СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока КШМ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока КШМ»

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Красногорский колледж»

(ГБПОУ МО «Красногорский колледж»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий метод. кабинетом

____________ И.А. Мухамедзянова

"___"__________________ 20___г.

План-конспект  открытого урока


ПМ.01 «ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ, АГРЕГАТОВ, ДЕТАЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ АВТОМОБИЛЯ»

МДК 01.01 Устройство автомобиля


по теме: «КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ»


        

                                                                   

                                                     

  Преподаватель спец. дисциплин:  

Мухамедзянов Ренад Салихзянович



Тучково, 2020г.

 

Группа: 11МР-20Т

Дата проведения: 25.01.2021г__

Тип урока: Урок-изложение нового материала.

 Цель урока: ознакомление обучаемых с новым материалом по теме «Кривошипно – шатунный механизм» и закрепление знаний по общему устройству автомобилей с применением ЭОР и современных образовательных технологий.

 Задачи урока:

   Практические:

1. Дать новые знания обучаемым по устройству кривошипно-шатунного механизма и закрепить знания по общему устройству автомобиля:

- назначение КШМ;

- принцип работы КШМ;

- устройство КШМ.

Воспитательные:

2. Поддержание интереса к овладению знаниями, умениями и навыками по профессии.

3. Формирование познавательной активности обучаемых.

   Образовательные:

4. Расширение теоретических и практических знаний обучаемых в области изучаемой профессии.

 Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая.

 Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный (использование мультимедийных и информационных технологий).

 Оснащение урока: лекции, учебник, плакаты, презентации, электронные учебники, макеты, стенд.

 Оборудование: презентация по теме «Кривошипно-шатунный механизм», компьютеры, интернет – ресурсы.

 Литература: 

Основная

п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Устройство автомобилей: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования/

А.П.Пехальский, И.А.Пехальский

.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

2

Устройство автомобилей: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования/

Г.И. Гладов, А.М. Петренко

.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

3

Устройство легковых автомобилей в двух частях: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования/Часть первая: Классификация и общее устройство автомобилей. Двигатель, электрооборудование.

С.К. Шестопалов

.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.

4

Устройство легковых автомобилей в двух частях: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования/Часть вторая: трансмиссия, ходовая часть, рулевое управление, тормозные системы, кузов.

С.К. Шестопалов

.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.

 

 Ход занятия:

 

I. Начало урока:

  • Организационный момент

  • Приветствие

  • Доклад дежурного

  • Сообщение темы занятия

 

II. Основная часть

  • Учебная и целевая установка

  • Объяснение основных форм работы и их последовательности

  • Проверка владения обучаемыми материалом:

Дать полную расшифровку маркировки автомобилей  ГАЗ-3307 и МАЗ-543.

  • Знакомство с новым материалом с применением ЭОР.

Изложить учебный материал в следующей последовательности:

 

1. Назначение КШМ

Если есть что-то, что прочно ассоциируется с любым автомобилем, это кривошипно-шатунный механизм двигателя. Как ни странно, принцип его действия мало изменился с тех пор, как 120 лет назад Карл Бенц запатентовал свой первый автомобиль. Система усложнялась, обрастала сложной электроникой, совершенствовалась, но кривошипно-шатунный механизм (КШМ) остался самым узнаваемым “портретом” любого мотора.

Двигатель в процессе работы должен давать какое-то постоянное движение, и удобней всего, чтобы это было равномерное вращение. Однако силовая часть (цилиндро-поршневая группа, ЦПГ) вырабатывает поступательное движение. Значит, нужно сделать так, чтобы один тип движения преобразовался в другой, причем с наименьшими потерями. Вот для этого и был создан кривошипно-шатунный механизм.

По сути, КШМ – это устройство для получения и преобразования энергии и передачи ее дальше, другим узлам, которые уже эту энергию используют.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление расширяющихся газов при такте "сгорание — расширение" и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

2. Устройство КШМ

Кривошипно-шатунный механизм состоит из:

•  блока цилиндров с картером;

•   головки цилиндров;

•  поршней с кольцами;

•  поршневых пальцев;

•  шатунов;

•  коленчатого вала;

•  маховика;

• поддона картера.        

Блок цилиндров отливают заодно с картером. И он является базисной деталью двигателя, к которой крепятся кривошипно-шатунный, газораспределительный механизмы и все навесные приборы и агрегаты двигателя.

