СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки по теме "Балет «Золушка» С.С. Прокофьева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир музыки.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки по теме "Балет «Золушка» С.С. Прокофьева"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Участники (класс):

Целевой компонент урока:

Тема урока: Балет «Золушка» С.С. Прокофьева

Цель: обеспечить усвоение понятия «балет», познакомить с балетом «Золушка» С. С. Прокофьева; развивать творческое мышление через восприятие произведений музыки и литературы, наблюдательность, память, способность детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений; воспитывать любовь к русской культуре, музыке.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  2. Формирование интереса к изучению музыкального творчества С.С. Прокофьева.

Образовательные:

  1. Формирование знаний о балете «Золушка»; о творчестве С.С. Прокофьева;

  2. Формирование представления детей о слушательской деятельности.

  3. Развивающие:

  1. Развитие музыкальных способностей;

  2. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально - творческую деятельность.

  3. Развивать стремление к новым творческим успехам.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  1. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

  2. Уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

  3. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;



Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

  2. Формирование познавательного интереса;

Регулятивные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

  3. Определять музыкальный образ прослушанной музыки на основе собственного эмоционального состояния;

  4. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения вести диалог с учителем;

  2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

  3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы, учащихся на уроке:, индивидуальные.

УМК (название программы, учебник): «Школа России». Музыка, Е.Д. Критская

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, Е, Д. Критская (УМК «Школа России».).

Рабочая тетрадь: нет

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи, раздаточный материал: листы самооценки (в виде феи, оценивание проходит на всех этапах урока), волшебные палочки (для дирижирования), пригласительные билеты (с терминами урока), разноцветные ноты (оценки), портрет С.С. Прокофьева, картины фрагментов балета, отрывок из мультика «Золушка».

Музыкальный материал: балет «Золушка» Прокофьева.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально - слушательская: прослушивание балета «Золушка» С.С Прокофьева.




ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ программы по музыке «Школа России»;

  2. Анализ УМК «Школа России»;

  3. Подбор методической литературы и музыкального материала;

  4. Определение цели и задач урока;

  5. Подготовка учебников «Школа России»;

  6. Определение структуры урока;

  7. Подготовка музыкальных произведений;

  8. Подготовка презентации;

  9. Оформление доски;

  10. Подготовка раздаточного материала.


ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока – 12 мин.

  1. Приветствие – 1 мин.

  2. Проверка готовности – 1 мин.

  3. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

  4. Актуализация знаний: 7 мин.

  1. Открытие новых знаний: 30 мин.

1. Раскрытие новой темы - 12 мин.

2. Музыкально – слушательская деятельность – 4 мин.

  1. Рефлексия: 3 мин.

  2. Итоги урока: 1 мин.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: -Добрый день, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я –Анастасия Андреевна. Обратите внимание у вас на столах находятся маленькая вспомогательная книжка, которая будет помогать вам на протяжении пути и феи (оценочные листы) за каждый правильный ответ вы будете ставить себе баллы, будут засчитываться, только за ответ по поднятой руке. Давайте приступим.

У: - Сделайте глубокий вдох, вдохните хорошее настроение, выдохните все тревожное, неприятное. Вдохните еще раз, возьмите активность, внимание, интерес, вашу работоспособность. Выдохните скованность, плохую энергию, которая вам мешает. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своим товарищам, посмотрите на меня, подарите мне свою улыбку. Теперь, когда вы готовы мы можем отправляться на корабле знаний.

2. Проверка готовности.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Будем думать, рассуждать.

Дисциплину соблюдать.


3. Мотивация к учебной деятельности.

У: - Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир музыки. Путешествуя, мы не только узнаем много нового, но сможем открыть в себе дар дирижера.

Итак, чтобы определить, куда нам придется отправиться, нам нужно отгадать несколько загадок. А если вы знаете правильный ответ поднимайте руку.

У: - Все герои спектакля на сцене танцуют –

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто — ...

Д: - Балет

У: Он по сцене ходит, скачет,

То смеется он, то плачет!

Хоть кого изобразит, —

Мастерством всех поразит!

