Тема: «Сложение величин» (УРОК 100)
Цели:
1) Способствовать формированию знаний по сложению величин;
2)Содействовать развитию навыка вычеслительных операций, логического мышления, связной речи;
3)Создать условия для воспитания чувства отзывчивости и сострадания.
Методическое обеспечение: Учебник «Математика ,1( 2 часть)» иллюстрации с изображением Дюймовочки, иллюстрация с изображением портрета Х.К.Андерсон; презентация «Путешествие по сказке», памятки по названию компонентов сложения и вычитания, «подарки –памятки» для учащихся; муз. видеозапись для физкультминутки, видеоролик «Благодарность героев.
План урока :
1. Организация начала урока
2. Устный счёт
3. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний учащихся
Физкультминутка;
4. Изучение нового материала
1.4. «Задание Жабы» (работа на доске);
2.4. Работа по зад. №1, стр. 102;
5. Закрепление изученного материала
1.5. «Дорога по воде» (раб. Над зад. №2);
Физкультминутка;
2.5. Работа по зад. №3 стр.102 (запись решения задач в раб. Тетр.);
3.5. Задание «Рыбки» (самостоятельно);
6. Подведение итогов. Рефлексия
1.6 Просмотр фрагмента мультфильма «Дюймовочка»
Ход урока:
1.Организация начала урока:
- Встали все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво. (ученики здороваются)
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Проверим готовность к уроку. Хозяин на уроке- учебник, его помощники- тетрадь, ручка, линейка, карандаш.
2. Устный счёт:
-В начале урока, я хотела бы сказать вам слова Льва Николаевича Толстого:
-Что бы ваши знания были качественными, мы с вами должны тренировать свои навыки.Этим мы сейчас с вами и займёмся.
Назови самое меньшее однозначное число. Назови самое большее однозначное число.
Первое число 5, а другое на 3 больше. Чему равно второе число?
Одно число 7, а второе на 5 меньше. Чему равно второе число?
Первое слагаемое 6, второе слагаемое 3. Чему равна сумма этих чисел?
Уменьшаемое 10, вычитаемое 7. Чему равна разность?
Я задумала число, увеличила его на 11 и получила 16. Какое число я задумала?
Было 12 чашек. Разбили 4 чашки. Сколько чашек осталось?
В корзине было 8 яблок, и 3 яблока лежало на тарелке. Сколько всего яблок?
В вазе лежало 14 апельсинов. Когда несколько взяли, то в вазе осталось 9 апельсинов. Сколько апельсинов взяли?
Поставь знаки , 2 дм ... 2 см
1 дм 2 см ... 12 см
14 см ... 1 дм 3 см
1 дм 2 см ... 2 дм
Или задание № 5 из учебника
3.Сообщение темы и целей урока:
-Ребята, а вы любите путешествовать?
-Сегодня мы отправляемся в сказку. Но попасть туда не просто.
-Если все ребята справятся с заданиями, то в конце урока вас ждет сюрприз.
-Во время нашего путешествия мы встретимся с математическими правилами и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать работать с единицами изменения длин, будет выполнять разнообразные операции над ними.
-Подарите друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
-А вы знаете какими мы должны быть, чтобы попасть в сказку?
-Что за сказка ждёт нас в гости? Отгадайте загадку:
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
-Давайте немного отдохнём перед тем как совершим увлекательное путешествие.
Физкультминутка
4.Изучение нового материала:
-Мы с Вами полны сил и энергии. Мы готовы к приключениям. Закройте свои глаза.
(Звучит музыка)
-Вот мы и в сказке!
- Вспомним начало сказки. Что произошло с Дюймовочкой, когда она в своей скорлупке из-под грецкого ореха спала на подоконнике?
+Жаба похитила Дюймовочку.
-Дюймовочка испугалась, но она вспомнила, что у неё есть хорошие друзья, которые помогут ей. Конечно же, это вы, ребята.
-Итак, ребята, чтобы Дюймовочке уйти от жабы, ей надо выполнить её задание.
Задание Жабы:
-Жаба знает, что вы знаете уже очень много. Но не знаете как складывать величины. Чтобы победить её мы с Вами должны разобраться с записью, которую оставила нам Жаба на стр. 102 учебника. Давайте же быстрее откроем учебник и разберёмся.
(Надпись на доске и в учебнике)
-Как расположены синий и красный отрезки?
-Какова длина синего (красного) отрезков?
-Как найти длину составленного из них отрезка?
-Прочитайте решение.
-Проверьте его, измерив длины трёх отрезков.
-Как мы нашли с вами длину всего отрезка?
+Мы сложили длину синего и красного отрезков.
-Правильно! Давайте сделаем вывод: Для того чтобы сложить 2 величины с одинаковой единицей измерения необходимо сложить числовые показатели величин, а единицу измерения оставить прежней.
(необходимо ли обращать внимание на сложение величин с разными единицами измерения?)
5. Закрепление изученного материала:
-Молодцы, ребята! От жабы Дюймовочка ушла. Поплыла она в своей скорлупке по реке. Плывёт она и вдруг здесь ей тоже повстречалось препятствие. Не пускают её примеры с величинами. Чтобы с ней здесь не случилось беды, мы поможем ей быстрее добраться до берега. Мы должны правильно выполнить задание №2 в учебнике. А именно выполнить сложение величин (при наличии времени перевести их в дц)
-Открываем рабочие тетрадочки на стр.
