СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы на тему: "Я последний поэт деревни… (жизненный путь С.А. Есенина)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы

Тема: "Я последний поэт деревни… (жизненный путь С.А. Есенина)"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы на тему: "Я последний поэт деревни… (жизненный путь С.А. Есенина)"»

План-конспект урока литературы Тема: "Я последний поэт деревни… (жизненный путь С.А. Есенина)"

Цели урока:

обучающая:

  • познакомить с эпохой, с жизнью, с литературной деятельностью С. Есенина;

  • пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов;

  • показать, как рос поэтический талант Есенина, в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути;

развивающая:

  • открыть для себя новые страницы жизни писателя, обогатить свое представление о его личности;

  • развивать навыки и умения декламации поэтического текста, воспитывающая:

  • воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта.

Оборудование урока:

  • портрет С. Есенина,

  • презентация,

  • тексты со стихотворением «Отговорила роща золотая…» С. Есенина;

Методические приемы: доклад обучающихся (презентация), декламация стихотворений наизусть и краткая характеристика тем.

Вид урока: усвоение нового материала.

Тип: комбинированный

Подготовка к уроку.

Обучающиеся готовят индивидуальные задания:

  1. Биография С. Есенина (презентация).

  2. Сообщения учащихся по темам:
    а) первая группа: “Есенин о себе (Голос Есенина)”
    б) вторая группа: “Современники о Есенине”
    в) третья группа: “Компьютерные технологии о причинах смерти”

г) четвертая группа: «Традиционная версия»



Ход урока

  1. Орг. момент Слайд 1 (Добрый день)

Преподаватель:

– Добрый день! Можно садиться. Командир, доложите о явке на урок.

– «Если трудный поход для тебя не проблема,

Если ты – изыскатель и рвёшься вперед.

Встреча с новым писателем ждёт

непременно.

Радость новых открытий урок принесет…  »

– У нас сегодня удивительный урок. Я желаю вам всем сегодня успехов и надеюсь на благотворное сотрудничество.

  1. Актуализация знаний

– Предлагаю начать наш урок с небольшой музыкальной композиции

–Прослушайте и скажите, почему я решила начать с нее?

Слайд 1 Звучит романс «Отговорила роща золотая…»

Работа с текстом песни. (Текст на каждой парте)

Кому принадлежат слова этого романса?

– Да, вы правы, С. Есенину.

Как вы думаете, почему я решила начать урок именно с этого произведения? /Осень. Известное стихотворение Есенина./

У вас на столах лежит текст этого стихотворения. Прочитайте его про себя и подумайте, какие слова стихотворения рассказывают нам о его авторе?

/Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. /

  1. Темополагание.

Попробуйте определить тему нашего урока? /высказывания обучающихся./


Традиционная версия


Современные технологии

Какой вопрос сегодня в центре нашего обсуждения? (Составляем схему на доске).






Поэт-странник


И вновь оставит дом.








Голос поэта


Современники о поэте









А каким образом мы можем найти ответы на эти вопросы?

Слайд 2 (Тема урока)

Сообщение темы урока

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Я последний поэт деревни…» (жизненный путь С. Есенина)»

  1. Целеполагание.

Скажите, пожалуйста, что вы знаете об этом поэте?

/Поэт Серебряного века. Известный русский поэт. «Крестьянский поэт»…/

А вы хотели бы узнать о Сергее Александровиче Есенине что-то новое?

Скажите, а время (эпоха) повлияло на формирование личности поэта?

Так каких же целей вы бы хотели достичь в ходе урока?

/ – Выяснить:

  • причины смерти С. Есенина;

  • для себя новые сведения о жизни поэта;

  • его увлечения;

  • суть эпохи, в которой жил и творил поэт.

Слайд 3 (Цели урока)

  1. Мотивация

– Сегодня на уроке вы сможете использовать свои профессиональные знания в области компьютерных технологий, изучая факты жизни и обосновывая причины смерти С. Есенина.

  1. Изучение новой темы.

Преподаватель:

– Сегодня мы знакомимся с биографией замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Вы уже знакомы и с ним, и с его произведениями еще с начальной школы. Все мы помним и любим известные стихотворения «Белая береза», «Черемуха» и другие. Но сегодня мы будем говорить только о его жизни, потому что без этих знаний мы не сможем  верно судить  о его неповторимых произведениях. И начнем мы это знакомство с голоса самого поэта (автобиографии поэта).