И сложился с давних пор

Вид профессии — ...

Д: - Актер

У: - А кто такой актер?

Д: -Это человек, который может сыграть различные роли в фильмах, театрах, используя практику перевоплощения.

У: - Можно куклой покрутить,

Потянуть ее за нить.

На спектакле без конфетки

Послушны кто?

Д: - Марионетки

У: - Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой.

Д: - Оркестр.

У: - А вы знаете, что такое оркестр?

Д: - Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

У: - Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, он в оркестре-президент

Д: - Дирижёр

У: - А вы знаете кто такой дирижер?

Д: - Дирижёр – это человек, который управляет хором или оркестром.

У: - Молодцы, вы смогли справится со всеми загадками. Ребята, на экране вы видите слова-отгадки. Скажите, пожалуйста, а где мы можем столкнуться со всем тем, что было в загадках. Соедините все отмеченные красным буквы. Какое слово получилось?

Д: - Театр.

У: - Правильно, а что же такое театр?

Д: - Это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи.

У: - А теперь мы можем отправиться в это чудесное место.


4.Актуализация знаний:

У: - В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. В Москве это известный во всем мире Большой театр. Ребята, какие виды театров вы знаете?

Д: Драматический театр, музыкальный, кукольный, театр оперы и балета, театр теней, театр комедии.

У: - Ребята, а в чем различия музыкального и драматического театра?

Д: - Артисты в драматическом театре разговаривают — в отличие от оперы, где спектакль раскрывается в музыке, пении, балете.

У: - Ребята, посмотрите на картинку, как вы думаете, в какой именно театр мы с вами отправимся?

Д: - В музыкальный театр.

У: - Правильно, сейчас на экране вы видите театры, которые вы можете посетить сами. Поднимите руку, кто из вас с родителями уже был в театре? Какие у вас остались впечатлениями от похода в театр?

Д: - Светлые, радостные, удивительные, очень понравилось.

У: - Представьте, мы открываем двери театра и перед нами фойе. Скажите, пожалуйста, а что нам нужно для того, чтобы попасть на выступление?

Д: - Билет.

У: - Верно. А вы хотите получить билет? Для этого вы должны определить, что же сейчас идет в театре, это будет темой нашего путешествия. Внимательно послушайте отрывок и ответьте на мои вопросы, ответы - это ключики темы путешествия.

(Раздаю билеты во время прослушивания отрывка из мультфильма «Золушка».)

У: - Ребята, а кто-нибудь знает имя этой принцессы?

Д: - Золушка!

У: - А к какому литературному жанру относится история о Золушке?

Д: - Сказка.

У: Кто из вас читал сказку «Золушка»? Поднимите руку.

У: - Хорошо, значит вы без труда справитесь с последующими заданиями. А кто написал эту замечательную сказку?

Д: - Шарль Перро, братья Гримм и Джамбаттисты Базиле.

У: - Нет, оказывается сюжет о золушке – это классический «бродячий сюжет», вариантов которого тысячи и в центре всегда прекрасная, честная, добрая, наивная Золушка.  Самая ранняя версия была обнаружена еще на египетских папирусах. А как вы думаете, что такое «бродячий сюжет»?

Д: - Это сюжет, который переходит из одной страны в другую сменяющий свой художественный облик.

У: - Верно, у вас появилась ещё одна разгадка, теперь вы можете написать, на какую сказку мы с вами идем. Что мы должны записать в билете?

Д: - сказка «Золушка».

Открытие новых знаний.

У: - Ребята, на основе этой сказки композитором С.С Прокофьевым было написано музыкальное произведение. А что вы знаете о великом русском композиторе С.С. Прокофьеве?

Д: - Ответы детей.

У: - Давайте по ближе познакомимся с жизнью и творчеством русского композитора С.С Прокофьевым. Внимательно прослушайте текст и подготовьтесь ответить на вопросы.

