СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Ю.П. Казакова «Тихое утро»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представлен в виде технологической карты, в которой описан ход урока литературы в 5 классе по рассказу Ю.П. Казакова «Тихое утро». К технологической карте прилагается видео-фрагмент выпуска новостей, предназначенный для короткого анализа и последующего рассуждения на тему героизма и мужества.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»







План-конспект урока литературы в 5-«В» классе

по рассказу Ю.П. Казакова «Тихое утро»

«О героизме, мужестве, отваге»







Составила: Шабанова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 43 г. Владикавказа.







1. Предмет: литература

2. Класс: 5-«В» класс

3. Учебник: Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. /Авторы-составители: Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. – Москва: Вента-Граф, 2013 год

4. Название раздела, темы: Среди ровесников. Ю.П.Казаков «Тихое утро». «Подвиг»

5. Цели урока: обучение учащихся работе с текстом художественного произведения; вовлечение учащихся в размышления о жизненных целях личности, о поступках; воспитание чувства взаимопомощи, доброты.

6. Планируемые результаты:

  • Предметные УУД: умение делать краткий, выборочный, художественный пересказ, умение выразительно читать текст, умение делать сравнительную характеристику героев, знать литературные термины: «сравнение» и «антитеза», знать содержание прочитанного произведения, воспринимать текст литературного произведения.

  • Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности прийти на помощь другу в сложной жизненной ситуации.

  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Метапредметные: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

7. Межпредметные связи: ОБЖ, русский язык.

8. Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организация начала урока

Психологический настрой на урок.

-Ребята, возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки, улыбнитесь.

- А вы можете назвать себя друзьями?

-Закончите предложение: Друг,,,,,,,,

- Ребята, а кто такой истинный друг?

- Подберите синонимы к слову: истинный.

  • Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, демонстрируют готовность к уроку.

  • Отвечают на вопросы учителя.

  • Осмысливают фразу и высказывают свои мысли по теме.

  • Словарная работа: истинный, подлинный, настоящий.

Личностные: уважение к окружающим, умение быстро организовать рабочее место, настроиться на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные: саморегуляция.

Формулирование темы, задач урока; планирование собственной деятельности.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-Кто главные герои рассказа?

- Какой эпизод рассказа произвел на вас наибольшее впечатление?

- Посмотрите на эпиграф к уроку: Герой — человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческой жизни» Юлиус Фучик

Ю́лиус Фу́чик (чеш. Julius Fučík; 1903 — 1943) — чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист. Во время Второй мировой войны был деятелем Движения Сопротивления. Казнён в берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине.

- Как вы его понимаете?

-Попробуйте сформулировать тему урока. ( молодцы. Откройте тетради и запишите тему урока: О героизме, мужестве, отваге.

-Чему же мы будем учиться на уроке? ( цель) Сформулируйте вопросы, на которые мы будем искать ответы.

( Что такое подвиг ?

Какими чертами характера обладает человек, способный совершить подвиг?

Каждый ли способен на подвиг? )

-Что же нам нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы? (задачи)

( Знать содержание рассказа.

Сравнить Яшу и Володю.

Выяснить, как проявили себя герои в трудной ситуации.

Сформулировать выводы )

  • Отвечают на вопросы.

  • Строят понятные высказывания.

  • Строят развернутые ответы на поставленный вопрос.

  • Формулируют темы и задачи урока.

  • Планируют деятельность.



Отвечают:

- Понять, что такое подвиг.

-Кто способен на подвиг.

Для этого надо:

- хорошо знать текст;

- сравнить герое;

-проследить за мыслями, чувствами и поступками Яши и Володи;

- сделать выводы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, с учителем.

Регулятивные: целеполагание, планирование собственной деятельности.




Метапредметные:

Умение выявлять проблему на уроке, определять цели, знать свои задачи и последовательно идти к ним.

Работа по теме урока ( анализ текста)


- Ребята, анализировать текст мы будем по плану, который составили на прошлом уроке, а еще поможет нам сегодня домашнее задание.



- Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.








Работа с текстом, поиск слов, характеризующих настроение Яшки и Володи. Сравнительные характеристики




Сравнивают поведение героев. Выписывают слова, характеризующие настроение героев.




Подробный пересказ эпизода, развернутый ответ на вопрос.


Ответ 1 группы.















Ответ 2 группы

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: планирование.


Метапредметные: умение работать в коллективе, группе сообща. Умение искать в текстах учебника ответы, обсуждать, анализировать, доказывать, делать выводы.





Познавательные: извлечение необходимой информации из текста, высказываний одноклассников, преобразование текста в речевое высказывание, анализ, умение доказывать. Систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: умение рационально организовывать свою деятельность.

Личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности, фантазии.

























Работа в группах.


Сейчас мы проследим за разными поступками и чувствами наших героев.

С этого момента, ребята, мы работаем в группах, но цель у нас одна. Вы разбились на группы, я раздаю вам задания, даю вам на обсуждение заданий 5 минут, попытайтесь найти детали текста, используя учебники. Посмотрите, какие цитаты можно зачитать, а какие можно только озвучить. Раскройте характеры наших герое.


Задание : Инсценировка отрывка из рассказа. (Яшка будит Володю. По дороге на рыбалку)

- Показать сцену разговора между мальчиками, раскрывая их особенности характеров, взаимоотношения.