Изготовляют его из серого чугуна, реже из алюминиевого сплава силумина. В отливке блок-картера выполнены полости для смывания охлаждающей жидкостью стенок гильз цилиндров. Сами же гильзы могут быть вставными, изготовленными из жаростойкой стали или же отлитыми заодно с чугунным блок-картером. Блоки из алюминиевых сплавов изготовляются только со вставными гильзами. Внутренняя поверхность гильз служит направляющей для перемещения поршня, она тщательно шлифуется и называется зеркалом. Уплотнение гильз осуществляется с помощью колец из специальной резины или меди. Вверху уплотнение гильз достигается за счет прокладки головки цилиндров. Увеличение срока службы гильз цилиндров достигается в результате запрессовки в верхнюю их часть, как работающую в наиболее тяжелых условиях (высокая температура и агрессивная газовая среда), коротких тонкостенных вставок из кислотоупорного чугуна. Этим достигается снижение износа верхней части гильзы в четыре раза.

Снизу картер двигателя закрыт поддоном, отштампованным из листовой стали, уплотненным прокладкой из картона или пробковой крошки. Поддон используется в качестве резервуара для моторного масла и служит защитой картера от попадания грязи и пыли.

Головка цилиндров закрывает цилиндры сверху. На ней размещены детали газораспределительного механизма, камеры сгорания, выполнены отверстия под свечи или форсунки, запрессованы направляющие втулки и седла клапанов. Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них выполнена специальная полость.

Для создания герметичности плоскость разъема между головками и блоком цилиндров уплотнена стальными или сталеасбестовыми прокладками, а крепление осуществляется шпильками с гайками.

Головки отлиты из алюминиевого сплава (АЛ-4) или чугуна. Сверху они накрыты клапанной крышкой из штампованной стали или алюминиевого сплава, уплотненной пробковой или маслобензостойкой резиновой прокладкой.

Поршень воспринимает давление расширяющихся газов при рабочем такте и передает его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал двигателя. Представляет собой перевернутый днищем вверх цилиндрический стакан, отлитый из высококремнистого алюминиевого сплава. Поршень имеет днище, уплотняющую и направляющую (юбку) части. Днище и уплотняющая часть составляют головку поршня, в которой проточены канавки для поршневых колец. Днище поршня с головкой цилиндров формируют камеру сгорания и работают в крайне тяжелых температурных условиях из-за недостаточного охлаждения.

Ниже головки выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются бобышки с отверстиями под поршневой палец.

Конструкция поршня должна исключать его заклинивание при тепловом расширении работающего двигателя. С этой целью головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку.

Поршневые кольца устанавливаются двух типов: компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца служат для уплотнения поршня в гильзе цилиндра и предотвращения прорыва газов из камеры сгорания в картер двигателя. Маслосъемные кольца служат для снятия излишков масла с зеркала цилиндра и не допускают его попадания в камеру сгорания.

Поршневые кольца изготовляются из белого чугуна, а маслосъемные могут быть выполнены из стали. Для повышения износостойкости верхнее компрессионное кольцо подвергается пористому хромированию, а остальные для ускорения приработки покрыты слоем олова или молибдена.

Кольца имеют разрез (замок) для установки на поршень. Количество компрессионных колец, устанавливаемых на поршнях, может быть неодинаково для различных моделей двигателей, обычно два или три кольца. Маслосъемные кольца устанавливаются по одному на поршень.

Поршневой палец плавающего типа обеспечивает шарнирное соединение поршня с шатуном и удерживается от осевого смещения в бобышках поршня стопорными кольцами. Палец имеет форму пустотелого цилиндра, изготовлен из хромоникелевой стали. Поверхность его упрочнена цементацией и закалена токами высокой частоты.

Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом двигателя и для передачи при рабочем ходе давления расширяющихся газов от поршня к коленчатому валу. Во время вспомогательных тактов от коленчатого вала через шатун приводится в действие поршень.

Шатун  состоит из верхней неразъемной головки с запрессованной втулкой из оловянистой бронзы и разъемной нижней головки, в которую вставлены тонкостенные стальные вкладыши, залитые слоем антифрикционного сплава. Головки шатуна соединяются стержнем двутаврового сечения. Нижняя разъемная головка шатуна с помощью крышки закрепляется на шатунной шейке коленчатого вала. Шатун и его крышки изготовлены из легированной или углеродистой стали.