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Представьте себе, Сергей Прокофьев начал сочинять музыку в пять лет! Первым произведением юного композитора было «Индийский галоп». И первой его учительницей была его мама. А в тринадцать лет он уже был готов к поступлению в консерваторию. На экзамен он вошёл, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали написанные им произведения. Увидев это, Н.Римский-Корсаков, который принимал экзамен, сказал: «Это мне нравится!» С.Прокофьеву повезло, ведь именно Н.Римский – Корсаков учил его сложному искусству оркестровки (Оркестровка – изложение оркестрового произведения (или эскиза оркестрового сочинения), в виде партитуры либо переложение какого-либо музыкального произведения для оркестра), а благодаря своим редким способ учёба давалась довольно легко. С юности он мечтал писать музыку для театра. И, несмотря на критику, он никогда не сдавался. Получив в восемнадцать лет диплом композитора, он продолжал учиться игре на фортепиано и дирижёрскому искусству. -А С.Прокофьев был не просто руководителем, он ломал привычные взгляды современников, придумывал новую музыку, новые формы музыкальных произведений. Брался за трудные задачи, и никогда не сдавался. Зато позже он прекрасно был встречен на Ленинградской сцене, и с тех пор этот балет стал известным и необходимым в разных театрах страны и мира. Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку. Произведения: оперы «Маддалена», «Игрок», «Война и мир», «Великан», балет «Ромео и Джульетта», сказка «Петя и Волк».

У: - Что вы запомнили?

Д: - Ответы детей

У: - Теперь нам нужно вернуться к билету. Что нужно написать в графе композитор?

Д: - С.С. Прокофьев.

У: - Молодцы! В жанре, которого все мысли и чувства героев выражаются при помощи танца, что же это?

Д: - Балет

У: - Давайте вместе повторим, что же такое балет. Балет – это…? По вашему мнению.

Д: - Где все артисты показывают свои чувства танцем.

У: - А как называется выступление, на которое, мы с вами идем в театр?

Д: - Балет «Золушка»

У: - Верно. Кто может сформулировать тему нашего урока?

Д: - Балет «Золушка» С.С. Прокофьева.

У: - В 1944 году, в годы войны, появляется музыка балета «Золушка». В этой чудесной сказке, воспевается добро, любовь, верность, красота, такая музыка была нужна людям не меньше, чем героическая музыка, которая вдохновляла солдат на подвиги. Музыка Прокофьева вдохнула новую жизнь в образ Золушки. Как вы представляете образ Золушки?

Д: - Добрая, застенчивая, нежная, мечтательная, светлая.

У.- Молодцы, вы выполняли все задания, теперь у нас есть билеты на балет.

У.- Итак, мы в театре, и чтобы уверенно чувствовать себя, нам нужно поближе ознакомиться с тем, что нам предстоит посмотреть и послушать в нем.

У: - Ребят, пока мы в фойе предлагаю вместе нам с вами создать небольшую книжечку, называется она либретто. А вы знаете, что это за необычная книжка?

Д: - Краткое изложение балета. (Вместе вспоминаем краткое содержание с помощью презентации).

У: - Итак, звенит третий звонок. Все зрители уселись поудобнее. Тише на задних рядах. Начинается выступление. Сейчас мы прослушаем отрывок из балета «Золушка». Какие музыкальные инструменты вы там услышите. И происходят ли изменения в звучании на протяжении фрагмента?

(Звучит фрагмент «Вальс» из балета «Золушка»)

Прослушивание

У: - Фрагменте, который мы сейчас увидели называется «Вальс». Но, что же такое вальс?

Д: - Вальс — это парный бальный танец.

У: - Какие душевные качества Золушки передала эта музыка?

Д: - Робость, застенчивость, мечтательность, нежность, чистоту.

У: - Вы заметили, что к концу фрагмента с музыкой стали происходить изменения. В чем это выражалось?

Д: -Ускорился темп, появились странные созвучия, которые внесли тревогу, напряжение, ощущение препятствий.

У: -Какой оркестр исполнял фрагмент из балета «Золушка»?

Д: - Симфонический оркестр.

У: - Какие же музыкальные инструменты были в составе оркестра к отрывку из балета «Золушка»?

Д: - Виолончель, скрипка, барабаны.

