СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока музыки для 1 класса на тему: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока музыки для 1 класса на тему: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока музыки для 1 класса на тему: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»»

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

















План-конспект

урока музыки,

проведенного в 1 «А» классе

10.03.2017г.

















Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________





ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент:

Дата: 10.03.2017

Время: 8:55-9:35

Место: Лицей № 7

Участники (класс): 1 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»

Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

  2. Формирование интереса к изучению творчества композиторов П.И. Чайковского и М.П.Мусоргского;

  3. Воспитание уважения к классической музыке;

  4. Воспитание любви к своей земле, своему народу и истории;

Образовательные:

  1. Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Баба-Яга» М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках»;

  2. Формирование умений оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образа Бабы Яги, используя выразительные средства музыки.

  3. Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся;

  2. Развивать интерес к исполнительской деятельности;

  3. Развивать музыкальные и творческие способности учащихся;

  4. Развивать умение делать выводы и строить умозаключения;

  5. Развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведений П. И. Чайковского и М.П. Мусоргского;

  2. Формирование духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к искусству, родным истокам.

  3. Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

  2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

  3. Формирование умения сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

  4. Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

  2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

  3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения вести диалог с учителем;

  2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

  3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 1 класс», стр. 52 – 53, издательство «Просвещение» Москва, 2011г. Рабочая тетрадь: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Оборудование и оформление:

Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка, 1 класс» (УМК «Школа России».).

Рабочая тетрадь: Музыка, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина (УМК «Школа России».).

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

  1. П.И. Чайковский «Баба-Яга»

  2. М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка.

  3. М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с

выставки».

  1. Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально - слушательская: прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».

Музыкально - исполнительская: игра «Баба-Яга», пение песни Бабка Ёжка.

Творчество: инсценированние русской народной сказки «Баба-Яга», раскрашивание рисунка «Баба-Яга».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК «Школа России»;

  2. Анализ программы по музыке «Школа России»;

  3. Определение цели и задач урока;

  4. Определение структуры урока;

  5. Подбор методической литературы и музыкального материала;

  6. Оформление доски;

  7. Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Школа России»;

  8. Подготовка презентации;

  9. Подготовка музыкальных произведений;

  10. Подготовка материала для творчества;

  11. Подготовка наглядного материала.


ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока – 4 мин.

  1. Приветствие – 1 мин.

  2. Проверка готовности – 1 мин.

  3. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

  4. Повторение предыдущей темы: 5 мин.

  5. Актуализация знаний: 5 мин.

  1. Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Вступительное слово учителя 3 мин.

2. Работа с учебником. Чтение русской народной сказки «Баба-Яга» 1 мин.

3. Музыкально – слушательская деятельность 4 мин.

4. Творчество - 3 мин.

5. Исполнительство – разучивание игры и повторение песенки - дразнилки «Баба-Яга» - 7 мин.

  1. Рефлексия: 10 мин.

  2. Итоги урока: 2 мин.

  3. Домашнее задание: 1 мин.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Зовут меня Ирина Дмитриевна.

2. Проверка готовности.

Слайд.

У.: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Ребята наш сегодняшний урок мы начнём со стихотворения о музыке под названием «Музыка-волшебница».

У старика спросил поэт:

- Что музыка такое, дед?

- Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,

Она ответила всерьез:

- Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

- Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка – наш дом,

В ней – все родное, все свое.

Во всем дыхание её».

- Вы правы все, - сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить.

У.: - Ребята, понравилась вам стихотворение?

Д.: - Да.

4. Повторение предыдущей темы:

У.: - На прошлом уроке вы познакомились с колыбельными песнями и узнали о них много нового. А почему песни называют колыбельными?

Д.: - Потому что это песни, с помощью которых убаюкивали детей.

У.: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как раньше называли колыбельные песни?

Д.: - Байками.

У.: - Правильно. А напомните мне, что же такое колыбельная песня?

Д.: - Колыбельная песня это один из жанров фольклора.

5.Актуализация знаний:

У.: - Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знали что, сказка – это тоже один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?

Д.: - Да.

У.: - А какие сказки вы любите?

Д.: - Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное чтобы были с хорошим концом.

У.: - Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?

Д.: - Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.

У.: - Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем   главные понятия: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.  Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими.  Таким образом, сказка прививает добро.  Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".           

  1. Открытие новых знаний.

1. Вступительное слово учителя:

Слайд.