Слайд 4 (Голос поэта)

I группа (Голос поэта)

Есенин (И. Рудометов):

(Обучающийся от лица поэта читает стихотворения как рассказ о своей жизни, остальные обучающиеся комментируют стихотворные строки. Заключает рассказ «группа поэта»).

Есенин (И. Рудометов):

– Худощавый и низкорослый,

    Средь мальчишек всегда герой,

     Часто – часто с разбитым носом

      Приходил я к себе домой

Обучающиеся:

– «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах»

Есенин (И. Рудометов):

– Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя.

Божница старая,

Лампады кроткий свет.

Под окнами

Костер метели белой.

Мне 9 лет.

Лежанка, бабка, кот.

Обучающиеся:

– Это рассказ поэта о своем детстве в семье зажиточного деда, где его воспитанием занималась бабушка и дядья.

Есенин (И. Рудометов):

– Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

Обучающиеся:

– Поэт много стихотворений посвятил теме Родины, которая начиналась для него с Рязанщины, с с.Константиново.

Есенин (И. Рудометов):

– Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И помню, дед мне

С грустью говорил:

«Пустое дело...

Ну, а если тянет-

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл»

Обучающиеся:

– Известно, что Есенин рано начал писать стихи, будучи еще мальчишкой.

Вывод:

– В девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Есенин (И. Рудометов):

– Тогда в мозгу,

Влеченьем к музе сжатом,

Текли мечтанья

В тайной тишине,

Что буду я

Известным и богатым,

И будет памятник

Стоять в Рязани мне.

Обучающиеся:

– Все известные поэты способны были предсказывать свое будущее.

Вывод:

– В 18 лет Есенин разослал свои стихи по журналам, удивился, почему их не печатают, и поехал в Петербург. Знакомство с Блоком открыло путь в русскую литературу.

Есенин (И. Рудометов):

– Года текли,

Года меняют лица-

Другой на них ложится свет.

Мечтатель сельский ­

Я в столице

Стал первокласснейший поэт.

Обучающиеся:

– Мечтания Есенина исполнены.

Вывод:

– С. Есенин наслаждается работой, оптимистично смотрит в будущее. Он молод, полон сил, ищет дружбы, любви, признанья.

Есенин (И. Рудометов):

– Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Обучающиеся:

– Это стихотворение «Письмо матери», которое поэт написал после долгой разлуки.

Вывод:

– Очень часто в стихотворениях Есенина встречается образ матери, овеянный теплом и бесконечной нежнос­тью. Так, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери»

Есенин (И. Рудометов):

– Хочу я быть певцом
И гражданином,…
Быть настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР

Обучающиеся:

Есенин понимает необходимость утвердить себя в роли поэта-гражданина:

Вывод:

После заграницы,- писал он в автобиографии, - я смотрел на страну свою и события по-другому”. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство. но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, машет хвостом на ветру тощая лошаденка. 

Есенин (И. Рудометов):

– Я московский озорной гуляка.
По всему тверскому околотку
В переулках каждая собака
Знает мою легкую походку.

Обучающиеся:

– Это стихотворение посвящено периоду жизни С. Есенина, когда он стал увлекаться скандальной лирикой. Одной из причин скандальности новой лирики поэта стало увлечение имажинизмом. Стремясь расшевелить внимание публики, имажинисты намеренно шли на скандал. Например, однажды они развесили на некоторых московских улицах эмалированные таблички со своими именами: Есенину досталась Тверская. Не случайно «московский озорной гуляка» ходит «по всему тверскому околотку» - это его своеобразная епархия (контролируемая территория, район).

Вывод:

– Это стихотворение вошло в сборник «Стихи скандалиста». Так получилось, что Октябрьская революция, произошедшая в 1917 году, лишила Есенина основной темы его творчества. Новому советскому государству не нужны были лирические признания в любви к родине – ему нужны были «агитки» Бедного Демьяна» или чеканный стих Владимира Маяковского. А поэзия Сергея Есенина воспринималась и утверждалась официальной идеологией как чуждая и враждебная. Недаром он в том же 1922 году напишет: «…Я отовсюду гонимый, средь железных врагов прохожу».

Есенин (И. Рудометов):

– Россия.. .Царщина... Тоска...