У: - Верно, виолончели и скрипки, мелодия которых имеет большой размах, скачки. А ощущение тревоги создают литавры, барабаны. Располагается оркестр не на сцене, а внизу, в оркестровой яме. Оркестром управляет дирижёр, благодаря которому инструменты вступают в свои партии вовремя, и исполняют музыку одновременно и выразительно.

У: - Мы сейчас ещё раз прослушаем данный фрагмент. Но перед нами будет стоять задача: попробовать себя в качестве дирижёра, у каждого из вас на столе лежит волшебная палочка, которой вы будете показывать изменения в музыке.


ФИЗ-МИНУТКА (В презентации)

Повторное прослушивание.

У: - Молодцы ребята, вы прекрасные дирижеры у вас получилось красивое вступление к балету.

Д: - Что являлось препятствиями в сказке?

У: - Мачеха злая, вредные сестры, грязная работа по хозяйству, унижения и лишения.

У: - Что мешало Золушке достичь счастья в сказке?

Д: - Золушке мешает насладиться своим счастьем поставленное Феей условие - она торопится вернуться до боя часов.

У: - Слышно ли это в музыке?

Д: -Да, музыка ещё больше ускоряется.

У.- Звенит звонок Антракт! Находясь под впечатление от прослушанного произведения, мы не спешим в буфет, а пытаемся создать другой образ Золушки. Вы помните, какое чудо произошло с ней? Она попала на бал к принцу.  Кто ей помог попасть на бал?

- Фея!

У.- Верно! А вы не забываете про свои феи? Когда прозвенит звонок, Фея может обменять ваши баллы на маленькие призы.


III. Рефлексия.

У.- Давайте попытаемся подвести итог урока.

- Кто подарил театру, замечательный балет «Золушка»?

Д: - С. С. Прокофьев.

Что нового вы узнали на уроке?

Что на уроке вам понравилось больше всего?

А теперь обратимся к вашим феям и посмотрим чье желание, получить хорошие оценки, исполнится? Поменяйтесь с соседом по парте своими феями, подсчитайте баллы друг друга и поставьте друг другу оценки. Самые активные получают красную нотку и оценку 5, тек кто отвечал чуть меньше- оранжевую, это оценка 4, желтая нотка достается тем, кто очень старался, но ответов было недостаточно. Но вы се равно большие молодцы, ребята, из вас вышли отличные дирижеры!


V. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Я с удовольствием раздам вам нотки. А кто набрал больше всего баллов получает приз (наклейки).

Используемая литература:

1. УМК «Школа России»: Е.Д. Критская.

2. Интернет ресурсы: «Google».

Приложение:

  1. План-конспект урока музыки;

  2. Балет «Золушка» Прокофьева;

  3. Презентация;











Игра «Что? Где? Когда?»

Заставка игры: «Что? Где? Когда?»

У: - Игра «Что? Где? Когда?» тема великий русский композитор С.С. Прокофьев. Знатоки на местах, можно начинать ежегодную игру. Каждый раз вам будет дано время, чтобы подумать. Если вы считаете, что я назвала правильный вариант ответа, поднимаете руку. После того, как все проголосовали, я говорю правильный ответ.

1.Кто привил любовь к музыке С.С. Прокофьеву?

1) Мама 2) Папа 3) Дедушка 4) Бабушка

Д: - Мама

2.У: - В каком селе родился великий русский композитор?

1) В Орловской губернии 2) В Петербургской губернии

3) В Екатеринославской губернии 4) В Смоленской губернии.

Д: - В Екатеринославской губернии.

3.У: -Как называлась первое произведение С.С. Прокофьева, которое он создал в пять лет?

1) «Венский вальс» 2) «Французский ноктюрн»

3) «Русская плясовая» 4) «Индийский галоп»

Д: - Он создал маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано.

4.У: - Какие произведения вы запомнили?

Д: - Варианты детей.

5.У: - Какое было увлечение у Прокофьева, которое помогало ему создавать музыку?

1) чтение книг 2) шахматы 3) танцы 4) рисование

Д: - Шахматы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!