СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока из раздела «Лексикология. Фразеология». 6 класс Тема: Диалектные, профессиональные слова и термины. Лексический разбор слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока из раздела «Лексикология. Фразеология». 6 класс Тема: Диалектные, профессиональные слова и термины. Лексический разбор слова.»

План-конспект урока из раздела «Лексикология. Фразеология». 6 класс

Тема: Диалектные, профессиональные слова и термины. Лексический разбор слова.

Цель: обобщить и систематизировать знания по лексикологии; формировать навыки пользования словарями, способствовать обогащению словарного запаса учащихся; упражняться в лексическом разборе слова; формировать у учащихся умение составлять устный ответ, умение работать в группе, умение работать со словарями, умение применять знания в стандартной и нестандартной ситуации; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение; развивать творческие способности детей; развивать культуру устной и письменной речи; повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка; совершенствовать грамматический строй речи; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Оборудование: учебник (Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Учебник - Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. – М. «Просвещение», 2020 - 190 с.), словари, картинки и иллюстрации.

Ход урока

I. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас веселыми и бодрыми. Располагайтесь поудобнее, не забывайте следить за осанкой. Начинаем наш урок!

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодняшний урок обычный и особенный одновременно. Обычный, потому что будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по необъятной стране Русский язык. Может, кто - то и считает русский язык трудным, скучноватым. Нет, они не правы, он богатый, удивительный, загадочный, интересный. Целью нашего путешествия является повторение знаний по теме «Лексика» и ознакомление с новыми словами, понятиями.

III. Анализ речевого материала с целью обобщения изученного.

1. Выборочный диктант.

Выписать профессиональные слова, термины и диалектные слова (в форме именительного падежа единственного числа). Выяснить лексическое значение каждого, при необходимости обратившись к словарю. Объяснить, с какой целью такие слова используются в произведениях и речи.

1. В машинном зале, полном ЭВМ, в хаосе перфолент и сигналов, в самый обычный день одна машина осознала внезапно, что влюбилась в конструктора она. Но был только человеком конструктор: не понял ничего, не заметил, проверил чертежи, схемы и заменил диоды и триоды… Машинное сердце бьется и пульсирует, сгорело только одно реле.

2. Лес высох до малейшей ветви. Рассматриваю, а передо мной ворота. Из них выходит дядя и несет луну в руках. Положил мне руки на рамена и говорит устами: «Дитя моё! Будешь идти семь миль и семь часов. Найдешь своего суженого!»

Словарь. Диод – электронная лампа с двумя электродами, пропускающая ток только в одном направлении. Триод – электронная лампа, в которой есть катод, анод и управляющий электрод (сетка); используется в радиотехнике. Реле – автоматическое устройство, реагирующее на изменение параметра (температуры, давления и т.п.) физического процесса и в случае достижения заданной величины заставляет действовать исполнительный механизм. Ветви – ветки. Рамена – плечи. Уста - рот, губы.

Какие новые слова вы узнали? Слышали ли вы их уже? Где?

2. Демонстрация картинок и иллюстраций.

Назовите картинку или подберите правильное слово.

ІІІ. Обобщение полученных знаний по лексикологии.

1. Работа с учебником. Обработка теоретического материала и таблицы параграфа № 14 с. 52.

2. Работа у доски. По нижеприведенной схеме сделать лексический разбор выделенных в предложениях слов (устно).

План-схема

1. Объяснить лексическое значение слова (желательно с помощью словаря).

2. Какое слово по происхождению: собственно русское или заимствованное.

3. Принадлежит ли слово к активному словарному запасу (возможно, является устаревшим или неологизмом).

4. Объяснить, есть слово общеупотребительным или ограниченным в употреблении (например, диалектным, профессиональным словом или термином).

5. Объяснить, к многозначным или однозначным словам оно относится.

6. Определить, в прямом или переносном смысле употреблено слово.

7. Назвать омонимы, синонимы, антонимы к данному слову (если есть).

Не будет ли над морем волна вставать, не будет ли из турецкой каторги пленников освобождать? Плывут века, как корабли Колумба, в берег времени волна бьет тяжелая… Хвала вам, астролябии и румбы! Произнесу слово «отец» и слово «бурый», а потом снова два слова: «колодец» и «кобзарь»… Могучий родной язык народ водил мой по мысленному древу от муравья до облаков.

IV. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

V. Закрепление полученных знаний.

1. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение упражнения № 114.

2. Коллективное выполнение упражнений № 115, 116 (устно).

Закрепление в беседе теоретического материала стр. 54.

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок с учетом коллективных и индивидуальных ответов.

 

VII. Домашнее задание.

Повторить п. 14, знать понятия и термины, приводить примеры; выполнить упражнения 117 и 118 (устно).







УРОК № 1. 6 класс

Тема. Русский язык. Роль языка в формировании и самовыражении личности.

Цель: обосновать важность значения языка, в частности, родного, русского, в формировании духовного мира человека, а также как важнейшего средства самовыражения человеческой индивидуальности; дать знания о роли языка, его функциях; учить школьников обобщать, высказывать свои суждения, развивать творческое мышление; формировать коммуникативные навыки, чувство ответственности за совместную работу; воспитывать культуру речи и любовь к родному языку, наследию народа.

Тип урока: вводный; урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, словари, плакаты и карточки с цитатами известных писателей и языковедов.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Работа у доски.

Записать текст. Ответить на вопросы.

Что нужно, чтобы грамотно, убедительно и интересно говорить? От каких личностных черт зависит, по вашему мнению, умение или неумение говорить? Какова роль языка в формировании и самовыражении личности?

Язык человека – это своеобразная лакмусовая бумажка, которая проявляет уровень ее общей культуры, образованности, внутренней интеллигентности. Взращивание культуры языка – это свидетельство любви к родному слову, уважению к своему народу и его многовековым традициям. (Из справочника)

III. Сообщения темы и цели урока. Мотивация обучения.

Слово учителя.

- Великий русский писатель                 Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», а И. С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».     
ІV. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 1 с. 4

2. Объяснительный диктант.

Объяснить значение выделенных слов.

Умение человека общаться средством слова обуславливается всеобщей эрудицией, способностями, самообразованием, стремлением к самосовершенствованию.

Наша страна провозгласила, что строит правовое демократическое государство. Для этого ей необходимы, прежде всего, духовные, интеллектуальные личности, высокопрофессиональные преподаватели, политики, юристы. Умение говорить составляет фундамент профессионализма специалиста гуманитарной профессии. Однако и для представителей профессий, связанных с техникой, это умение является важной профессиограммой.

Словарь.

Эрудиция – глубокие знания в определенной области или во многих областях, широкая осведомленность, начитанность, энциклопедизм. Интеллектуальный – касающийся интеллекта – способности к мышлению, особенно к его высшим, теоретическим уровням. Профессиограмма – важный показатель способности к определенной профессии, роду деятельности: набор необходимых и достаточных качеств личности, знаний и умений. Гуманитарный (французское humanitaire, от латинского humanitas - человеческая природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека, например,  гуманитарные проблемы, гуманитарная помощь, гуманитарные науки (филология, литературоведение, искусствознание, история и т.п.).

3. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 3.

V. Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.

1. Прочитать (прослушать) предложение.

Каким образом нрав человека показан в них из-за его речи? Насколько убедительна характеристика моральных качеств человека через его речь и уровень владения языком? Привести примеры по художественной литературе и реальной жизни.

