Разрешаю ____________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока математики,
проведенного в 3 «Б» классе,
обучающейся Даничевой Надежды Владимировны
(Ф.И.О.)
10.03.2021г.
дата
Консультация учителя________________
Консультация методиста________________
План-конспект урока по математики
УМК: «Школа России» 3 класс
(Моро М.И., Бантова М.А Математика, 3 класс 2 ч. стр. 47)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 10.03.2021
Время: 10:20 – 11:05
Место: МАОУ СОШ №3
Класс: 3 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: организация деятельности обучающихся по открытию новых знаний и умений, обучающихся по теме «Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз».
Задачи:
Образовательные: формировать умение выполнять приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз; решать задачи на увеличение числа в несколько раз; читать и записывать трёхзначные числа, совершенствовать вычислительные навыки; формировать навык правильного письма цифр и выражений.
Развивающие: содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций; оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе, чувство отношения к своему труду и к труду другого человека.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявлять самостоятельность, личную ответственность; строят взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интересах; мотивация к работе на результат; сравнивать свои оценки с оценками других.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение выполнять письменные приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз; решать задачи на увеличение числа в несколько раз; читать и записывать трёхзначные числа, совершенствовать вычислительные навыки; формировать навык правильного письма цифр и выражений.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют собственные действия; проявляют волевые усилия; умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами; умение определять и формулировать цель деятельности; умение соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог при необходимости задавать вопросы уточняющего характера; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении, высказывать свою точку зрения; достаточно полно и четко выражают свои мысли, управляют поведением партнеров, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов; работа в группах.
Предметные: умеют увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз; решать задачи на увеличение числа в несколько раз; читать и записывать трёхзначные числа, совершенствовать вычислительные навыки; вырабатывать навыки устного счета, формировать навык правильного письма цифр и выражений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование: проектор, классная доска, учебник, тетрадь.
Образовательные ресурсы: наглядный материал.
Содержательный компонент урока:
Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Добрый день, ребята. Меня зовут Надежда Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Я рада видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятие!
Полезно голову ломать!
Чтоб от безделья не зевать!
На уроке будем решать, думать, исследовать, размышлять!
Актуализация ранее изученных знаний и умений.
Устный счет.
У: - Сейчас я задаю вам вопрос, а вы называете только ответ.
1. Назовите число, в котором 1 сотня, 2 десятка и 0 единиц. (120)
2. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения? (30)
3. К 3 десяткам прибавить 4 десятка. (70)
Запишите число, стоящее между числами 89 и 91. (90)
Запишите наименьшее трёхзначное число. (100)
Чему равно значение частного, если известно, что делимое 80, а делитель 8? (10)
7. Сумму чисел 48 и 2 разделите на 5. (10)
Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - Молодцы! Посмотрите на доску и продолжите ряд чисел:
10, 20, …, …, …, …, …, …,
100, 200, …, …, …, …, …,
О: - …30, 40, 50, 60, 70
…300, 400, 500, 600, 700
У: - Что общего между числами?
О: - Все эти числа заканчиваются на 0, круглые.
У: - На какие две группы их можно разделить?
О: - Эти числа можно разделить на: двузначные и трёхзначные.
У: - Запишите число 3. Припишите к нему справа цифру 0. Какое число получилось?
О: - 30
У: - На каком месте теперь стоит цифра 3 и что она обозначает?
О: - Цифра 3 стоит на первом месте и обозначает десятки.
У: - Увеличилось число или уменьшилось?
О: - Число увеличилось в 10 раз.
У: - Допишите ещё один 0 справа. Какое число получилось? Увеличилось или уменьшилось число?
О: - 300, увеличилось.
У: - Что изменится, если мы уберём один 0?
О: - Если мы уберём один 0, число уменьшится в 10 раз.
У: - Кто уже догадался, чему будем учиться сегодня на уроке?
О: - Мы научимся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел.
У: - Во сколько раз?
О: - В 10, в 100 раз.
Первичное усвоение знаний
У: - Верно! Где мы можем использовать данные знания?
О: - Данные знания мы можем использовать при решении задач, примеров, решении уравнений.
У: - Молодцы. Откройте учебник на стр.47, упр.1.
У: - Увеличь в 10 раз числа: 8, 12, 35. К доске выходит… (Егор)
У: - Что значит увеличь в 10 раз?
О: - Увеличить в 10 раз, значит умножить число на 10, приписать один 0.
У: - Значит 8 увеличь в 10 раз, сколько получится?
О: - 80.
У: - Верно! 2 следующих числа увеличивайте самостоятельно в тетради, а (Егор) у доски
8*10=80 12*10=120 35*10=350
У: - Уменьши в 100 раз числа: 700, 400, 100. К доске выходит… (Настя). Что значит, уменьшить число в 100 раз?
О: - Разделить число на 100, убрать два 0.
У: - Значит 700 уменьши в 100 раз, сколько получится?