И снисходительность дворянства.

Ну что ж!

Так принимай, Москва.

Отчаянное хулиганство!

Обучающиеся:

– Неся клеймо «хулигана» и «скандалиста», Есенин придал этим словам романтический смысл, демонстративно ввел их в названия своих стихов и сборников. Но осознание чего-то неправильного в этих словах заставляет его задуматься:

Вывод:

– Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской республикой, страной хлеба и молока, кормилицей всего мира. Был он на стороне Октября до середины 1919г. До этого года Есенин смутно представлял, что же делается в глубинке Республики Советов. Поездка домой и в Харьков способствовала внутреннему перерождению поэта. «Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал»,- говорил поэт. И начались смутные кабацкие годы, когда душу Есенин лечил вином и скандалами.

Есенин (И. Рудометов):

И первого меня повесить нужно,

Скрестив мне руки за спиной…

Обучающиеся:

– В стихотворении «Метель» Есенин предчувствует как будто, какие события его ожидают в недалеком будущем.

Вывод:

– У Есенина немало стихов, где он с ненавистью и презрением говорит не только о главарях коммунистического режима, но и об этом режиме вообще. Рязанский скандалист позволял себе резкие выпады против членов Политбюро ЦК РКП(б), характеризовал Гражданскую войну как "дикость подлую и злую", сгубившую тысячи прекраснейших талантов. Есенин прекрасно понимал, что его ждет за такие стихи от «немытых харь» и писал, предчувствуя свою трагическую судьбу. Главное здесь - воспоминание поэта о своей жизни. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.

Есенин (И. Рудометов):
– До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

Обучающиеся:

– Эти строки были написаны кровью поэта перед его смертью в гостинице «Англетер».

Вывод:

– Предсмертная записка поэта, как утверждают многие современники, написанная кровью.

Выводы группы:

– Судьба Есенина, которую ему прочили родители, отец в частности, – судьба кулака. Однако сам поэт выбирает иной путь – тернистый путь поэта-странника по жизни.

А сам поэт к какому выводу приходит?

Есенин (И. Рудометов):

– Если вы хотите узнать, какой я, читайте мои стихи.

А что же на этот счет могут сказать современники поэта?

Слайд 5 (Современники о поэте)

II группа (Свидетельства современников):

– Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу.

 Слайд 7( В. С. Терьян)

  • Ваан Сукиасович Терьян:

"Талантливый крестьянский поэт, совсем еще юноша", "своими яркими образными стихами возбудил общее внимание к себе".

Обучающиеся:

– Известность пришла к Есенину сразу после его первых публикаций в детских журналах, после его встреч с Блоком и Городецким

Слайд 8 (А.А. Блок)

Выводы:

– да, это верно. Сам Александр Блок говорил:

  • «Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…»

Обучающиеся:

– А Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом.

Выводы:

– «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, что их не печатают, и поехал в Петербург.

Так меня приняли весьма радушно.

Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий.

Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

Слайд 9 (М.Горький)

  • Максим Горький: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…”

Обучающиеся:

– Сергей Александрович был непростым человеком по натуре, но общество прощало ему все за одно только его творчество.

– При упоминании имени Есенина возникают ассоциации: певец природы, русская береза, последний поэт деревни,

Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы! (Н. Рубцов)

Выводы:

– Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому, человечность, замеченные и подчеркнутые М. Горьким, составляли суть, его поэзии.

Слайд 10 (А. Мариенгоф)

  • Анатолий Мариенгоф: «Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввел. Им приятно, а мне наплевать. Городецкий ввел? Ввел. Клюев ввел? Ввел. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом, и Мережковский с Гиппиусихой, и Блок, и Рюрик Ивнев…»".

Обучающиеся:

– Все известные поэты, сыгравшие роль в становлении Есенина как поэта, считали себя открывателями нового таланта. Мариенгоф не стал исключением. Хотя в биографии Есенина четко сказано, что первым поэтом, проложившим дорогу в русскую литературу Сергею Александровичу, стал А.А. Блок.

Выводы:

– В издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих. Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Потом они знакомятся с В. Шершеневичем  и Рюриком Ивневым. Так оформляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией», опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).

  • Алексей Ганин перед смертью успел передать Есенину свои статьи, в которых называет советскую власть властью «изуверов и садистов», и просил опубликовать их за границей.

