступают с позиций добра? Для чего нам нужно знать правила и традиции древних?



Группа 2. Из материалов кейса можно сделать вывод. Что Конфуций считал воспитанным человека, который уважал обычаи и традиции других, прилично вел себя за столом. Этому должны учиться все. Очень важно следить за своим внешним видом, соблюдать правила гигиены. Если видишь. Как по-разному ведут себя люди, нужно брать пример только с хороших поступков. Мы вывели такое правило: Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.



Группа 3. Изучив материалы кейса, мы пришли к выводу, что Конфуций прав, говоря, что высшая мудрость в учении. Чтобы стать уважаемым и образованным человеком, нужно много и старательно учиться. Мы сейчас мало задумываемся о пользе учения, но нам следует прислушиваться к тому, что говорят нам учителя и родители. Мы вывели такое правило: Учись прилежно, знания пригодятся в будущем.

7

Подведение итогов работы. Рефлексия. Самооценка

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу товарищей в группах. Учитель на основании своих наблюдений и баллов в карточках оценивания выставляет отметки за работу.

Учащиеся дают словесную оценку и информируют о баллах, полученных членами групп в ходе обсуждения материалов кейса.

8

Домашнее задание

Учитель предлагает выбрать любое из высказываний Конфуция на стр.103 и письменно объяснить, как они понимают.


Литература:

Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2015

Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира к учебным комплектам А. А. Вигасина и др. – Москва: Вако,2013.

Фещенко Т.С. Современное обучение: работаем по новым стандартам. – Часть1. –Как управлять уроком. УЦ Перспектива, Москва, 2013.

Интернет-ресурсы

http://prezentacii.com/istorii/10606-chemu-uchil-kitayskiy-mudrec-konfuciy-5-klass.html

Материалы кейса

1-я группа. Высшая добродетель – уважение к старшим

Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен. В семье младшие должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.

Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-либо древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти. Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве, в обществе, должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, не нагрубит тем, кто ниже его по положению, и не заискивает перед теми, кто выше. Он ведет себя и с теми и с другими, зная свое место и не теряя достоинства: со старшими почтительно, с младшими – благосклонно.

Вопросы:

Что Конфуций говорил об отношениях в семье?

Как учил относиться к старшим, к родителям?

Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Нельзя не помнить о возрасте отца и матери: для сына в этом сразу и радость, и тревога». 

Какое правило поведения можно вывести из данного текста?

2-я группа. Как должны вести себя учтивые китайцы

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый (вежливый) китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти по циновкам, расстеленным по полу, считалось неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

Вопросы:

Каким, по мнению Конфуция, должен быть воспитанный, то есть, учтивый человек?

Всегда ли сегодня люди соблюдают правила приличного поведения, аккуратно одеваются, следят за своими манерами?

Согласны ли вы с утверждением Конфуция, что воспитанного человека легко узнать по его поведению?

Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я непременно нахожу себе наставника в каждом из двоих моих попутчиков. Я выбираю то, что есть в них хорошего, и следую ему, а нехорошего у них я избегаю».

Какое правило можно вывести из этого высказывания Конфуция?

3-я группа. Мудрость – в знании старинных книг.

Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних. Среди этих книг были изречения, предания, песни. А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку окунали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой. Ученый китаец должен был запомнить тысячи иероглифов, обозначавших отдельные слова.

Вопросы:

Чему учил Конфуций своих учеников?

Что из себя представляли древнекитайские книги?

Согласны ли вы с высказыванием Конфуция, что нужно читать книги? Может быть, достаточно интернета и телевизора?

Как вы понимаете высказывание Конфуция: «Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря любви к древности и настойчивости в учебе»?

Какое правило можно вывести из прочитанного материала?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!