СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Московское княжество в первой половине XV в"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Московское княжество в первой половине XV в"»

План-конспект урока № 58

Класс: 6

дата, номер урока, время проведения:

предмет: История России

Тема урока: Московское княжество в первой половине XV в

Тип урока: Усвоение новых знаний

Вид урока: Смешанный

Цель урока: Рассмотреть процесс развития Русского государства в период феодальной войны второй четверти XV в.

Задачи урока:

Обучающие:

-сформировать представление учащихся о Московском княжестве в первой половине XV в.

-формирование знаний о событиях прошлого

Развивающие:

-способствовать развитию мыслительной деятельности.

-развитие навыков сравнения и анализа событий.

-развитие способностей работы с текстом.

Воспитывающие:

- сравнивать различные точки зрения.

-проявлять логику и умение доверять фактам.



Планируемые результаты урока:

Предметные: Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди. Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества. Продолжить составление схемы «Династия Московских князей». Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие. Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I).

Метапредметные: Привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач. Определять главные причинно-следственные связи событий и процессов. Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность.

Личностные: Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.







Структура урока



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент


Приветствие, проверка присутствия и готовности учащихся к уроку.

Информация: Первая половина 15 века характеризуется не только дальнейшим усилением московского государства. но и с одним из самых драматичных периодов в истории средневековой Руси – феодальной войной.

Приветствие учителя, проверка присутствующих, подготовка к уроку.

2.Проверка домашнего задания предыдущего урока.

1.Проверка наличия заполненной таблицы «Политическая география русских земель»

2.Что вы знаете о Генуэзских колониях?

3.Почему крестоносцы захватили Константинополь?

4.Основные причины упадка Византии?



Ответы учащихся, предоставление домашнего задания

3.Актуализация знаний

Озвучивание темы урока

Тема урока: «Московское княжество в первой половине XV в».

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?


Записывают тему урока,

ответы учащихся


4.Изучение нового материала

Познакомитьс новыми понятиями учащихся

Поме́стье — разновидность земельного владения, представлявшегося за воинскую или государственную службу

Поме́щик — владелец поместья

Служилые люди - лицо, обязанных нести административную или военную службу в пользу государства

1.Изменение в порядке владения землей

Политика московских князей к увеличению территории Московского княжества (обратить внимание на карту стр.76), а так же к изменениям в порядке владения землей, к появлению широкого слоя собственников земли.

Как вы думаете:

1.Почему помещики были наиболее надежными слугами правителя, чем вотчинники?

2.Развитие ремесла

В XV в. хозяйство княжества Московского быстро развивалось. Москва превратилась в крупнейший центр ремесла. Среди других городов она выделялась тем, что здесь были сосредоточены сложные и редкие ремёсла, требовавшие большого мастерства.
Москва славилась своими оружейниками. Мастера жили и работали в Оружейной слободах. Огнестрельное оружие на Руси и в Западной Европе появилось почти одновременно. Развивалось так же кузнечное дело, уже в первой половине XIV в. московские мастера стали обгонять кузнецов из других русских городов в освоении сложных приёмов обработки металла и в литейном деле.
Особо ценились изделия московских ювелиров- серебряников. Почетной специальностью было производство дорогих поясов(отличительной принадлежности одеяния русской знати). Также, в Москве было много мастеров, изготавливавших одежду и различные меховые и кожаные изделия. Сшитые ими дорогие верхние меховые одежды и кожухи передавались по наследству.

Вопросы ан усвоение:

1.Какие ремесла развивались в Москве?

2.Какие изделия московских ремесленников славились не только в городе, но и за пределами княжества?


3.Развитие торговли

Кроме ремесла, в Москве на высоком уровне была развита торговля.

Расширение связей в торговле способствовало объединение русских земель. Практически все торговые пути Северо-Восточной Руси пересекались в Москве. Ей принадлежала главная роль в развитии торговых отношений. На Красной площади, возле Кремля находился главный «торг» города. Там продавали сало, мясо, птицу, кожи из Ярославля, Костромы, коноплю и лён из Псковской и Новгородской земель. Ловчих птиц поставляли с Печоры и Северного Урала. Рост торговли прямо зависел с развитием ремесла.



4.Василий 1

Дмитрий Донской умер в 1389 году. В завещании Донской передал не только Московское княжество, но и Владимирский престол своему старшему сыну Василию, без разрешение ордынского хана. В свою очередь Хан Тахтамыш несмотря на опасения, лишь подтвердил права Василия.

Вопрос для обсуждения:

Платил ли Василий I дать?

2.Почему нет?

5.Междоусобная война второй четверти XV в

Схема (на доску)

Междоусобная война в Московской Руси (1433—1453) — это война за великое княжение между потомками Дмитрия Донского князем Московским Василием II  и его дядей, князем  Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием (Косым) и Дмитрием (Шемякой) в 1433-1453 г. Престол несколько раз переходил из рук в руки.

Основными причинами войны были: 

  1. Усиление противоречий среди феодалов в связи с выбором путей и форм централизации государства в обстановке постоянных набегов татар и экспансии литовы; 

  2. 2.политическая и экономическая консолидация княжеств. Результатом стала ликвидация большинства малых уделов в составе Московского княжества и укрепление княжеской власти. Это была последняя междоусобная война на Руси.



Записывают в тетрадь










Слушают, отвечают на вопросы













Слушают, отвечают на вопросы



































Слушают учителя




















Слушают учителя и

записывают в тетрадь схему с доски, отвечают ан вопросы












Слушают учителя и

записывают в тетрадь схему с доски, и дату «Междоусобной войны»


5.Первичное осмысление и закрепление

Предлагаю вам продолжить следующие фразы:

1.Сегодня я узнал, что...

2.Мне было интересно...

3.Я понял, что...

4.Теперь я могу…


Ответы учащихся

6.Итоги урока. Рефлексия


Подведение итогов урока.

Задать вопросы:

1.Какие изменения произошли в системе землевладения?

2.Как развивалось ремесло и торговля в XV в?

3.Почему победа оказалась ан стороне Василия Темного?


Комментирование и выставление оценок за урок.


Оценивают работу на уроке всего класса и отвечают на вопросы, для закрепление

7.Домашнее задание


Параграф 24, заполнить сравнительную таблицу(приложение 1), заполнить таблицу (приложение 2)

Раздать по экземпляру таблиц


Записывают домашнее задание в дневник , берут таблицы для заполнения



Оборудование: учебник, раздаточный материал, карта княжества Северо-Восточной Руси в XIV – половине XVв

Литература: Учебник: «История России» /под ред. А.В. Торкунова, 2 часть. Москва «Просвещение» 2016. – 127с.













































Приложение 1

Заполните сравнительную таблицу.

Изменения в порядке владения землей

.

Черты

Поместье

Вотчина

Общие

 


















Различия

 


















 





Приложение 2

Политика Василия I

Внутренняя

Внешняя


















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя