-
| ФИО (полностью) | Березина Вера Александровна |
-
| Место работы | МБОУСОШ №4 г. Шатура |
-
| Должность | Учитель начальных классов |
-
| Предмет | Литературное чтение |
-
| Класс | 4 класс |
-
| Тема и № урока в теме | Урок № 32 И.А.Бунин «Листопад». Картина осени в стихотворении И.А.Бунина |
-
| Предметная программа и ее автор | Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий «Литературное чтение 4 класс» «Школа России» |
-
| Цель урока | Формирование новых знаний о жизни и творчестве И.А.Бунина, о сравнении как изобразительно-выразительном средстве лирического произведения, умения находить сравнения в тексте |
-
| Тип урока | Урок изучения нового материала |
-
| Модель организации УПД младших школьников | Компьютер для фронтальной работы класса, интерактивная доска, документ-камера. |
-
| Необходимое оборудование | Учебник : Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение.4 класс. 1 часть». Аудиоприложение к учебнику, портрет и выставка книг И.А.Бунина, фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, словарь литературоведческих терминов, библиографический словарь «Русские писатели» |
-
| Структура и ход урока | 1.Адаптационный этап: -Орг.момент; -Проверка домашнего задания; -Речевая разминка ; актуализация знаний. -Самоопределение к деятельности. 2.Основной этап -Работа по теме урока 3.Творческий этап. -Закрепление изученного материала -Рефлексия -Подведение итогов урока -Домашнее задание |
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Название используемых ЭОР, гиперссылка | Время |
1 | Адаптационный этап 1.Организационный момент | 1.Задача: адаптация уч-ся к деятельности на уроке | Подготовка к уроку, приветствуют учителя | Демократическая беседа: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, определение отсутствующих на уроке | | 10 минут |
2.Проверка домашнего задания: | 2.Задача: выявление предварительных знаний уч-ся | Выразительно читают стихотворения Н.А.Некрасова | Фронтальный опрос с целью проверки правильности выполнения домашнего задания | |
3.Актуализация знаний. Речевая разминка | Читают и записывают загадку и отгадку в рабочую тетрадь, упражняются в чтении скороговоркой. | Иллюстрирует текст речевой разминки на доске: Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём! | Текст речевой разминки на доске |
4.Самоопределение к деятельности | Читают зашифрованную запись, расшифровывают ее, записывают имя поэта в тетрадь, прогнозируют содержание материала учебника по теме, формулируют цель и задачи урока (Познакомиться с биографией и творчеством И.А.Бунина, прочитать стихотворение «Листопад») . | Запись имени поэта И.А.Бунина в зашифрованном виде. Метод проблемной ситуации создание ситуации интеллектуального затруднения, мотивирование учащихся к формулированию темы и задач урока для самоопределения к деятельности на уроке с помощью наводящих вопросов: -Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине? - Вы уже догадались какова тема нашего урока? -Какую цель мы поставим перед собой на уроке? -Сформулируйте задачи урока. | Запись на доске: НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА |
2 | Основной этап 1.Работа по теме урока. Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина | 1 задача: Формирование новых знаний по теме урока | Слушают рассказ учителя о И.А.Бунине, задают вопросы по теме, рассматривают фотоматериалы по теме, знакомятся со словарем «Русские писатели», находят ответы на свои вопросы в словаре | Краткое сообщение-обзор биографии И.А.Бунина, демонстрация выставки книг писателя , иллюстрация фотоматериалов по теме, библиографического словаря «Русские писатели»; ответы на вопросы учащихся по мере их возникновения | Иллюстрация портрета писателя, фотоматериалов по теме, демонстрация выставки книг писателя | 15 минут |
2.Физкультминутка | Снятие напряжение, усталости | Уч-ся выполняют упражнения физ.минутки | Читает текст физкультминутки (по выбору) , направляет действия уч-ся | Запись музыкального фрагмента физ.минутки |
3.Продолжение работы по теме урока. Работа над стихотворением «Листопад» | 2 задача: разрешение интеллектуального затруднения | Учащиеся слушают, как стихотворение «Листопад» читает актер, рассматривают репродукции картин по теме урока. Объясняют значения слов завороженный, терем, лазурь; подбирают синонимы к слову замирает. Отвечают на вопросы учителя, зачитывают выборочно строки стихотворения, вспоминают , что такое сравнения, эпитеты, находят и называют их, приходят к пониманию роли повторов в создании образа, прогнозируют содержание понятия «сравнение», проверяют свои предположения по учебнику, литературоведческому словарю | Аудирование : учитель использует аудиоприложение к учебнику . Иллюстрирование репродукций картин по теме. Словарная работа по тексту. Сократическая беседа по наводящим вопросам после прослушивания стихотворения с целью подведения под понятие, создания проблемной ситуации интеллектуального затруднения: -Что напомнил осенний лес Бунину? -Почему в тексте учебника подчеркнуты некоторые слова и словосочетания? Найдите их. -Что это, как их можно назвать? -Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? -Какие эпитеты использует для этого автор? Назовите их. -Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Зачитайте эти строки. -Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины? -Прочитайте ещё раз последние строки стихотворения. Обратите внимание, какие согласные звуки повторяются. Для чего? -Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня? -Что хотел сказать Бунин своим читателям? -Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы? -Чего он достигает необычным изображением? -Какое отношение к осени демонстрирует поэт? -Как можно назвать этот прием? -Проверьте свои предположения по учебнику(стр.153). -Где ещё можно найти ответ на вопрос, что такое олицетворение? Представление учащимся литературоведческого словаря. | Аудиоприложение к учебнику: И.А.Бунин «Листопад» Репродукции картин по теме: С.Жуковский «Осень», А.Ткачев «Листопад», И.Левитан «Золотая осень», «Слободка». |
3 | Творческий этап 1. Закрепление изученного материала | 1 задача: Первичное закрепление нового материала. 2 задача: Повышение уровня на основе применения разноуровне вых заданий. | Находят олицетворения в текстах учебника Выполняют разноуровневые задания по карточкам | Организация практической работы по заданиям учебника (стр.153) Учитель предлагает учащимся разноуровневые задания по карточкам с текстами лирических произведений на оценку: 1. Что такое олицетворение? Дай определение по памяти. Найди олицетворение в тексте. 2. Приведи свои примеры олицетворений. 3. Составь небольшой текст, используя олицетворение как средство выразительности. Изобрази, как ты понимаешь, что такое олицетворение. | | 20 минут |
|
2.Рефлексия | Оценивание уч-ся уровня усвоения материала | Уч-ся выполняют задания, оценивают свою работу на уроке и уровень усвоения материала. | Организует работу по карточкам: 1. Продолжи предложения: Иван Алексеевич Бунин родился… Детские годы провел в… Он рано обнаружил артистические способности и редкую… В 1886 году был вынужден прекратить обучение в Елецкой гимназии по причине… Сборник стихотворений И.А.Бунина «Листопад» в 1903 г. был отмечен… 2.Назови изобразительно-выразительные средства, которые помогают автору в стихотворении «Листопад» создать картину осени. | |
3.Подведение итогов урока | подводят итоги урока, определяют достижение цели и выполнение задач урока. | Отвечают на наводящие вопросы учителя. Подводят итог урока, определяя достижение цели и выполнение задач | Задает наводящие вопросы о достижении цели и выполнении задач урока , чтобы мотивировать учащихся к подведению итога урока | |
4. Домашнее задание | | Записывают домашнее задание: выразительное чтение стихотворения «Листопад», нарисовать иллюстрацию к стихотворению | Поясняет домашнее задание | |
Стажер: учитель начальных классов Березина В.А. __________________________