Был он непостижим и прост, был до спазма трогателен и мудр, каждое слово – выкупленное в солнце, каждое слово – сияло, как звезда. Ты красивый язык свой смог поднять до самых высот, чтобы поверил в тебя народ. Не оставлял меча своего – прямое, правдивое и точное слово (Б. Дегтярев). Он каждое слово, красное, первоздание, словно орешек, пробовал на зуб (В. Кочевский).

2. Прочесть отрывок из газетной публикации. Ответить на вопросы.

Согласны ли вы с высказанными в нем мыслями? Можно ли русский язык в нынешней ситуации считать элитным? Почему? Назвать известные вам речевые фантомы. К какому из них и почему вам, возможно, приходится прибегать? Если вы избегаете общения с помощью языковых фантомов, то почему?

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» – знаменитое высказывание К.Д. Ушинского. Нельзя с ним не согласиться. Потому что все традиции, весь быт, всё мировоззрение русского народа отражено в русском языке. Вся культура и духовные преобразования отображены в языке. Он никогда не прекращал своего существования и не был на грани вымирания, то есть никогда не увядал. Наоборот, он увеличивает свои ресурсы, постоянно совершенствуется и распространяется на всё большие территории. Значение русского языка велико не только для русского народа, но и для всей мировой картины в целом.

Языки живут, умирают, восстают из мертвых, перевоплощаются, болеют, воюют между собой, рожают мутантиков… Есть элитные языки. Элита – это более или менее закрытая часть общества. Трудно достижима, потому что снабжена гарантированными средствами выживания. Элиты создают собственные языки. Это может быть и заимствованный язык, скажем, французский для элиты российского общества XIX века, так называемого высшего света.

Языковые фантомы музыкантов-лабухов создавали надежную защиту от вторжения и посягательств посторонних на их всегда прибыльную деятельность или специфическое музыкальное информационное пространство.

Словарь.

Элита – люди, выделяющиеся среди других своим общественным положением, способностями и т.п., дрожжи общества, истеблишмент, высший (фешенебельный) мир. Фантом – призрак, иллюзия, модель чего-нибудь. Языковой фантом – средства общения, используемые определенным слоем общества. Жаргон – язык социальной или профессиональной группы, отличающийся от общенародной наличием специфических слов и выражений, свойственных этой группе, другое название – сленг. Тотальный – всеобъемлющий, общий.

VI. Физминутка.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

VII. Продолжение выполнения упражнений на закрепление изученного материала.

1. Прочитать статью из справочника.

Насколько распространены жаргонизмы в речи современных школьников? Как употребление жаргонизмов характеризует личность? Выразить собственное отношение к распространению жаргона СМИ (средствами массовой информации), в частности телевидения. Привести примеры.

Жаргонизмы – слова, употребляемые в жаргоне – социальном диалекте языка, которым пользуются люди, объединенные общими интересами, увлечениями, профессией, возрастом, ситуацией.

Жаргонизмы используются для придания экспрессивной окраски названиям предметов и явлений, важных для членов социальной группы, используемой данным жаргоном, а также для установления и выражения духовного единства между ними. Например, бабки (деньги), тусовка (общение), на шару (даром), наезжать (иметь претензии), прикид (одежду), прикол (что-то особенное), шланговать (притворяться) – молодежный жаргон. (Из справочника)

2. Диктант с комментированием.

Ответить на вопрос: какая роль в формировании человеческой личности принадлежит родному языку?

Скажи мне, всесильный язык, из какого источника бытия течет ручей, называемый Слово, в реку бессмертной жизни? О Родной язык соловьиный, к тебе еду отовсюду; моя ты речь русская, моя жажда, отрада, боль! Язык славный и голосистый из глубокого источника, ты, как вишня зеленолистная, развивалась – и расцвела. Впитала пламя ковровое и славянских глаголиц вязь. Слова кротость из лона речи, в сердца молодежи вселяйся! (В. Ефимович).

VIII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок по итогам коллективной и самостоятельной работы на уроке.

Наш урок подошел к концу. Хочется закончить его словами великого русского писателя А. Н. Толстого:

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гиб­кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс­ли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».

- Любите, цените, ребята, свой язык, берегите его!

IX. Домашнее задание.

Параграф № 1, прочитать материал, выполнить упражнение 3 стр.5.







СВЯЗНАЯ РЕЧЬ



Устное произведение на морально-нравственную тему

Цель: совершенствовать текстотворческие умения и навыки, развивать мышление, устную речь, обогащать и уточнять словарный запас, формировать нравственные убеждения, украинскую ментальность.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА



И. Сообщения цели и задач урока.



II. Подготовка к работе над переводом.





*Работа с учебником.



Выполнение упражнения 339 (устно). Ответить на вопрос: можно ли прочитанный текст считать текстом на морально-нравственную тему? Почему? Истолковать лексическое значение слов мораль и этика.





С л о в н и к.

Мораль – система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Важнейшая функция морали – согласование поступков отдельных людей с интересами других людей и общества в целом. Характерной особенностью морали является то, что она основывается не на принуждении, а силе убеждения, общественного мнения, воспитания, традиций, морального авторитета отдельных лиц, организаций, учреждений. Большую роль в морали играет сознание, как общественное, так и индивидуальное.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Исследует, как должен вести себя человек (нормативная этика) и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Формулирует идеалы, нравственные принципы и нормы человеческого поведения.



• Объяснение учителя.

Решение нравственных проблем и выяснение этических вопросов, осмысление мотивов и последствий человеческих поступков всегда привлекали людей. Исследованием уровня нравственности как отдельной личности, так и общества в целом занимаются разные области общественных наук. В художественной форме вопрос морали и этики исследует искусство.

Выяснение вопросов морали и этики может быть целью учащихся на морально-этические или общественные темы.

Работу над произведением следует начинать с осмысления предложенной учителем или избранной учащимися) темы, а также границ этой темы. Нужно определить, о чем следует сказать или написать, чтобы раскрыть эту тему, что для раскрытия темы является самым главным, что менее существенным, однако нужным, от чего следует отказаться из-за несущественности или неактуальности.

После этого необходимо обдумать главное мнение будущего произведения: какое заключение должны сделать слушатели или читатели из созданного учениками текста, к чему произведение должно их побуждать, призывать, от чего предостеречь.

Следующий этап работы над произведением – подбор фактического материала. Школьники должны подобрать факты, опираясь на которые, они будут раскрывать тему. Это могут быть рассказы о реальных человеческих судьбах, случаях из жизни, фактах, памяти о которых хранят фольклорные произведения или выражают произведения искусства.

Источники отбора фактического материала к произведению таковы: собственный жизненный опыт автора, наблюдение, информация из справочной литературы, периодической печати, свидетельства участников или свидетелей событий, факты, осмысленные в произведениях искусства (художественной литературы, киноискусства и т.д.)

Подобрав фактический материал, его необходимо систематизировать. Следует отделить главное от второстепенного и обдумать последовательность изложения мнений. Для этого нужно составить план произведения. В плане (сложном) следует увидеть такие структурные элементы будущего произведения, как введение (подведение к теме), главная часть, в которой, собственно, будет раскрыта тема, и конечность, которая в сочинении-размышлении принимает форму заключения.

Составив план произведения, можно переходить к следующему этапу работы –создание текста.



