Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока музыки,
проведенного в 1 «А» классе
10.03.2017г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Организационно - деятельностный компонент:
Дата: 10.03.2017
Время: 8:55-9:35
Место: Лицей № 7
Участники (класс): 1 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»
Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.
Задачи:
Воспитательные:
Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;
Формирование интереса к изучению творчества композиторов П.И. Чайковского и М.П.Мусоргского;
Воспитание уважения к классической музыке;
Воспитание любви к своей земле, своему народу и истории;
Образовательные:
Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Баба-Яга» М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках»;
Формирование умений оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образа Бабы Яги, используя выразительные средства музыки.
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся;
Развивать интерес к исполнительской деятельности;
Развивать музыкальные и творческие способности учащихся;
Развивать умение делать выводы и строить умозаключения;
Развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся.
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведений П. И. Чайковского и М.П. Мусоргского;
Формирование духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к искусству, родным истокам.
Формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
Формирование умения анализировать музыкальное произведение;
Формирование умения сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;
Регулятивные УУД:
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;
Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
Формирование умения вести диалог с учителем;
Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.
УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 1 класс», стр. 52 – 53, издательство «Просвещение» Москва, 2011г. Рабочая тетрадь: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Оборудование и оформление:
Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка, 1 класс» (УМК «Школа России».).
Рабочая тетрадь: Музыка, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина (УМК «Школа России».).
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский «Баба-Яга»
М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка.
М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с
выставки».
Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально - слушательская: прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».
Музыкально - исполнительская: игра «Баба-Яга», пение песни Бабка Ёжка.
Творчество: инсценированние русской народной сказки «Баба-Яга», раскрашивание рисунка «Баба-Яга».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Анализ УМК «Школа России»;
Анализ программы по музыке «Школа России»;
Определение цели и задач урока;
Определение структуры урока;
Подбор методической литературы и музыкального материала;
Оформление доски;
Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Школа России»;
Подготовка презентации;
Подготовка музыкальных произведений;
Подготовка материала для творчества;
Подготовка наглядного материала.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока – 4 мин.
Приветствие – 1 мин.
Проверка готовности – 1 мин.
Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.
Повторение предыдущей темы: 5 мин.
Актуализация знаний: 5 мин.
Открытие новых знаний: 21 мин.
1. Вступительное слово учителя 3 мин.
2. Работа с учебником. Чтение русской народной сказки «Баба-Яга» 1 мин.
3. Музыкально – слушательская деятельность 4 мин.
4. Творчество - 3 мин.
5. Исполнительство – разучивание игры и повторение песенки - дразнилки «Баба-Яга» - 7 мин.
Рефлексия: 10 мин.
Итоги урока: 2 мин.
Домашнее задание: 1 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я. Зовут меня Ирина Дмитриевна.
2. Проверка готовности.
Слайд.
У.: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Ребята наш сегодняшний урок мы начнём со стихотворения о музыке под названием «Музыка-волшебница».
У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
- Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание её».
- Вы правы все, - сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
У.: - Ребята, понравилась вам стихотворение?
Д.: - Да.
4. Повторение предыдущей темы:
У.: - На прошлом уроке вы познакомились с колыбельными песнями и узнали о них много нового. А почему песни называют колыбельными?
Д.: - Потому что это песни, с помощью которых убаюкивали детей.
У.: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как раньше называли колыбельные песни?
Д.: - Байками.
У.: - Правильно. А напомните мне, что же такое колыбельная песня?
Д.: - Колыбельная песня это один из жанров фольклора.
5.Актуализация знаний:
У.: - Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знали что, сказка – это тоже один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?
Д.: - Да.
У.: - А какие сказки вы любите?
Д.: - Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное чтобы были с хорошим концом.
У.: - Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?
Д.: - Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.
У.: - Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".
Открытие новых знаний.
1. Вступительное слово учителя:
Слайд.
У.: - Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,
шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?
Д.: - Угадь, кто там.
У.: - Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?
Слайд.
У.: - Скажите, а какой характер музыки?
Д.: - Взволнованная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, отрывистая, страшная, злая, недовольная.
У.: - Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?
Д.: - Фортепиано.
У.: - Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?
Д.: - Баба-Яга.
У.: - Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?
Д.: - Злой.