-Молодцы ребята.
-Давайте немного передохнем.
Физкультминутка
-Но не успела Дюймовочка выйти на берег, как её тут же схватил Жук, который пролетал мимо и унёс к себе. Уж больно она ему понравилась, и захотел он на ней жениться.
-Давайте поможем Дюймовочке уйти от жука. Выполним его задание.
-Для этого нам необходимо записать в рабочую тетрадь краткое условие и решение задач №3 из учебника.
-Но перед этим мы должны составить эти задачи. Рассмотрите рисунок, что вы видите.
+ ответы учащихся
- А что Вы заметили? Чем отличаются, дам вам подсказку, грибы?
-На рисунке слева находится гриб-боровик (В царстве грибов, как и в любом другом царстве, обязательно должен быть царь. Таким правителем у грибов по праву считается белый гриб, он же – боровик. Найти белый гриб можно в любом лесу, у любого дерева, но более всего они предпочитают соседство с елями и соснами, а также с березой или дубом. Сбор белых грибов начинается в июне и продолжается до октября. Свое звание царя грибов белый гриб оправдывает размерами. Его шляпка может иметь диаметр от семи до тридцати сантиметров, а ножка достигает высоты более двадцати сантиметров. Окрас у шляпки гриба может быть разным, в зависимости от окружающих условий – красновато-коричневый или желтый, как лимон, оранжевый или пурпурный.) , а справа находится гриб- подосиновик (Он соседствует с осиной, березой, елью. Редко растет поодиночке, чаще эти грибы можно встретить большими группами под молодыми деревьями или в мелколесье. Собирают подосиновики с июня по октябрь. Шляпка у подосиновика шаровидная, диаметром от 4 до 30 см, красная, желтоватая, оранжевая, серая или белая. Снизу шляпка мелкопористая, от белого до грязно-коричневого цвета. Длина ножки может достигать 20 см. На ней имеются продолговатые черные чешуйки. Мякоть на изломе изначально розоватая, зеленоватая или синеватая, но она быстро темнеет. При сушке и варке гриб чернеет.)
-А что должно быть в каждой задаче. Какие 4 компонента?
+Условие, вопрос,решение,ответ.
-Подумайте ровно 1 минуту, и придумайте условие и вопрос к этому рисунку.
Задачи: 1) Было 16 боровиков. Ёжик унёс 3 боровика. Сколько боровиков осталось?
-Что необходимо найти в задаче?
+Сколько боровиков осталось
-Что знаем?
+Знаем сколько было и сколько Ёжик унес
-Что обозначает число 16
+обозначает сколько было боровиков
-Что обозначает число 3
+3боровика унес Ёжик
-Зная сколько было боровиков и сколько Ёжик унёс, можем ответить на вопрос задачи?
+Да
-Каким действием?
+Вычитанием
-Правильно.
-Правильно. Запишите решение задачи у себя в тетрадях. К доске пойдёт…
16-3=13 (б.)
2) Было 15 подосиновиков. Ёжик унёс 4 подосиновика. Сколько подосиновиков осталось?
-Что необходимо найти в задаче?
+Сколько подосиновиков осталось
-Что знаем?
+Знаем сколько было и сколько Ёжик унес
-Что обозначает число 15
+обозначает сколько было подосиновиков
-Что обозначает число 4
+4 подосиновика унес Ёжик
-Зная сколько было подосиновиков и сколько Ёжик унёс, можем ответить на вопрос задачи?
+Да
-Каким действием?
+Вычитанием
-Правильно.
-Правильно. Запишите решение задачи у себя в тетрадях. К доске пойдёт…
15-4=11 (п.)
-Правильно, молодцы. И сейчас вы помогли Дюймовочке. Кого встретила потом Дюймовочка? (Мышь)
-Мышь была добрая. Обогрела и накормила она девочку. Дюймовочка наконец-то смогла отдохнуть. Давайте и мы отдохнём.
-Мышь решила помочь Дюймовочке, чтобы та счастливо жила и решила выдать её замуж за богатого, но скупого крота. Дюймовочка опять расстроилась. И теперь надо помочь Дюймовочке уйти от жадного слепого крота.
-А задание мыши находится у вас на партах. ? задание с рыбками
6. Итог урока. Рефлексия.
- Вот мы и помогли Дюймовочке.
-Чем же закончилась эта сказка, смогли ли мы Дюймовочке помочь? Давайте посмотрим фрагмент мультфильма.
(Дети просматривают фрагмент мультфильма «Дюймовочка»)
-Мы смогли помочь девочке-Дюймовочке?
-А что мы для этого делали?
-А какие качества мы сегодня с вами совершенствовали?
-Какими мы должны быть ?
-А если вы попадёте в беду, что вы должны делать?
-А какие качества в себе должен развивать человек, чтобы стать добрым и отзывчивым человеком?
-Ребята, у вас на партах есть две картинки — солнышко и тучка.
-Какое настроение у вас осталось после сегодняшнего урока? Покажите это с помощью одной из картинок.
-Мы на уроке выполняли много разных заданий. Какой отметкой вы оценили бы свою работу.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Дорогие ребята, за помощь Дюймовочка передала вам на память памятки.
- Урок закончен. До новых встреч!