* Коллективное составление плана, обсуждение фактического материала к произведению на одну из нижеприведенных тем.



o Что есть для меня родина? (Варианты заголовков: Что стоит для отца и для сына за красивым словом «родина»? Малая родина, ты у каждого есть)

o Смог бы я расстаться с родиной? (Варианты заголовков: Захлебывая от жалости и любви от всего, что на земле этой. Лучше пить свою воду, чем подаренный мед. Никогда нас из отчего дома не выманит серебряная узда).

o Какие истины я считаю несгибаемыми (Варианты заголовков: Наша наследственность – совесть. Не дай никому слово «хлеб» крошить. Мы, украинцы все, одна семья: объединяет нас Шевченко им.»я. Мать держит на себе дом, отец держит на себе мир).



ІІІ. Коллективное сочинение устного произведения.



IV. Подведение итогов урока.









СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Составление диалогов. Контрольное чтение молча

Цель: систематизировать и обобщить знания о видах речевой деятельности, объяснить особенности диалогической речи, формировать умение диалогической речи с учетом цели общения и общения; развивать мышление, речь, память, совершенствовать дикцию, обогащать и уточнять словарный запас учащихся; выяснить уровень овладения учащимися умением чтения молча.

Оборудование: учебник, таблицы, тексты для прочтения молча.





ХОД УРОКА



И. Сообщения цели и задач урока.



II. Анализ материала в целях обобщения изученного.



◊ Работа с учебником.

1) Самостоятельная проработка таблицы «Общие сведения о речи» (с. 177).

2) Выполнение упражнения 158 (ответы на вопросы) и 159.



ІІІ. Выполнение упражнений по применению обобщающих правил.



◊ Свободный диктант.

Назвать виды речевой деятельности, к которым вы прибегли в процессе работы над свободным диктантом.





В общении с людьми немаловажное значение имеет умение поставить себя на место другого. Если вы умеете это работать, вам не трудно будет посмотреть на вещи глазами своего собеседника. Есть мнение, что именно в таком умении заключается тайна успеха общения с людьми.

Честно говоря, большинство людей никогда не пытаются посмотреть на ситуацию и предмет обсуждения с другой точки зрения, кроме собственной. Это чувствуется прежде всего во время споров, когда можно услышать следующее: Вот я ему покажу! или «Я его заставлю со мной согласиться!».

В каждом споре встречаются два взгляда, два требования, две претензии. Разрешить спор означает как можно быстрее найти компромисс между этими взглядами или требованиями. Ведь каждая из сторон по-своему права, несмотря на то, о каком споре идет речь – бытовой, производственный или общественный.

(По И. Томану)

Сл о в н и к

Компромисс – согласие, понимание, достигнутые путем взаимных уступок.



IV. Изучение нового материала.



◊ Объяснение учителя.

Устная речь (говорение) – ситуативно мотивированный и ситуативно обусловленный процесс. Ситуация влечет за собой мотив (цель) общения: у говорящего возникает потребность что-то выяснить, необходимость что-то сообщить, к чему-то побуждать. Мотив влечет за собой самые разные проявления общения: вопрос – ответ; просьба – согласие (отказ), предложение и согласие (несогласие), непонимание и объяснение.



Ситуацию общения можно показать в виде таблицы:



Перед тем, как вступить в общение,

следует ВЗЯТЬ ВНИМАНИЕ:



в официальной

обстановке

ГДЕ общаемся?

в неофициальной

обстановке

Ситуация КТО адресат?

общение



сообщение

Какова цель

общение? выяснение

побуждение



При говорении осуществляется переход от внутренней речи (речь мысленно в максимально свернутой форме, в которой реальное физическое звучание заменяется ее отражение в сознании говорящего) к речи внешней (речь для собеседников). В процессе аудирования (слушания-понимания) осуществляется переход от внешней речи к внутренней.

Диалогическая устная речь предполагает понимание собеседниками реальной ситуации общения, зрительное восприятие собеседниками друг друга (мимики, жестов), восприятие интонационного оформления речи.

Сориентировавшись в ситуации общения, каждый из собеседников планирует свое высказывание (планирование происходит во внутренней речи). Эту часть подготовки к общению можно показать с помощью таблицы:





НУЖНО ПОДУМАТЬ (СПЛАНИРОВАТЬ):



ТЕМУ



ОСНОВНОЕ МНЕНИЕ

высказывания

ФОРМА

(диалог или монолог)



СТИЛЬ







Устная диалогическая речь осуществляется при условии непосредственного контакта собеседников, каждый из которых по очереди то слушает-воспринимает, то говорит. Поэтому, чтобы учиться диалогу, необходимо досконально овладеть такими видами речевой деятельности, как аудирование и говорение.

Диалогическая речь является цепью реплик, которые порождаются в процессе общения двух или нескольких человек. Различают реплику-стимул, которая побуждает собеседника к ответу или действию, и ответную реплику-реакцию.

Сохраняя во внутренней речи начало разговора (содержание предыдущих реплик) каждый из собеседников опять-таки во внутренней речи планирует смысловые сгустки следующей реплики. Планируя реплики, следует прежде всего наметить основной тезис общения и логически продвигаться к желаемой конечности.

Диалогу свойственны следующие признаки: грамматическая неполнота предложений, использование простых синтаксических конструкций, различных предложений с целью выражения и т.д.



V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.



◊ Рассказать, что нужно принять во внимание, чтобы сориентироваться в ситуации общения, и что определить перед тем, как вступить в общение, если:



• вы намерены обратиться к учителю языка (истории, математике) с просьбой посоветовать учебники и справочную литературу, которыми следует воспользоваться в процессе самостоятельной подготовки к поступлению вузов;



• вы хотите попросить учителя литературы или руководителя школьного драмкружка помочь вашим одноклассникам в работе над сценарием выпускного вечера;



• вы хотите обратиться к председателю родительского комитета класса с просьбой помочь в организации выпускного вечера;



• Вы хотите обратиться к классному руководителю с предложением помочь в техническом обеспечении проведения выпускного вечера (оборудованием для дискотеки, праздничного освещения зала и т.д.).



◊ Составить и попарно разыграть диалог, возможный в каждой из указанных ситуаций.



VI. Проведение контрольного чтения молча.



МАТКА



Эта удивительная история произошла в октябре сорок третьего года в глухой деревне, которую даже немецкие войска во время наступления миновали: боялись потопить свою технику в болотах.

Самолет упал за деревней, на опушке леса. Ухнуло так, что земля пошла волнами.

Люди сначала боялись туда и потыкаться, а через некоторое время самые смелые притащили обломок крыла с черным крестом: немец, не наш. "А где же делись немцы?" – спрашивали любопытные. - "Как где? В яме прикопало».

Василиса Моторная в ту яму не бегала. У нее были свои хлопоты, хотя и ее война не обошла стороной: забрала мужа и сына и где-то и сжевала – косточек не оставила. Вот они висят на стене – две похоронки. Василиса, каждое утро пробудившись, крестилась не до образов, тускневших в углу, а к похоронкам: «Упокой, Господень, их души невинны», и ей каждый раз легчало.

На другой день Василиса отправилась в другой конец леса: собрать вязку хвороста. И только шагнула в лес, как что-то застонало.

Стоны донеслись из кустов на опушке. Василиса подошла, развернула и замерла: на земле лежал немец. Лежал в такой точной форме, как недавно наведывались немцы в деревню. Василина, перекрестившись испуганно, хотела отступить, когда на белом лице задрожали сомкнутые веки.