Обучающиеся:

– Эти события связаны с поездкой поэта в 1924-25 годах на Кавказ. Каквказ для Есенина был столь же вдохновенным местом, что для Пушкина и Лермонтова.

Выводы:

– Анализ многочисленных документов показывает, что Есенин на Кавказ уехал неслучайно. После его отъезда, 11 ноября, чекисты арестовали четырнадцать литераторов, художников и врачей, обвинив их в создании подпольной антиправительственной организации «Ордена русских фашистов». Почти все они были друзьями Есенина. 

  • Николай Леопольдович Браун: «Есенина нужно было выносить,  я взял его, уже окоченевшего, под плечи. Волосы рассыпались мне на руки. Запрокинутая голова опадала. Были сломаны позвонки»

Обучающиеся:

– Здесь звучит о версия о насильственной смерти поэта от рук чекистов.

Выводы:

– Возможно решение высшего руководства партии – убрать неугодного. Есенин стал противником советской власти, стал неудобен. От таких обычно избавляются, которые «много шумят». Или вероятно спонтанное решение партийных соглядатаев. Чекисты опасались, что Есенин из Ленинграда уедет за границу. Он же на самом деле собирался туда уезжать чтобы, выполнить последнюю просьбу своего друга А. Ганина.

  • Николай Николаевич Браун: «Чекисты опасались, что Есенин из Ленинграда уедет за границу, в этом случае голову им бы снесли»

Выводы:

– Особую роль могла сыграть и зависть коллег по перу, по совместительству сотрудников ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление).

Выводы:

  • Поэт-гражданин.

  • Нестабильная личность.

  • Приближен к власти.

  • Хулиган

III группа (современные технологии):

– Ни для кого не секрет, что больше всего споров по сей день ведется вокруг смерти поэта. Поэтому целью нашего исследования стала именно смерть С.А. Есенина, а точнее ее причины.

– 21 век – век современных технологий, с помощью которых сейчас можно доказать и опровергнуть, если не любую, то многие из гипотез. Вот мы и решили раскрыть тайну (обстоятельства) гибели замечательного русского поэта – С. Есенина – с помощью компьютерных технологий. Все сомнения могут быть подтверждены или устранены лишь в ходе нашего следствия .

Сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны, которая до сих пор окружает имя нашего великого соотечественника Сергея Есенина.

Ни сразу после гибели Есенина, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий его смерти, кроме самоубийства, не выдвигалось.

В 1970—1980-е годы возникли версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства Есенина (как правило, в организации убийства обвиняются сотрудники ОГПУ – Объединённое государственное политическое управление при высшем коллегиальном  органе исполнительной и распорядительной власти Союза Советских Социалистических Республик в период c 1923 по 1946 годы.). Вклад в разработку этой версии внёс следователь Московского уголовного розыска, полковник в отставке Эдуард Хлысталов[25][26]. Версия убийства Есенина проникла в массовую культуру: в частности, в художественной форме представлена в телесериале «Есенин» (2005). В нем указывается на множество нестыковок известных фактов с официальными выводами комиссии:

  1. Высота на которой висел Есенин, не позволяла малорослому поэту осуществить самоповешение. (Чтобы дотянуться до верха, поэту необходимо было поставить предмет с точкой опоры около двух метров. (Его рост 168 сантиметров). Причем с обязательным условием, что этот предмет должен стоять рядом со стояком. Таких предметов рядом с местом предполагаемого повешения не имелось».)

  2. Не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта, причины, приведшие к разрыву элементов одежды. «На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма.

  3. Порез на правой руке. Вызывает вопрос и рана на руке Есенина. Сторонники версии самоубийства утверждали, что поэт сначала перерезал себе вены, а потом передумал и решил повеситься.

  4. Предсмертное стихотворение, написанное кровью из порезанной вены. «Предсмертное письмо» экспертами не исследовалось, анализ не проводился – поэтому доказательств, что оно написано кровью Есенина - нет. Сам текст стихотворения по смыслу не напоминает предсмертную записку, адресатом которой называл сам себя Вольф Эрлих, служивший в ОГПУ. И странно, что предсмертные строки были адресованы именно представленному партийному соглядатаю. Спустя много лет появилась информация, что эти строки были написаны гораздо раньше декабря 1925 года. Стихотворение посвящено не Вольфу Эрлиху, а расстрелянному другу Есенина - поэту Алексею Ганину.