У.: - Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?
Д.: - Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно
одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.
У.: - А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?
Слайд.
У.: - Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?
Д.: - Музыка.
У.: - Верно, мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На экране мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П. И. Чайковского.
У.: - Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?
Д.: - Ответы учеников.
Слайд.
У.: - Посмотрите на экран. Перед вами изображения облаков со словами, характеризующими музыку произведения П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома». Найдите нужные слова.
Слайд.
Д.: - Быстро, агрессивно, стремительно, энергично.
2. Работа с учебником. Чтение сказки.
У.: - Откройте учебник на странице 52. Давайте прочитаем русскую народную сказку « Баба-Яга ». (Чтение сказки)
У.: - Ну что, понравилась сказка?
Д.: - Да.
У.: - А песенка бабушки - рассказчицы из русской народной сказки «Баба - Яга»?
Д.: - Очень.
У.: - Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.
У.: - А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и
зрителями (распределение ролей). Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).
У.: - Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось,
как вы спели колыбельную песенку.
3. Музыкально – слушательская деятельность.
Слайд.
У.: - Я вас хочу познакомить с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, который написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках», из цикла «Картинки с выставки». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений. Давайте послушаем, как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны. (Прослушивание музыки)
У.: - Какие чувства композитора выразила музыка?
Д.: - Волнение, недобрые чувства.
У.: - А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?
Д.: - Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.
3. Творчество.
У.: - Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы - Яги так, как вы представляете её.
Дети раскрашивают.
У.: - Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.
У.: - Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.
5. Исполнительство – разучивание игры и повторение песенки - дразнилки «Баба-Яга».
У.: - Ребята, сейчас к нам в гости придёт Баба-Яга. Мы с ней будем играть в игру, но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)
У.: - Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.
У.: - Теперь, когда вы уже вспомнили песенку - дразнилку, мы можем пригласить в гости Баба - Ягу и начать игру.
У.: - В центре круга стоит Баба – Яга с завязанными глазами. В руках у неё помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу – Ягу (песенка – дразнилка «Баба - Яга»). Баба – Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться
помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.
У.: - Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?
Д.: - Да, очень.
У.: - Давайте вместе с Бабою-Ягой споём песенку под названием Бабка Ёжка, на предыдущих уроках вы её изучали с учителем. (Пение песенки)
У.: - Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба - Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.
Д.: - Большое спасибо! До новых встреч!
III. Рефлексия.
У.: - Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.
По вертикали:
1. Название альбома П. Чайковского частью, которого является пьеса Баба-яга?
Ответ: детский
2. Метёлка Бабы-яги?
Ответ: помело
4. Где живёт Баба-Яга?
Ответ: лесу
По горизонтали:
3. Композитор, написавший Картинки с выставки?
Ответ: Мусоргский
5. Компания темных сил, окружающих Бабу-ягу?
Ответ: нечесть
| | | 1. | | 4. | | | | | |
| 2. | | Д | | Л | | | | | |
| П | 5. | Н | Е | Ч | Е | С | Т | Ь | | |
| О | | Т | | С | | | | | |
3. | М | У | С | О | Р | Г | С | К | И | Й |
| Е | | К | | | | | | | |
| Л | | И | | | | | | | |
| О | | Й | | | | | | | |
IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):
У.: - Ребята, о чём мы говорили на уроке?
Д.: - О сказках, сказочных героях.
У.: - А что вы нового узнали?
Д.: - Мы узнали то, что в сказках есть как отрицательные, так и положительные герои. Узнали много о Баба - Яге, где она живёт, как выглядит. Познакомились с таким композиторами как, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский и прослушали их произведения.
У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.
V. Домашнее задание:
У: Ребята, дома повторите песенку – дразнилку и кто не успел раскрасить картинку Баба – Яги доделайте дома.
У: Ребята, спасибо, урок окончен!
Используемая литература:
1. УМК «Школа России»: учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 1 класс», стр. 52 – 53, издательство «Просвещение» Москва, 2011г.
2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия».
Приложение:
План-конспект урока музыки;
Муз. П.И. Чайковский «Баба-Яга», М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка, М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с
выставки», Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.
Презентация;
Дидактический материал: чистые листы, листы в клетку для творческой работы; ватман.