- Матка… Матка… – тоненько и жалобно.

Это слово Василина знала. И уже знала, что не оставит его так умирать в лесу.

Во дворе у нее стояла тележка самодельная: мужчина еще сделал, на все руки был мастер. Теперь Василина стояла над ним и мысленно разговаривала с мужем: «Что ж ты, Левко, смастерил его таким куцым? Как же я умощу того беднягу?» Обходила называть этого немцем, потому что немец убил ее мужа и сына. Прямо там лежал человек, которого надо спасти от смерти.

Поморочилась, пока пристроила. Добралась до двора. Подвесила своего «пассажира» неожиданного, а он был легок, как ребенок, и в дом занесла.

Стащила сапоги, освободила его от мундира. Рубашку с него сняла: на сухой, как у петушка, груди шевелился блестящий крестик. «Не иначе – мать надела… Ох, сыновья, что же вы, проклятые души, сражаетесь, матерям возраста укорачиваете?»

Достала из сундука белье сыновье, надела его. Осторожно помыла, обернула капустными листьями. Ему словно стало легче, не так стонал.

- Матка…. Матка… - тихо отозвался к ней.

Всю ночь у него просидела: прислушалась – дыша?.. не дыша? Вспоминала сына, что такой же был, как и этот, молоденький, она до сих пор не верила этой похоронке: не умом, сердцем не верила… Может, он тоже отакучки лежит, может, ранен, и над ним так чужая мать сидит, прислушиваясь?

Как ни остерегалась Василиса, как не завешивала окна, - не убереглась. Может, то, что Василиса вдруг стала брать молоко у соседки (своей коровы уже давно не было), село насторожило, а может, и то, что стала дважды топить, согревая воду. А может, какой-то злой глаз увидел, как Василина вела немца из леса.

Однажды в село вкатила машина, полная солдат. У всех петлицы малиновые. Не спрашивали дороги – к Василине прямо подъехали. Окружили двор, автоматы наставили. Вскочили и с порога:

– Где немец?

Подскочили, выдернули из кровати, на ноги поставили.

– Да он ранен! – вырвалось у Василины.

- Раненый!... Фашиста жалеешь?.. И ты собирайся!

Забрали, не дали прийти в себя.

На допрос Василису водили преимущественно ночью. Ее качалось, она уже не понимала, что у нее спрашивают. А они, как дятлы:

– Сколько ты фашистов пригрела?

Потом был трибунал, здесь Василиса ничего не понимала. Наконец, ей вынесли приговор: десять лет лагерей и пять лишений прав.

Отбывала наказание на Колыме, а когда вернулась через пятнадцать лет домой, - ни одного зуба во рту и ни волоса на голове. И – «матка» до самой кончины.

(565 слов) (По А. Димарову)



◊ Выбрать правильный ответ на каждый из вопросов.



1. Рассказанная писателем история случилась:

а) в зоне военных действий;

б) в прифронтовой полосе;

в) в зоне актив ного действия партизан;

г) далеко в тылу. V



2. Раненого немца Василиса Моторна нашла:

а) на лесной лужайке;

б) в водовороте от взрыва самолета;

в) в кустах на опушке; V

г) в саду возле своего дома.



3. От раненого немца Василиса услышала слова:

а) "фрау, фрау";

б) "мутер, мутер";

в) "матка, матка"; V

г) «мамочка, мамка».



4. В дом Василина доставила раненого:

а) не смастерованной соседом коляске;

б) не смастеренной сыном коляске;

в) на смастеренной мужем коляске; V

г) на самостоятельно смастеренной тележке.



5. Мысленно Василиса называла раненого:

а) фашистом;

б) беднягой; V

в) беднягой;

г) неудачником.



6. Для Василиса ранен был:

а) жестоким оккупантом;

б) представителем народа, который уничтожил его сына и мужа;

в) солдатом, потерпевшим поражение в бою;

г) человеком, которого надо спасти от смерти. V



7. Крестик на немцовой груди поразил Василису, потому что:

а) очевидно, его надела сыну мать; V

б) очевидно, раненый был верующим;

в) такой крестик имел и ее сын;

г) крест не спас немца.



8. Сидя всю ночь над раненым, Василиса думала:

а) о муже и сыне, в гибель которых не верила;

б) о сыне, в гибель которого не верило ее сердце; V

в) о горе матери немецкого воина;

г) о гибели сотен сыновей украинских и немецких матерей.



9. Женщина надеялась на то, что:

а) ее сын жив, но ранен, и за ним ухаживает чужая мать; V

б) немец поправится и поможет ей узнать о судьбе сына;

в) немец поправится, найдет и спасет ее сына;

г) немец поправится и заберет ее с собой в Германию.



10. То, что солдаты заехали прямо во двор Василия, свидетельствовало:

а) они догадались, что раненый может скрываться у одинокой вдовы;

б) они поняли, что мать погибшего могла пожалеть чужого сына;

в) ее высказал один из односельчан; V

г) они заехали на первый двор, который бросился им в глаза.



11. По содержанию и главному мнению представленный рассказ перекликается с произведением:

а) «А звезды здесь тихие» Бориса Васильева;

б) «Мать» Александра Довженко; V

в) "Обелиск" Василия Быкова;

г) «Горячий снег» Юрия Бондарева.



12. Рассказ утверждает:

а) непобедимую силу милосердия и святость материнства;

б) необходимость подавлять материнский инстинкт, который может повредить матери;

в) ненависть к врагам народа и веру в победу идеологии своего государства;

г) умеренность, осторожность, тактику невмешательства в чужие дела с целью самосохранения.



VII. Ответы учителя на вопросы учащихся (после того, как ответы на тестовые вопросы сданы).



VIII. Подведение итогов урока.



их. Домашнее задание.

Сформулировать условия трех-четырех ситуативных упражнений на составление и разыгрывание диалогов. Ориентировочные темы обсуждения в диалогах:

• соблюдение правил языкового этикета школьной молодежью на занятиях в школе и быту, в кругу ровесников и со старшими;

• отношение к репетиторству в процессе подготовки к поступлению в вузы;

• отношение к современным украиноязычным периодическим изданиям.

Подготовиться к выполнению самостоятельно составленных упражнений (попарно).















Переписка – один из видов письменного общения. Письмо – это писаный текст, целью которого является сообщение о чем-то адресате.

Письма бывают деловые (служебные) и личные (частные).



Деловая переписка проходит между учреждениями или работником и учреждением. Они складываются по определенным образцам в официально-деловом стиле. Личные письма - это письма родному и близкому человеку, другу или знакомому, любимому писателю или актеру. Такие листья не отличаются строгостью формы. Вещание частной переписки непринуждено. В текстах личных писем сочетаются признаки разных стилей, в частности, разговорного и художественного.



В личной переписке существуют определенные традиции. Начинается письмо обращением. Через обращение, как правило, выражается отношение к адресату (уважение, любовь, нежность). Вежливый человек всегда интересуется жизнью адресата – его здоровьем, успехами. Далее следует изложение того, о чем хотят известить. Воспитанный человек никогда не навязывает своих мыслей, поэтому использует вставные слова и сочетания слов (по-моему, кажется, мне кажется и т.д.). Заканчивается личное письмо пожеланиями и прощанием. Подпись обязательна. Признаком культуры является указание даты написания письма.