  5. Показания шофера, работавшего в ОГПУ в 20-е годы: «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок».


– Естественным является то, что родственники поэта: его Племянница Светлана Петровна Есенина, внук – хотят «снять клеймо «самоубийцы-висельника» с С. А. Есенина. Хотят его нравственной реабилитации в глазах российской и мировой общественности». Но факты, как известно, вещь упрямая.

– Исследовав все материалы, касающиеся гибели С.А. Есенина, мы пришли к выводу, что официальная версия относительно самоубийства С.А. Есенина верна.

О том, как именно погиб Сергей Есенин, в последнее время спорят часто. Звучат версии об убийстве поэта... Профессор Московской медицинской академии им. Сеченова Александр МАСЛОВ отдал много лет судебно-медицинской экспертизе, исследовал истинные причины гибели деятелей многовековой истории России - Ивана Грозного, Михаила Фрунзе, Надежды Крупской, великих поэтов Есенина и Маяковского... 

Александр Васильевич занимался не самоубийством Есенина, а установлением причины его смерти.

- Некоторые сторонники версии «убийства» доказывают, что на вертикальной трубе повеситься нельзя. В этом случае многим самодеятельным исследователям мы бы посоветовали обратиться к сборнику «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии», в котором опубликовано «Заключение экспертов» от 28 июня 1993 года: «Высота потолка номера 5 гостиницы «Ленинградская» (ранее «Англетер») на представленной фотографии составляет не более 352 см... Человек ростом 168 см при наличии подставки высотой 150 см может прочно закрепить витую (пеньковую, хлопчатобумажную, шелковую) веревку диаметром 0,6 - 1,0 см на вертикальной гладкой трубе диаметром 3,7 см на высоте около 358 см... С учетом условий на веревке может быть подвешено тело весом более 100 кг». 

- Сторонники версии «убийства» удивляются: на фотографиях на шее повешенного нет «странгуляционной борозды» от петли... 
- В акте вскрытия тела поэта 29 декабря 1925 г. в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом А. Г. Гиляревским записано: «На шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся около ушной раковины спереди. Справа борозда идет вверх к затылочной области...» Подобная борозда характерна для затягивания петли тяжестью тела. 

- Обратимся к пресловутой «вдавленной борозде» на лбу, которую можно видеть на посмертной маске поэта. Один из самодеятельных «исследователей» написал, что такую травму можно нанести только «тяжелым металлическим предметом типа чугунного пустотелого утюга».  На самом же деле, пресловутое «вдавление» имеет наибольшую глубину 3 - 5 мм. Стало быть, можно говорить только о глубине кожных покровов. Откуда оно взялось? Мы не можем гадать, но можем сопоставить два факта: лицо трупа было обращено, как следует из протокола, к трубе. Вдавление в области лобной ямки могло образоваться от контакта с твердым цилиндрическим предметом. Данных о наличие повреждений в области лобной кости не имеется. Значит, черепно-мозговую травму как таковую, учитывая еще и описание мозга, можно отбросить. 

- А вот поэтесса Сидорина в своих исследованиях обнаружила на посмертной маске Есенина «след от удара или пули», а также «переломленный нос». 
- Я уже спорил с ней. Это могло быть врожденным искривлением носовой перегородки. Вспомним письмо Есенина к Бениславской: «Галя, милая! Ничего не случилось, только так, немного катался на лошади и разбил нос... С носом вообще чепуха, ничего делать не буду...» Когда наши исследователи-любители безапелляционно рассуждают о повреждениях, «дырах», «пробоинах», советуем им прочитать акт экспертизы: «Кости черепа целы!»


Демонстрация фильма о причинах смерти Есенина

Выводы:

– Мы представили вашему вниманию две противоположные версии причин смерти С.А. Есенина, одна из которых выстроена на догадках современников и родственников поэта, другая – официальная – доказана документально, а сейчас и с помощью современных технологий. На основе этого делаем вывод, что точек зрения на смерть известного поэта может быть много, причина же смерти – самоубийство – единственная доказанная версия.

IV группа (традиционная версия): 5мин.

– Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - русский поэт - 
родился в Рязанской губернии в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны. У Есенина были 2 сестры. Закончил Константиновское четырехклассное училище с отличием в 1909 г., продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе. В 1912 г. вышел «учителем школы грамоты». 