Нижняя головка шатуна и крышка соединяются болтами и шпильками со специальными стопорными шайбами.

Вкладыши нижней головки шатуна выполнены из стальной или сталеалюминиевой ленты, покрытой антифрикционным слоем.

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые шатунами от поршней, и преобразует их в крутящий момент, который через маховик передается агрегатам трансмиссии автомобиля.

Коленчатый вал  состоит из шатунных и коренных шеек, соединенных щеками с противовесами, фланец необходим для крепления маховика. На переднем конце коленчатого вала (носок) имеются шпоночные пазы для закрепления распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также отверстие для установки храповика пусковой рукоятки. Шатунная шейка со щеками образует кривошип (или колено) вала. Расположение кривошипов обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов поршня в различных цилиндрах.

Коленчатые валы штампуют из стали или отливают из высокопрочного магниевого чугуна.

Продольное перемещение коленчатого вала при его тепловом расширении ограничивается упорными сталебаббитовыми шайбами, которые устанавливаются по обе стороны первого коренного подшипника или четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в вытачке задней коренной опоры вала.

Для предотвращения утечки масла на концах коленчатого вала устанавливаются маслоотражатели и сальники. Предусматриваются также маслосгонные спиральные канавки и маслоотражательный буртик.

Вкладыши коренных подшипников имеют такую же конструкцию, как и вкладыши шатунных подшипников.

Маховик служит для уменьшения неравномерности работы двигателя, вывода поршней из мертвых точек, облегчения пуска двигателя и способствует плавному троганию автомобиля с места.

Маховик представляет собой массивный диск, отлитый из чугуна, на обод которого напрессован стальной зубчатый венец, предназначенный для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя. Для исключения нарушения установочной балансировки маховик крепится болтами к фланцу коленчатого вала на несимметрично расположенных штифтах.

Поддон картера является резервуаром для моторного масла и предохраняет картер двигателя от попадания пыли и грязи.

Поддон штампуют из листовой стали или отливают из алюминиевых сплавов. Для герметизации плоскости разъема между картером и поддоном устанавливают пробковые или маслобензостойкие прокладки. Поддон крепится болтами или шпильками.

3. Принцип работы КШМ

Работа механизма двигателя основана на энергии расширения при сгорании топливно-воздушной смеси. Именно эти “микровзрывы” являются движущей силой, которую кривошипно-шатунный механизм переводит в удобную форму.

  1. В цилиндрах двигателя сгорает распыленное и смешанное с воздухом топливо. Такая дисперсия предполагает не медленное горение, а мгновенное, благодаря чему воздух в цилиндре резко расширяется.

  2. Поршень, который в момент начала горения топлива находится в верхней точке, резко опускается вниз. Это прямолинейное движение поршня в цилиндре.

  3. Шатун соединен с поршнем и колен. валом так, что может двигаться (отклоняться) в одной плоскости. Поршень толкает шатун, который надет на шейку колен. вала. Благодаря подвижному соединению, импульс от поршня через шатун передается на колен. вал по касательной, то есть вал делает поворот.

  4. Поскольку все поршни по очереди толкают колен. вал по тому же принципу, их возвратно-поступательное движение переходит во вращение колен. вала.

  5. Маховик добавляет импульс вращения, когда поршень находится в «мертвых» точках.

  6. Интересно, что для старта двигателя нужно сначала раскрутить маховик. Для этой цели нужен стартер, который сцепляется с зубчатым венцом маховика и раскручивает его, пока мотор не заведется. Закон сохранения энергии в действии.

Остальные элементы двигателя: клапаны, распред. валы, толкатели, система охлаждения, система смазки, ГРМ и прочие – необходимые детали и узлы для обеспечения работы КШМ.

III. Итог урока

1. Проверка усвоения обучаемыми нового материала.

1.1. Выполнение практического задания (работа в бригадах):

Заполнить таблицу по теме "Устройство КШМ"

 

Наименование детали

Количество, шт

Материал из которого изготовлена деталь

Вид движения детали

 

 

 

 

 

  1.2. Защита практического задания.

  2. Подвести итог занятия и сообщить обучаемым заработанные оценки.

  3. Домашнее задание: повторить материал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!