В тексте письма нужно употреблять этикетные формулы (слова вежливости). Это слова приветствия и прощания, самые разные пожелания, слова прощения (скажем, за заботы, нанесенные выражением определенной просьбы).





* Работа с учебником. Выполнение упражнений 217, 218 (устно).

*Беседа.



Что привело к переписке?



Когда, по вашему мнению, могло быть написано первое письмо?



Вспомните художественные произведения, в которых цитируются (приводятся) написанные персонажами письма (сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», поэзия С.Руданского «Ахмет ІІІ и запорожцы», роман А.Дюма «Три мушкетера», романы Жюля Верна « Дети капитана Гранта» и «Пятнадцатилетний капитан» и др.).

На каких известных картинах изображен составление или чтение письма? («Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, «Письмо с фронта» М. Лактионова и тому подобное).

Как вы думаете, способна ли сегодня электронная переписка заменить традиционную почтовую переписку? Возможна ли такая замена в будущем?

В чем преимущества электронной почты? В чем ее слабость?

Из каких частей состоит текст традиционного письма? Представляете ли вы себе письмо без обращения и формул этикета (слов вежливости)? Почему?





ІІІ. Работа над составлением письма.

* Самостоятельная работа. Составление письма к товарищу (подруге) по образцу, представленному в упражнении 217.



* Проверка самостоятельной работы (письмо читают только те, кто сам этого хочет). Выяснение роли в текстах писем обращений, вставных слов и этикетных формул.

* Объяснение учителя по оформлению конверта.

* Работа у доски. Оформление конверта. Вызванный учащийся (или сам учитель) заполняет начертанный на доске «конверт».

Самостоятельная работа. Каждый учащийся записывает на конверте (настоящем) адрес отправителя (собственный адрес) и адрес бабушки или товарища (подруги).

* Дополнительная задача (для тех, кто справился раньше). Написать письмо (по собственному выбору) :

старшему брату, служащему в армии;



старшей сестре, живущей в другом городе, где учится в университете;



к бывшей учительнице, выехавшей на проживание в Америку (Россию, Канаду, Израиль).





IV. Подведение итогов урока.



V. Домашнее задание. По представленному в упражнении 217 образцу написать письмо любимому писателю (спортсмену, актеру, певцу). Надписать конверт.

Дата:___________________

Урок №39



Тема: Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Кома между простыми предложениями, входящими в сложное. Кома перед и, и, и, а, но, чтобы, потому что, когда, как.



Цель: углубить понятие о сложном предложении; формировать у учащихся умение определять грамматические основы в сложных предложениях, правильно интонировать сложные предложения, употреблять знаки препинания между простыми предложениями в сложном, обосновывать употребление знаков препинания; воспитывать любовь к родному слову; формировать умение анализировать воспринятое; развивать мышление, речь, память.



Тип урока: урок для изучения нового материала.



Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

* Работа у доски. Записать предложение в каждом из них определить и подчеркнуть грамматическую основу. Выяснить, из скольких простых предложений складывается каждое сложное предложение. Объяснить употребление знаков препинания. Прочесть предложения, правильно их интонируя.

Ревет и стонет Днепр широкий, сердитый ветер вьет… (Т. Шевченко) Облако небо кроет, солнышко не блеснет, ветер волком воет, дождь потоком виснет. (П.Грабовский.) Проклювали жаворонки тучи дождевые, а сами укрылись в густой траве. (В.Заяц.) И море меняется в огнях, волнуется трава. Пение в небе дальняя птица, душа моя пения. (В.Сосюра.) Дремлет сад, и остро пахнет мята. (В.Сосюра.) У калины о кукушке я спрашиваю, но калина не ответит. (Е.Гуцало.)

II. Сообщения темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

ІІІ. Изучение нового материала.

*Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 87-88).

IV. Выполнение упражнений на закрепление.

*Работа у доски. Записать предложение. Определить и подчеркнуть в каждом грамматические основы, объяснить, как связаны простые предложения в сложное: без союзов или с помощью союзов (соединительных слов)?

Большие облака холодом нагустели, красные листья падают в рощу. Летят в теплые края очень дикие гуси, а я слонам привет передаю. (Л.Костенко.) Журавлята сожалели, что растут они медленно. (М.Сингаевский.) Когда спит маленькая трава, траве дождь снится. (А.Мястковский.) Отцвели голубые материолы, погасло лето на желтых полях. (В.Гринчак.) Орешковые кусты позадирали копья, по копьям дождь стекает, а ветер обтекает. (Е.Гуцало.) Пробежал автомобиль, и синее облако дыма за ним развеялось. (М.Рыльский.)

* Творческая работа. Из каждой пары простых предложений образовать сложные с помощью союзов (или связующих слов). Образованные сложные предложения записать, объяснить знаки препинания.

И. 1. Ночь прошла быстро. Наступило серое туманное утро. 2. Буря утихла. Волны продолжали бушевать. 3. Понесся первый порыв ветра. Лодка вздрогнула.

II. 1. Была замечательная, но грустная пора. Ее называют поздней осенью. 2. Над городом стояла ночь. Высоко среди неба светила ясная луна. 3. Прошел проливной дождь. Небо теперь ясно.





* Завершить сложные предложения и записать их, ставя, где нужно, запятые. Прочитать образовавшиеся предложения, правильно их интонируя. Начертить схему каждого предложения.





Солнце уже взошло, но...



Золотые лучи солнца коснулись деревьев, а ...



Осень торжественно прощалась с землей, и...



4. Вокруг стояла торжественная тишина, …

* Работа с учебником. Выполнение упражнения 224 (устно).

* Объяснительный диктант. Указать сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Начертить схемы сложных предложений (по образцу, представленному в упражнении 224), объяснить употребление знаков препинания.

Днепр ревет, дрожит подмытый утес… (Б.Гринченко.) Гром креснул, и дождь полился. (Л.Боровиковский.) Гром гогочет, а молния облако разрывает. (Т.Шевченко.) Солнце сияет, волна играет, опилки с ветром шелестит. (С.Черкасенко.)



Словарь.



Опилки – травянистое степное растение с узкими листьями и цветками, собранными в пушистую метелку; ковыль волосистый.

*Переписать, подчеркнуть в каждом из предложений грамматические основы.

И. Увели пышные цветы, затих осенний сад, туманом лег на ветки холодный ноябрь. Медленно на рассвете бредет он в степях, где листочком последним легкий мороз пропах. Зима вот-вот принесется, в снегах уснет земля, и песня метель над ней загуляла. (Д.Мегелик.)

II. Иду по пути; солнце сияет, ветер с травами говорит; передо мной и за мной степь колышется, как море. Вон нагнулись опилки белые, зверобой свернул стебельки, краснеет душица, как звезды, горят козельцы. Крикнул перепел в ярочку, стрепет приснул над терновником; по кустам между дерезой ходят дрохи табунами. (Я.Щоголев.) Самая охотничья ткаля не сетет такой обильной плахты, как природа заткала удивительно людям ту широкую долину! (Панас Мирный.) Вы представьте, посмотрите, как сходят звезды украдкой, потому что они хотят приготовить неожиданность луне; а он поднимается спокойно, величественно над темной и молчаливой степью. Опушка становится мрачной; высокая скала таинственно склоняется над другой, а та стоит, как гора, и луна обливает их своим бледным сиянием. (За Марком Волчком.)