Летом 1912 Есенин переехал в Москву к отцу, некоторое время служил в мясной лавке, после этого работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина помощником корректора. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета (1913-1915). В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.

Весной 1915 года он приехал в Петроград, где познакомился с А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру имели большой успех (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках).

В январе 1916 года Есенина призвали на войну (Первая мировая война 1914-1918гг.), но благодаря хлопотам друзей, он получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его известным.

Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном".

В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик" и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. 

В начале 1919 года Есенин сближается его с такими поэтами, как: Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев. Вместе они создают группу имажинистов (цель их   творчества состояла в создании образа).

Ещё в 1917 познакомился и обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, от которой у поэта родились 2 детей. Брак с актрисой продлился 3 года.

В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта". Выходят сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924).

Немаловажным событием в жизни Есенина стала встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан осенью 1921 г. Через полгода они поженились. Совместное путешествие молодоженов по Европе и Америке сопровождалось шумными скандалами, по возвращении в Россию они расстались. 

В период 1923-1925 годов Есениным было создано 100 его лучших произведений: стихотворения  "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Cнегина" и др. 

Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах, в очередной раз он попытался начать семейную жизнь, но его союз с С. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым. 

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей.  21 декабря1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер». В ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» С. Есенин покончил с собой. Версии о других обстоятельствах смерти поэта активно обсуждались, но специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила ни одной из них. 

31 декабря 1925г. В Москве состоялись похороны С. Есенина. По Никитинскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкина. Со дня похорон Некрасова Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом. Похоронен Сергей Есенин в Москве на Ваганьковском кладбище.



  1. Подведение итога урока.

– Сегодня на уроке вместе с поэтом прошли его нелегкий жизненный и путь. Быть может, узнали С.А. Есенина с иной стороны.

– Скажите, что для вас оказалось новым?

– Каким теперь вам видится поэт?

– Удалось ли нам развеять ваши сомнения по поводу обстоятельств смерти Есенина?



  1. Оценивание.

  2. Домашнее задание:  знать биографию С. Есенина, выучить стихотворение о Родине (на выбор учащихся), проанализировать его.







Э.А. Хлысталов, старший следователь Главного управления внутренних дел г. Москвы (с 1963 года) отмечает:

«И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение…»

«На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека…».

Вызывает вопрос и рана на руке Есенина. Сторонники версии самоубийства утверждали, что поэт сначала перерезал себе вены, а потом передумал и решил повеситься.

Криминалист Э.А. Хлысталов пишет по этому поводу:

«Внимательно изучив всю обстановку в номере гостиницы, понял, что эта версия не выдерживает никакой критики. Судите сами. Поэт разрезает себе глубоко руку и ждет, когда начнется обильное кровотечение. Ждет. Сознание не теряет. Через - какое-то время он решает повеситься. Начинает искать веревку. Находит. Отвязывает от чемодана. Затем высоко забирается под потолок (3 метра 80 сантиметров) и начинает ее привязывать к вертикальному стояку.

Вызывает удивление и якобы предсмертное стихотворение, написанное кровью из порезанной вены. «Пока строчку напишешь, кровью изойдешь…» - отмечает исследователь Э.А. Хлысталов.

Надо заметить, что «предсмертное письмо» экспертами не исследовалось, анализ не проводился – поэтому доказательств, что оно написано кровью Есенина - нет. 
Порез на правой руке Есенина. Левшой он не был. Если бы он хотел перерезать вены, то порезал бы левую руку.

Сам текст стихотворения по смыслу не напоминает предсмертную записку, адресатом которой называл сам себя Вольф Эрлих, служивший в ОГПУ. И странно, что предсмертные строки были адресованы именно представленному партийному соглядатаю. 

До свиданья, друг мой, до свиданья…
Спустя много лет появилась информация, что эти строки были написаны гораздо раньше декабря 1925 года. Стихотворение посвящено не Вольфу Эрлиху, а расстрелянному другу Есенина - поэту Алексею Ганину.

Шофер, работавший в ОГПУ в 20-е годы, позднее рассказывал «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок».