О: - 7.
У: - Правильно! Остальные числа уменьшаете самостоятельно.
700:100=7 400:100=4 100:100=1
У: - Уменьши в 10 раз числа: 840, 900, 360. К доске выходит…
У: - Что значит, уменьшить число в 10 раз?
О: - Значит, разделить число на 10, убрать один 0.
У: - Верно, дальше выполняете это задание самостоятельно.
840:10=84 900:10=90 360:10=36
Физминутка
1. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
У: - Выполняем следующее упражнение 3. Прочитайте задачу про себя. О чем говорится в задаче?
О: - В задаче говорится о лыжных соревнованиях.
У: - Кто участвовал в соревнованиях?
О: - В соревнованиях участвовали девочки и мальчики.
У: - Запишем краткую запись.
У: - Что известно о мальчиках?
О: - Было 9 команд мальчиков по 8 человек.
У: - Сколько было девочек?
О: - 24 чел.
У: - Какой вопрос задачи?
О: - Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек участвовало в эстафете?
У: - Составим краткую запись:
М. – ?., 9 к. по 8 чел.
Во ? раз б.
Д. – 24 чел.
У: -Зная, что участвовало 9 команд мальчиков и зная, что в каждой команде по 8 мальчиков, что можем найти?
О: - Сколько всего мальчиков участвовало в эстафете.
У: - Узнав, сколько мальчиков участвовало в эстафете и зная, что девочек было 24, что найдем?
О: - На сколько мальчиков больше, чем девочек.
У: - Мы ответим на вопрос задачи?
О: - Да
У: - Что найдем первым действием?
О: - Сколько всего мальчиков участвовало в эстафете.
У: - Каким действием?
О: - Умножением
У: - Почему?
О: - Всего мальчиков 8 по 9 раз.
У: - Что найдем вторым действием?
О: - Во сколько мальчиков больше, чем девочек
У: - Каким действием?
О: - Делением
У: - Почему?
О: - Чтобы узнать во сколько раз девочек больше, чем мальчиков, надо разделить количество мальчиков на количество девочек
У: - Мы ответим на вопрос задачи?
О: - Да
У: - Правильно, записываем решение.
9*8=72 (м.) - участвовали в эстафете
72:24=3(р.) – больше мальчиков
Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете.
У: - Молодцы!
Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Первичная проверка понимая
У: - Кто скажет, как увеличить число в 10 раз?
О: - Чтобы увеличить число в 10 раз, нужно приписать 1 ноль.
У: - Как увеличить число в 100 раз?
О: - Чтобы увеличить число в 100 раз, нужно приписать 2 нуля.
У: - Что нужно сделать, чтобы уменьшить число в 100 раз?
О: - Чтобы уменьшить число в 100 раз, нужно отбросить 2 нуля.
У: - Как уменьшить число в 10 раз?
О: - Чтобы уменьшить число в 10 раз, нужно отбросить 1 ноль.
У: - Правильно, молодцы!
Парная работа в карточках.
У: - У вас на столах лежать карточки, вам нужно каждое число увеличить и уменьшить в 10 раз, 100 раз.
Увеличь в 10 раз |
80 | 45 | 3 | 57 | 60 |
| | | | |
Уменьши в 10 раз |
100 | 50 | 840 | 550 | 400 |
| | | | |
Увеличь в 100 раз |
10 | 5 | 7 | 4 | 9 |
| | | | |
Уменьши в 100 раз |
200 | 400 | 500 | 800 | 100 |
| | | | |
Первичное закрепление
У: - Теперь проверим, на сколько хорошо вы справитесь с таким заданием самостоятельно. У вас на партах лежат карточки по вариантам и каждый выполняет свой вариант в тетради по карточке.
1 вариант:
Уменьши 760 в 10 раз Увеличь 5 в 100 раз
Увеличь 32 в 10 раз Уменьши 800 в 100 раз
Уменьши 800 в 10 раз
2 вариант:
Увеличь 55 в 10 раз Увеличь 9 в 100 раз
Уменьши 330 в 10 раз Уменьши 200 в 100 раз
Уменьши 200 в 10 раз
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
1 вариант: | 2 вариант: |
76 500 320 8 80 | 550 900 33 2 20 |
У: - Сдаем тетради на проверку.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
У: - Над какой темой мы работали? Какое задание вам показалось самым интересным? Что больше всего удалось? Где испытывали затруднение?
У: - Заполните анкету:
На уроке я работал(а) | активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен(ьна)/недоволен(ьна) |
Урок для меня показался | коротким/длинным |
За урок я | устал(а)/не устал(а) |
Моё настроение | не изменилось |
| стало лучше/стало хуже |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
| полезен/бесполезен |
| интересен/скучен |
Домашнее задание мне кажется | лёгким/трудным |
| интересным/не интересным |
У: - Ребята, вы молодцы! Спасибо за урок, до свиданья.