У.: - Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,

шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Д.: - Угадь, кто там.

У.: - Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?

Слайд.

У.: - Скажите, а какой характер музыки?

Д.: - Взволнованная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, отрывистая, страшная, злая, недовольная.

У.: - Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?

Д.: - Фортепиано.

У.: - Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?

Д.: - Баба-Яга.

У.: - Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

Д.: - Злой.

У.: - Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Д.: - Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно

одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.

У.: - А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?

Слайд.

У.: - Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?

Д.: - Музыка.

У.: - Верно, мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На экране мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П. И. Чайковского.

У.: - Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?

Д.: - Ответы учеников.

Слайд.

У.: - Посмотрите на экран. Перед вами изображения облаков со словами, характеризующими музыку произведения П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома». Найдите нужные слова.

Слайд.

Д.: - Быстро, агрессивно, стремительно, энергично.

2. Работа с учебником. Чтение сказки.

У.: - Откройте учебник на странице 52. Давайте прочитаем русскую народную сказку « Баба-Яга ». (Чтение сказки)

У.: - Ну что, понравилась сказка?

Д.: - Да.

У.: - А песенка бабушки - рассказчицы из русской народной сказки «Баба - Яга»?

Д.: - Очень.

У.: - Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.

У.: - А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и

зрителями (распределение ролей). Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).

У.: - Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось,

как вы спели колыбельную песенку.

3. Музыкально – слушательская деятельность.

Слайд.

У.: - Я вас хочу познакомить с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, который написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках», из цикла «Картинки с выставки». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений. Давайте послушаем, как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны. (Прослушивание музыки)

У.: - Какие чувства композитора выразила музыка?

Д.: - Волнение, недобрые чувства.

У.: - А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д.: - Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.

3. Творчество.

У.: - Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы - Яги так, как вы представляете её.

Дети раскрашивают.

У.: - Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.

У.: - Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.

5. Исполнительство – разучивание игры и повторение песенки - дразнилки «Баба-Яга».

У.: - Ребята, сейчас к нам в гости придёт Баба-Яга. Мы с ней будем играть в игру, но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)

У.: - Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.

У.: - Теперь, когда вы уже вспомнили песенку - дразнилку, мы можем пригласить в гости Баба - Ягу и начать игру.

У.: - В центре круга стоит Баба – Яга с завязанными глазами. В руках у неё помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу – Ягу (песенка – дразнилка «Баба - Яга»). Баба – Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться

помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.

У.: - Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?

Д.: - Да, очень.

У.: - Давайте вместе с Бабою-Ягой споём песенку под названием Бабка Ёжка, на предыдущих уроках вы её изучали с учителем. (Пение песенки)

У.: - Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба - Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.

Д.: - Большое спасибо! До новых встреч!

III. Рефлексия.

У.: - Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.

По вертикали:

1. Название альбома П. Чайковского частью, которого является пьеса Баба-яга?

Ответ: детский

2. Метёлка Бабы-яги?

Ответ: помело

4. Где живёт Баба-Яга?

Ответ: лесу

По горизонтали:

3. Композитор, написавший Картинки с выставки?

Ответ: Мусоргский

5. Компания темных сил, окружающих Бабу-ягу?

Ответ: нечесть









1.


4.







2.


Д


Л







П

5.

Н

Е

Ч

Е

С

Т

Ь




О


Т


С






3.

М

У

С

О

Р

Г

С

К

И

Й


Е


К









Л


И









О


Й










IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У.: - Ребята, о чём мы говорили на уроке?

Д.: - О сказках, сказочных героях.

У.: - А что вы нового узнали?

Д.: - Мы узнали то, что в сказках есть как отрицательные, так и положительные герои. Узнали много о Баба - Яге, где она живёт, как выглядит. Познакомились с таким композиторами как, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский и прослушали их произведения.

У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.

V. Домашнее задание:

У: Ребята, дома повторите песенку – дразнилку и кто не успел раскрасить картинку Баба – Яги доделайте дома.

У: Ребята, спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

1. УМК «Школа России»: учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 1 класс», стр. 52 – 53, издательство «Просвещение» Москва, 2011г.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия».

Приложение:

  1. План-конспект урока музыки;

  2. Муз. П.И. Чайковский «Баба-Яга», М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка, М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с

выставки», Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.

  1. Презентация;

  2. Дидактический материал: чистые листы, листы в клетку для творческой работы; ватман.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!