00:05 03/09/2009 Валерия Коростылева 3 14333

  

Есенин: тайна смерти

Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 36 03/09/2009

Памяти судебно-медицинского эксперта профессора Александра Маслова, непосредственно участвовавшего в этом историческом...Многие убеждены: Сергей Есенин не мог добровольно уйти из жизни. Повеситься – для легендарного поэта слишком тривиально и… непоэтично.

Так был или не был убит Есенин?

Версии убийства

Есть немало версий, утверждающих, будто Есенин был убит. Одни считают, что в 5-м номере гостиницы «Интернационал» (бывшая «Англетер»), где поселился поэт, его вначале жестоко избили, а уже потом в бессознательном состоянии подвесили в петлю.

Другая версия. Есенина положили на диван, ударили рукояткой пистолета по лбу, где образовалась вмятина, затем завернули в ковер, пытались вытащить на балкон, чтобы спустить вниз и вывезти. Но дверь заклинило, тогда убийцы сели пить, набезобразничали в номере, втащили тело обратно и, разрезав сухожилие, чтобы разогнуть уже застывшую правую руку, повесили в петлю (на снимке правая рука действительно согнута в локтевом суставе, на ней имеется рана).

Поэтесса Н. Сидорина пошла дальше, заявив, что в Есенина стреляли. Однако куда делась пуля, она не пишет.

Все эти противоречивые версии основываются на одних и тех же документах: акте осмотра места происшествия, составленном участковым надзирателем 2-го отдела милиции г. Ленинграда Н. Горбовым и акте судебно-медицин­ского исследования трупа профессором Г. Гиляревским, посмертных фотографиях и масках лица поэта. Стоит заметить, что среди энтузиастов, пытавшихся разгадать тайну гибели Есенина, были поэты, журналисты, врачи, философы, педагоги, художники, даже патофизиолог и бывший следователь, но не было ни одного профессионала – судебного медика или криминалиста.

Все это побудило Всероссийский писательский Есенинский комитет обратиться за помощью в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения г. Москвы с просьбой создать комиссию по выяснению обстоятельств смерти поэта. Позже к делу были привлечены профессионалы из Минздрава РФ и ведущие специалисты в области судебной медицины.

Следственный эксперимент

Акт осмотра места происшествия был составлен Н. Горбовым поверхностно, непрофессионально: не описаны обстановка в номере, состояние дверных и оконных запоров, трупные изменения и прочее.

По протоколу, тело Есенина висело под самым потолком – это дало повод сомневаться в самоубийстве, поскольку высота потолка в номере предположительно составляла 4–5 м, а размер опрокинутой тумбы – 1,5 м и рост поэта – 168 см.

Надо было выяснить реальную высоту потолка. Дело осложнялось тем, что в 1986 г. гостиницу «Англетер» реконструировали. Но сохранилась фотография 5-го номера с надписью на обороте: «18 мая 1926 г. 5 номер гост. «Ленинградская», ранее «Англетер», где жил и умер Есенин». Снимок сделан через открытую дверь, видна вертикальная труба парового отопления, пол, покрытый ковром, фрагмент потолка, письменный стол, лампа, стул, платяной шкаф.

Криминалисты по известным формулам и ориентирам (в частности, по задней части стола, находящейся наиболее близко к плоскости стены) рассчитали высоту потолка, составившую… не более 352 см!

Но оставался еще один «веский» аргумент сторонников убийства поэта. Так, бывший следователь Э. Хлысталов пишет, что привязать веревку на вертикально стоящую трубу невозможно: под весом тела она обязательно соскользнет вниз. В подтверждение своих слов он вспоминает эксперимент, проведенный студентами Литературного института в «Англетере», когда гостиница была еще цела: привязанная к вертикальной трубе веревка рывком руки сдергивалась вниз.

И хотя судебная практика показывает, что повеситься можно не только на подобной трубе, но и на ручке двери, спинке стула, пришлось провести специальные опыты: статист ростом 169 см привязывал поочередно к окрашенным масляной краской трубам разного диаметра витые веревки из пеньки, х/б, шелка толщиной от 0,6 до 1,0 см. Делая от 1 до 6 витков и завязывая всевозможными узлами, он безуспешно пытался сдернуть с вертикали веревку. Ее свободно свисающий конец выдерживал весовую нагрузку более 100 кг.

Можно ли выпрыгнуть из петли?