*Переписать предложение, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Расставить пропущенные запятые (подаем предложение без их извлечения). Объяснить употребление ком. Доказать, что представленные предложения сложны. Прочесть их, правильно интонируя.

Гордится калиночка, явор молодеет, а кругом их в..рболозы и лозы с..леневеют. (Т.Шевченко.) По горизонту неба серыми баранцами побежали мохнатые тучки, над оз..ром зашлестел оч...рет, а с деревьев тихо снимались и задумчиво падали на землю сухие л... сточки (С. Васильченко) Желтые пал..чки цвета тихо качались на волосках вдоль колосьев, и незаметный п..лок золотился на солнце. (М. Коцюбинский) З..лена трава горит с..леным огнем, а на ее длинных л..сточках играет и сияет чистая роса. (Панас Мирный.)

*Работа с учебником. Выполнение упражнения 226 (устно).

* Переписать, расставляя запятые (подаем предложение без их извлечения). Объяснить наличие или отсутствие запятые перед союзом и. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. Указать предложения простые и сложные.

Спрятал декабрь под льдом реки и надевал леса в белые кружева. (Ю.Старостенко.) Полетел последний аист, и не осталась на нашей земле ни одна перелетная птица. (С журн.) Толстое снежное одеяло и крепкий ковер опавших листьев надежно укроют землю от мороза. (С журн.) Мчались лошади напропалую, опрокинули санки, и уже наша веха дальше не поехала. (В.Заяц.)

*В поданных пословицах дописать вторую часть сложного предложения, поставить нужные знаки препинания.

Кто людей спрашивает… . Чем умен стыдится… . Кто рано встает… . Страшно бывает поэтому… .

Для справок.

У того и разум есть. Тем дурак величается. Затем дело водится. У кого совесть нечиста.









Подведение итогов урока.





*Беседа.



Какие предложения называются сложными?



Сколько грамматических основ, то есть, сколько простых предложений может быть в сложном предложении?



Как связаны между собой пр сти предложения в сложном?



Как интонируются сложные предложения?



Какими союзами могут соединяться простые предложения в сложном?



Какие знаки препинания относятся между частями сложного предложения?





* Учебный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Указать сложные предложения.

Мы идем через сенокосы, и темнеет над нами небо. Звенит земля, а я слушаю. Слушаю небо, слушаю землю и слушаю язык деда. И в сердце мое вливается какая-то незримая сила, что во веки веков привяжет она меня к этой земле, к поющей тихой речи.

Чем гуще изморозь падала на дедову голову, тем больше он любил меня и щедрее раскрывал свою душевную сокровищницу. (По В.Симоненко; 63 сл.)





VI. Домашнее задание. § 12, упражнение 228 или творческая работа: составить текст (объем - 6-8 предложений) на тему "Прощание с осенью", использовав в нем 3-5 сложных предложений. Работу записать, в каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу.

Дата:________________

Урок №40



Тема: Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Тематическое тестирование (тема «Сложное предложение»).



Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о сложном предложении, формировать умение правильно интонировать сложные предложения, употреблять знаки препинания в сложных предложениях, чертить их схемы и делать синтаксический разбор; выяснить уровень усвоения знаний и сформированности умений по теме «Сложные предложения»; воспитывать уважение к свободолюбию, мужеству, несокрушимости украинского казачества; формировать навыки работы с таблицей, развивать логическое мышление, умение сопоставлять и обобщать, использовать полученные теоретические знания на практике, развивать культуру устной и письменной речи.



Тип урока: комбинированный урок (систематизация и обобщение изученного; проверка и учет качества усвоенных знаний и умений).

Оборудование: таблица.

Ход урока





И. Сообщения темы и цели урока.

II. Анализ изученного с целью обобщения. Работа над выводом.

*Обработка таблицы.



ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ









Простое



Сложное

Имеет одно грамматическое основание.







Состоит из двух или более простых предложений, объединенных по содержанию и интонации. Следовательно, имеет две или более грамматических основ. Простые предложения в сложном сочетаются как с помощью союзов (соединительных слов), так и без них.







Воля дороже жизни. (Род.творч.)





У жизни нет цены, а воля дороже жизни.



Надо быть плохим гражданином, чтобы стать образцовым рабом. Спой мне песню народа, и я скажу, имеет ли он свободу. (Род.творч.)





ІІІ. Выполнение упражнений по применению обобщающих правил.

* Из каждой пары простых предложений образовать сложное (устно). Записать одно из образовавшихся сложных предложений, объяснить знаки препинания в нем. Начертить схему предложения.





Настоящий запорожец всегда смотрел мрачно. Посторонних он встречал поначалу неприветливо.



Проходило время. Казак смягчился.



Позже путешественники писали о запорожцах много хорошего. Казаки оказывались радушными и веселыми людьми. (По Д. Яворницкому)





*Работа с учебником. Выполнение упражнения 230 (устно).

* Диктант с комментированием. Произвести устный синтаксический разбор указанного учителем предложения.

И. Сечь – мать, а Великий Луг – отец. Если кто-то любит печь, то ему враг Сечь. Где бои, там есть и герои. Выгони врага сегодня, потому что завтра он тебе навредит. Будет и булава, если есть голова. Это не казак, если он не думает атаманом быть. Где есть ум и любовь, там не льется кровь человека.

Народное творчество.



II. Уже летел весенний цвет, и лето уже прошло, и тихий осенью привет волнует сердце чуткое. Шумит деревьев грустный мир, но то там, то там желтоватое письмо падает с вет, прощается с жизнью. Листья слушают ветра вздохи и сворачивают свои флаги, на покорную красоту умирания солнце смотрит грустно сверху.



Из соч. В.Сосюры.



ІІІ. Есть в мире слово, перед которым все народы низко опускают головы. Это слово – Мать. Кратко это слово, но какие глубины сокровищ оно содержит в себе!



Каждый человек и каждый народ имеют свои святости. К этой святости причисляем уважение к матери, ведь она дала нам жизнь, вырастила и воспитала.



Из журнальчика.



IV. Проведение тематического контроля1.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (образцы)

1. Сложное предложение



а) имеет одно грамматическое основание;



б) имеет две грамматические основы;



в) имеет две и более грамматические основы.



Составить и записать сложное предложение с тремя грамматическими основаниями; грамматические основы подчеркнуть (напр.: Хлеб не зайчик из леса носит, брат мой сеет, папа косит. (В. Гринько.) .



2. Простые предложения в сложном связаны между собой



а) по содержанию, интонации и союзам или по содержанию и интонации;



б) по содержанию и обязательно союзами;



в) с помощью союзов или без союзов, но не обязательно по содержанию.



Составить (вспомнить) и записать сложное предложение, части которого соединяются без союзов (соединительных слов) (напр.: Ему хорошо живется: у него петух несется. (Род.творч.).



3. Перед союзами и, но, но, но, либо, что, чтоб, что соединяют части сложного предложения, ставится



а) запятая;



б) тире;





в) двоеточие. которого связаны союзами (и, та, а, но, что, чтобы, однако и т.д.) (напр.: Щебече утро, и на кленах печать свою кладет весна. (В.Сосюра.) Говорил немой, что видел слепой, как бежал кривой.(Нар.творч.)



4. Предложение Если имела у тебя сила, то вместе ты соединяйся. (Б.Гринченко.) есть



а) повествовательным; сложным;







б) побудительным, сложным;

в) побудительным, простым.