- Спасибо! Как ребятам удалось передать чувства и характер героев?

Задание- Анализ эпизода.

(«У колодца» - пересказ сцены.

- Почему изменилось отношение Яшки к Володе?

1 группа- задание: Опишите Яшку. Какой он? Найти детали, характеризующие мальчика.

- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?

-Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?

-Жизненный опыт Яшки отличается от Володиного?

-Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке?

Вывод: Яшка- деревенский, близок к природе, высокомерный, язвительный, смелый.

2 группа – задание: Опишите Володю. Какой он? Найти детали, характеризующие мальчика.

- Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки ?

- Что чувствовал?

- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

Вывод: Володя- городской, сдержанный.
























Физ. минутка.










Смысловое чтение, чтение текста с остановками.
























Обобщение изученного. Проблемный вопрос.




















Анализ жизненной основы произведения.






Домашнее задание.






Рефлексия.

Оценивание учащихся.

3 группа – задание: Найдите общее между мальчиками, что их объединяет.

- Сравним Яшку и Володю. Что общего?

-Что произошло с героями по дороге на рыбалку?

- Как картина природы помогает нам передать настроение героев?

Вывод: Оба мальчика добрые, сердечные, готовы помочь друг другу. Между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует , солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе, злость уснула. Природа созвучна настроению героев.

-Молодцы, вот мы с вами постарались найти нужные детали, собрали их как бусинки друг на друга и получился образ, точнее образы мальчиков. Раскрыли характеры героев. Доказали, что они разные, но и есть что-то общее у них.


Дружно встали, потянулись,

Руки на пояс, повернулись.

Вправо, влево, раз, другой,

Повертели головой.

На носочках постояли,

Спинку стрункой подержали.

А теперь, тихонько сели.

Мы с вами еще не все успели!



- Вернемся к эпиграфу урока. Как вы думаете, можно Яшку назвать героем?

Чтение эпизодов с анализом:

1.»Он вскочил… некому было крикнуть о помощи» Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Что Яшка может сделать? Как ему быть?

2. «Яшка судорожно схватил его за руку… бросил к берегу». Почему Яшка вернулся? Что он понимает? Какое естественное чувство у человека при страхе смерти? Смог ли побороть его Яшка?

3. « Дернулся из последних сил… утопил его». Что произошло? Какой показана природа в это утро? (спокойное утро- ужас) . Можно ли еще что-то сделать?

4. «Яшка моргнул… вытащил Володю» Какие чувства заставляют Яшку вернуться к гибельному месту? Что нужно делать дальше?

5. «Перевернув Володю… смотрел на Володю» Ребята, вы рады спасению Володи? Вы можете себя представить на месте Яшки?




- Так можно ли сказать о Яшке, что он герой?

Вывод: Герой- это тот, кто совершает подвиг во имя жизни.

- Какие черты характера нужны человеку, чтобы совершить подвиг?

Вывод: смелость- это сопротивление страху и контроль над ним, а не отсутствие страха (Марк Твен);

Храбрость- это свойство личности, которое заключается в умении преодолеть свой страх перед опасностью. (Храбрость – это то, что делаешь несмотря на страх- Марк Цицерон.

- Что нужно сделать, чтобы в нужную минуту найти в себе мужество?

Вывод: воспитывать себя. Никогда не говорить «сдаюсь». Всегда повторять «Я могу, я буду пытаться, пока не добьюсь победы».




Ребята, могут ли в жизни произойти такие ситуации?

Посмотрите фрагмент новостей, в котором рассказывается о подобной ситуации. Какие выводы мы для себя сделаем?





Ребята, подготовьте письменный рассказ о случае из вашей жизни, когда помогали вам или вы кому-то.- Это будет вашим домашним заданием.



Понравился ли вам урок?

Какие выводы вы для себя сделали?

- Что узнали…?

-Что запомнили…?

- Чему научились…?


- Я желаю вам, чтобы вы никогда не были в такой стрессовой ситуации.


- А чтобы снять напряжение от эмоциональных сцен рассказа, сегодня получают оценку «5» в виде больших рыбок..

Оценку «4» - в виде маленьких рыбок …

- Урок окончен. Спасибо. Мне очень было приятно работать сегодня с вами.



Ответ 3 группы
































Дают развернутые ответы на вопросы учителя.


Анализируют действия , поведение героев.


Сравнительный анализ описания событий, происходящих с героями, описание природы. Делают вывод о том, что эти описания противоположны друг другу. Работа с литературным термином «антитеза»

Группа РВС «антитеза».


Высказывание собственных чувств по поводу прочитанного.













Поиск ответа на проблемный вопрос.

Построение развернутых ответов на поставленный вопрос.




















Смотрят видеозапись, делятся впечатлениями.

Дают развернутые ответы на поросы учителя.



Записывают домашнее задание.





Дают ответы на вопросы.


















Метапредметные:

Умение рассуждать, доказывать, анализировать, сравнивать.




























Личностные: оценивание усваиваемого содержания, нравственно-этическая ориентация.


Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста для построения связного высказывания. Анализ текста, умение доказывать свою точку зрения.


Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.














Личностные: оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Личностные: соотнесение жизненного опыта с текстом произведения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: делают выводы.


Метапредметные: Самооценка. Адекватность самооценки. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Личностные: положительно относятся к учению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Регулятивные: саморегуляция, рефлексия собственной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!