Сторонников убийства смущало, что петля не захватывала всю поверхность шеи – борозда была направлена косо вверх и незамкнута. При повешении борозда всегда так и направлена, поскольку один конец веревки укрепляется за предмет, в данном случае – трубу, а другой – тяжестью тела увлекается вниз, и на это место шеи приходится наибольшее давление.

Мог ли Есенин выпрыгнуть из незамкнутой петли? Возможна ли в петле самопомощь? Нет. Профессора судебной медицины Минович из Румынии и Флейхман из Германии независимо друг от друга, желая изучить явления асфиксии (удушья, вызванного недостатком кислорода в крови), провели на себе эксперименты: ассистенты подвешивали их на мягкой веревке, причем Миновичу удалось пробыть в петле до 26 секунд! Ученые отмечали страшную боль в шее, непомерную тяжесть в голове, свист в ушах, переходящий в колокольный звон, и смертельную тоску. Но, главное, с первых же секунд появляется желание сбросить петлю и… невозможность пошевелить даже пальцем! При наступлении асфиксии происходит мышечная адинамия. Даже если человек вешается на ручке двери, он не может разогнуть колени.

О чем рассказали маски

Больше всего версий породила запись в акте: «На середине лба… вдавленная борозда длиной 4 см и шириной 1,5 см». Сам Гиляревский объяснял ее перепадом давления в черепе во время удушения. Сторонники же теории убийства трактовали вдавление как удар рукояткой пистолета, утюгом, тупым тяжелым предметом «со страшной силой». 
По акту исследования трупа явствует, что кости черепа не повреждены и перелома нет. Но «следопыты» усомнились в непредвзятости Гиляревского. Тогда судмедэксперты провели исследование пяти посмертных масок поэта, установив, что вдавление «слегка дуго­образной формы» имеет глубину 0,4–0,5 мм (а это толщина кожи) без механических повреждений костей черепа. Итак, очевидно, что это след от трубы: поскольку узел петли находился слева, голова отклонилась вправо и в момент смерти была прислонена к трубе.

Чтобы подтвердить вывод, с гипсовых масок были сделаны пластилиновые слепки, по которым в лобной части наносили удары предметами цилиндрической формы. Как показал эксперимент, предмет должен был иметь диаметр 3,7 см, что как раз соответствует параметрам водопроводной трубы.

«И, истекая кровью…»

Версия о том, что Есенину сначала перерезали вены, а затем поэта подвесили в петлю, встречается у многих. Известно, что при осмотре участковый обнаружил порез «на правой руке выше локтя с ладонной стороны» и «на левой руке на кисти царапины». Возможно ли двигать разрезанной рукой, привязывать веревку к трубе, передвигать мебель при потере крови? Судмедэксперты не раз сталкивались с тем, что и с порезанными венами, артериями люди проделывали не такое. Но о какой «потере крови» идет речь? В номере не было обнаружено ее следов, а из акта следует, что все раны поверхностные и не проникают в толщу кожи. Значит, вены у Есенина не были перерезаны. Из разных источников известно, что с 26 на 27 декабря Есенин сочинял, но, не найдя в номере чернил, решил записать стихи кровью и сделал себе надрез. Уже в наши дни эксперты установили подлинность почерка Есенина и то, что стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» написано кровью в количестве… не более 0,02 мл.

И все-таки асфиксия

Итак, смерть Есенина наступила от асфиксии – сдавливания органов шеи петлей, затягивающейся под весом тела. Он мог повеситься на такой высоте. Не было глубоких порезов на руках. На лбу след от трубы. Можно с уверенностью сказать, что на теле Есенина не имеется следов, характерных для борьбы или самообороны. 
Стоит отметить, что все эксперименты проводились в присутствии прокурора-криминалиста Генеральной прокуратуры РФ.

«Убить» любой ценой?

Казалось бы, в деле Есенина поставлена точка. Но версии о заказном убийстве продолжают множиться и внедряться в сознание обывателей: недавний телесериал отца и сына Безруковых – красноречивое тому подтверждение.

Зачем так настойчиво продолжают «убивать» Есенина? Потому что он истинно русский поэт, а церковью самоубийство, мягко говоря, не приветствуется? А может, как точно выразилась, правда, по поводу другого человека, Т. Флор-Есенина: «Чужая слава всегда привлекательна тем, что дает возможность… «прорвать блокаду» собственной безвестности»?



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!