Составить и записать повествовательное сложное предложение (напр.: Пчела жалит жалом, а мужчина корит словом. (Род.творч.)



5. Предложения Мы с тобой шли и синели поля. (В.Сосюра.)



а) является простым предложением с однородными сказуемыми;



б) является сложным предложением с двумя грамматическими основаниями;



в) является сложным предложением с тремя грамматическими основаниями.



Составить и записать простое предложение с однородными членами, соединенными союзами и или та (напр.: Ветер носится, летает, топчет луга и поля. (Александр Олесь.).



6. В предложении Благодарю Бога, что Он дал мне родиться украинцем. (О.Гончар.)



а) обе части являются двусложными простыми предложениями (имеют оба главных члена);



б) обе части являются односложными простыми предложениями (имеющими по одному главному члену);







в) одна часть является односложным (имеет один главный член), а вторая – двусложным предложением (имеет оба главных члена).

Составить и записать сложное предложение, одна из частей которого была бы односложным предложением, а вторая – двусложным (напр.: Об этом давно, давно я знаю, что можно плакать от красоты.) (В.Сосюра).





*Ответы учителя на вопросы учащихся по тестированию (после того, как тестовые задания выполнены).

* Диктант1.

Человеческий песенный мир начинается с маминой певицы. Ребенок не понимает слов, но он ловит кротость из маминого голоса. Слушает дитя колыбельную и становится кротким.

Наши прабабушки были убеждены, что грубость современных деток исходит от того, что им не пели колыбели.



Наши прабабушки утверждали, что мама рождает тело и душу ребенка. Мама поет ребенку первую песню, мама отводит впервые в школу. Без маминого благословения когда-то не пахали землю, не засевали поле. Утром ребенок вставал, умывал личико, а перед молитвой она целовала мамочке руку. (По Г. Маковой; 82 сл.)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание. Повторить П. 12, упражнение 231.

Составить (вспомнить) и записать сложное предложение, части которого связаны союзами (и, та, а, но, что, чтобы, однако и т.д.) (напр.: Щебече утро, и на кленах печать свою кладет весна. (В.Сосюра.) Говорил немой, что видел слепой, как бежал кривой.(Нар.творч.)



4. Предложение Если имела у тебя сила, то вместе ты соединяйся. (Б.Гринченко.) есть



а) повествовательным; сложным;







б) побудительным, сложным;

в) побудительным, простым.



Составить и записать повествовательное сложное предложение (напр.: Пчела жалит жалом, а мужчина корит словом. (Род.творч.)



5. Предложения Мы с тобой шли и синели поля. (В.Сосюра.)



а) является простым предложением с однородными сказуемыми;



б) является сложным предложением с двумя грамматическими основаниями;



в) является сложным предложением с тремя грамматическими основаниями.



Составить и записать простое предложение с однородными членами, соединенными союзами и или та (напр.: Ветер носится, летает, топчет луга и поля. (Александр Олесь.).



6. В предложении Благодарю Бога, что Он дал мне родиться украинцем. (О.Гончар.)



а) обе части являются двусложными простыми предложениями (имеют оба главных члена);



б) обе части являются односложными простыми предложениями (имеющими по одному главному члену);







в) одна часть является односложным (имеет один главный член), а вторая – двусложным предложением (имеет оба главных члена).

Составить и записать сложное предложение, одна из частей которого была бы односложным предложением, а вторая – двусложным (напр.: Об этом давно, давно я знаю, что можно плакать от красоты.) (В.Сосюра).





*Ответы учителя на вопросы учащихся по тестированию (после того, как тестовые задания выполнены).

* Диктант1.

Человеческий песенный мир начинается с маминой певицы. Ребенок не понимает слов, но он ловит кротость из маминого голоса. Слушает дитя колыбельную и становится кротким.

Наши прабабушки были убеждены, что грубость современных деток исходит от того, что им не пели колыбели.



Наши прабабушки утверждали, что мама рождает тело и душу ребенка. Мама поет ребенку первую песню, мама отводит впервые в школу. Без маминого благословения когда-то не пахали землю, не засевали поле. Утром ребенок вставал, умывал личико, а перед молитвой она целовала мамочке руку. (По Г. Маковой; 82 сл.)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание. Повторить П. 12, упражнение 231.



УРОК №3



Тема. Предложение, его грамматическая основа. Члены предложения.

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о строении простых и сложных предложений, о разделении предложений на двусложные и односложные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Тип урока: комбинированный урок (повторение изученного; закрепление и систематизация полученных знаний).

Оборудование:учебник.



ХОД УРОКА



I. Сообщения темы и цели урока.



II. Повторение ключевых вопросов темы.



◊ Работа с учебником.

1) Проработка теоретического материала, представленного на с. 106 (единицы синтаксиса).

2) Устное выполнение упражнения 223.



◊ Самостоятельная работа.

Переписать заранее записанный на доске текст, членя его на предложение и расставляя знаки препинания. В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Дать определение главным членам предложения.



Пусть никто не половинит твоих замелей не вскрытие потому, что ты единственная Украина, потому что ты всех у нас одна и казаки и стрелки сечевые за тебя погибали в полях в небесах созвездия Льва нам светит на Млечный Путь страждущая чаечко-небога единственные два твоих крыла выходим дорогу, чтобы ты свободной была.

(Д. Чередниченко)



ІІІ. Анализ материала в целях обобщения изученного.

◊ Работа с учебником.

Выполнение упражнения 233 (разработка таблицы).



IV. Выполнение упражнений по применению обобщающих правил.



◊ Работа у доски.

Записать предложение. В каждом определить грамматические основы, указать второстепенные члены предложения. …Свободная Украина из могилы встает. Она – мое счастье, бессмертие мое (Д.Павлычко). Хочется думать не о царстве запечном. Хочется думать о высоком и вечном. О неистребимости, например, материи, а не об отчетах годовых бухгалтерий (В. Баранов).



◊ Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнений 234, 235.

2) Устное выполнение упражнения 237 (синтаксический разбор предложения).



◊ Работа у доски.

Записать предложение. Определить по каждому грамматические основы. Объяснить, в чем заключается разница между предложением простыми и сложными, привести примеры. Указать предложения распространены и нераспространены, двусложны и односложны. Указать неполное предложение.



Ночь пришла. Вздохнула дверь. Дом спит… (П. Харченко). Солнце. Осень. И лето бабочка. Может, это и есть благодать… (П. Вольвач). Исчезли тени, все побледнело. Луч горизонта достиг (Б. Дегтярев). Деревьев столетних удлиненные души костлявые руки в небо подняли (Л. Костенко). Последний вагон. Опустевший перрон. В открывшемся окне твой профиль холодный. Сгущается дождь. Надо жить (П. Малеев).



◊ Переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложения без их изъятия).

В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены. Указать слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращение, вводные слова).



Разве это не мы любовались пожарищами сожженных казацких церквей? Разве не мы прозябаем от голода среди щедрых полей, не способных прокормить себя? Трудолюбивы, как на плантациях рабы, и затравлены, будто индийцы в резервациях. Сонные на избирательных участках, как волы, и почетные в кабаке, как гетманы. Края мои, степи твои необозримы, как наша глупость! Из-за этой необозримости, видимо, мы потеряли остатки инстинкта самосохранения. А может, было бы лучше, если бы ты была совсем маленькая, моя родина? Может быть, тогда мы ценили бы каждый комочек твоего чернозема и каждое мгновение своей воли?

(Л. Степовичка)

V. Подведение итогов урока.



VI. Домашнее задание.

§ 12, упражнение 227 (в каждом из предложений подчеркнуть члены предложения).



УРОК №4



Тема. Словосочетание и предложение. Тематическое тестирование.

Цель: закрепить знания учащихся о словосочетаниях, предложениях, синтаксических связях в них; выяснить уровень усвоения указанной темы; развивать логическое мышление, память, умение использовать обретенные знания на практике, формировать навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный урок (закрепление изученного; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).

Оборудование: учебник, тестовые задания.



ХОД УРОКА



И. Сообщения темы и цели урока.



II. Воспроизведение теоретических сведений.



◊ Беседа.

1) Что изучает синтаксис?

2) Что называется словосочетанием? Приведите примеры.

3) Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры.

4) Какое слово в словосочетании является основным? Зависимым? Приведите примеры.

5) Каким типом связи – сочинительным или подрядным – сочетаются слова в словосочетании?

6) Какие существуют виды подрядной связи между словами в словосочетании? Приведите примеры словосочетаний с связью согласования, управления, прилегания.

7) Какое словосочетание называется простым? Сложным?

8) На каком основании словосочетания делят на именные, глагольные, наречия? Приведите примеры.

9) Чем словосочетание отличается от предложения?

10) Что называется предложением? Приведите примеры.

11) Что составляет грамматическую основу предложения?

12) Каковы второстепенные члены предложения?



ІІІ. Выполнение упражнений на закрепление изученного.



◊ Словарный диктант.

Указать словоформы, сочетание слов с соответствующей связью, предикативное словосочетание. В словосочетаниях определить вид связи – согласование, управление, прилегание. При необходимости обратиться к учебнику (с. 9). Медовый запах, запах осенних листьев, ароматно пахнет, будем любоваться, посреди леса, роскошный и богатый, торжественно и радостно, ветви раскинулись, восхищаться несравненным видом.



◊ Предупредительный диктант.

Почленить предложение на словосочетание (самостоятельно). В одном из предложений самостоятельно подчеркнуть члены предложения.



Идет панна Осень золотистая с маленьким бокалом огня (И. Драч). На тьму монастырского колодца склонила осень грозди рябин (Л.Костенко). Осенью солнце раз блеснет, а три дня киснет (род. творч.).



IV. Проверка самостоятельной работы учащихся.



V. Сообщения способов проверки полученных знаний и сформированных умений и навыков (инструктаж к тестированию).



VI. Проведение тестирования.





И вариант

1. Словосочетание – это:

а) минимальная единица языка, выражающая понятие о предметах, процессах, явлениях действительности, их признаках или отношении;

б) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных с содержанием и грамматически; V

в) основная единица синтаксиса, являющаяся интонационно оформленным смысловым и грамматическим целым, выражающим отдельное завершенное мнение;

г) продукт речевого процесса, характеризующийся тематической завершенностью и целостностью, отражает отношение автора к содержанию высказывания.

Составить и записать словосочетание. Составить и записать предложение, в которое входит это словосочетание; подчеркнуть его.



2. Основная синтаксическая единица, служащая для речевого общения и являющаяся строительным материалом для текста, это:

а) слово;

б) словосочетание;

в) предложение; V г) сложное синтаксическое целое.

Составить и записать предложение (или записать пример такой единицы).



3) Глагольные словосочетания являются следующие:

а) сердце матери, искреннее слово, кто-то из нас, две души;

б) вдвое сильнее, гораздо требовательнее, выше солнца;

в) смотреть на солнце, рисовать красками, поя тихо;

г) дружеский круг, горячий от огня, три ученика.

Составить и записать глагольное словосочетание (напр.: вслушаться в мелодию; чароваться пением, любуясь красотой) или наречие (напр.: гораздо громче; несравненно лучше).



4. Грамматическую основу предложения составляют:

а) отношение содержания предложения к действительности;

б) предикативность и интонация сообщения; V

в) способ выражения смысловых и грамматических связей;

г) наличие эмоций говорящего.

Составить и записать предложения, подчеркнуть в нем главные члены.



5. Предложение, состоящее только из главных членов предложения, это:

а) неполное предложение;

б) односложное предложение;

в) нераспространенное предложение; V

г) распространенное предложение.

Составить и записать предложение, состоящее только из главных членов (напр.: воцарилась тишина. Вечер очаровал).



6. Неполным предложением есть следующее:

а) Золото и из пепла светится (Род. творч.);

б) Кислая яблоня сладкое яблоко не родит (Род. творч.);

в) Из перехваленных груш – квасный компот (Род. творч.); V

г) Мир разуму учит (Род. творч.).

Составить и записать неполное предложение (напр.: Дорога – от порога. У ремесленника золотая рука. Не все куры одной натуры (Род. творч.)



II вариант



1. Словосочетание складывается:

а) из синтаксически равноправных слов;

б) из главного и зависимого слова; V

в) из полнозначного и служебного слова;

г) по отдельным репликам.

Составить и записать словосочетание, главное слово подчеркнуть,

задать вопрос от главного слова к зависимому.



2. Управление – это такой тип синтаксической связи между словами в словосочетании, когда:

а) форма зависимого слова уподобляется форме главного;

б) зависимое слово связано с главным только по смыслу;

в) главное слово требует от зависимого определенной падежной формы;

г) слова синтаксически равноправными.

Составить и записать словосочетание, между словами которого существует связь управления (напр.: поблагодарить брата, памятник Ивану Франко).



3. Распространенными словосочетаниями являются:

а) родная земля, народная песня, петь тихо, вкладывать душу;

б) любовь к родной земле, венчик украинских песен, посмотреть хороший кинофильм; V

в) продолжить обучение, выразить благодарность, меткое слово;

г) не повторять дважды, справедливо сердиться; просить примирения.

Сдать и записать распространенное словосочетание (напр.: успешно сдать экзамен по языку).



4. Нераспространенным предложением есть следующее:

а) Видно Зосю по волосам (род. творч.);

б) Дмитрий хитер (Род. творч.); V

в) У каждой Федорки свои отговоры (Род. творч.);

г) Все Одарки любят подарки (Род. творч.).

Составить и записать нераспространенное предложение (напр.: Солнце садилось. Надвигалась ночь).



5. Грамматично не связанные с членами предложения:

а) подлежащее и сказуемое;

б) приложение и определение;

в) определение и обстоятельство;

г) обращение и вводные слова. V

Составить и записать предложение, осложненное словами, грамматически не связанными с членами предложения (напр.: хватай, Петр, пока теплое. Держись, Гриша, за юбку. Пожалуй, не с той ноги встал (Род. творч.).



6. Односложным предложением является следующее:

а) Дурно и чиряк не уцепится (Род. творч.);

б) Твердый орех легко не раскусишь (Род. творч.); V

в) Глупой головы разум не держится (Род. творч.);

г) Молодой ум буйный и глупый (Род. творч.).

Составить и записать односложное предложение (напр.: Не ищи ветра в поле,

а журавля в небе. Надо одной мыслью плыть (Род. творч.)).



VII. Ответы учителя на вопросы учащихся (после того, как тестовые задания выполнены).



VIII. Подведение итогов урока.



их. Домашнее задание.

Упражнение 12.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!