Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 3 классе по теме:
«Острый ритм – джаза звуки»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Острый ритм – джаза звуки»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Тема: «Острый ритм – джаза звуки»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, а также с характерными особенностями стиля и со знаменитыми исполнителями джазовой музыки
Задачи урока:
Обучающие: выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.
Развивающие: развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова «Мистер Жук»; «Не отнимайте солнце у детей»; «Дружим с музыкой»
Воспитывающие: воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Основной метод: объяснительный - иллюстративный
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Ход урока
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Начало урока. Введение в тему урока.
Учитель: Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной - таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя.
(Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент «Хелло, Долли» Луи Армстронг) Слайд 1
Учитель: Итак, имя таинственного незнакомца – ДЖАЗ! С помощью каких средств музыкальной выразительности, мы определили что этот господин Джаз?
Учитель: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых инструментов.
Тема нашего урока «Острый ритм – джаза звуки»
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесемся в 20-г.г. XX века. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
-Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? – возмущались одни
- Кто он! – восхищались другие
-Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые
-Вы слышали, какой шум от него, вы видели, как он развязан в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!
- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведет себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели откуда взялась эта скандальная личность
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США, здесь жило много негров, бывших рабов с плантаций.
Больше всего джаз полюбился в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Развлекали публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях. А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей.
Откуда джаз унаследовал свои таланты – от серьезного Спиричуэлса, грустного Блюза, веселого Регтайма.
Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. (Слайд 2, слайд 3, слайд 4)
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100 лет.
Учитель: А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре. (Слайд 5, слайд 6)
4. Слушание музыки.
Работа по учебнику (стр. 118 – 119)
Чтение текста сопровождается слайдами (Слайд 7, слайд 8, слайд 9)
5. Физкультминутка.
Учитель: Джордж Гершвин – один из самых известных американских композиторов. В его музыке слышны интонации и ритмы джаза.
(Слайд 10)
- Сейчас мы послушаем колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»
- Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?
6. Закрепление.
- А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок
Игра «Выбери инструменты»
- Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.
(Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде)
Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара; ударные – барабаны, тарелки.
Учитель: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?
(Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов)
7. Вокально-хоровая работа.
Учитель: Сегодня я познакомлю вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в которой она написана.
Разучивание песни «Мистер Жук» муз. Г.Гладкова, сл. Дж.Чиарди
Анализ песни:
- В каком стиле прозвучала песня? (ответы детей)
- С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? (ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость)
Разучивание по фразам, первый куплет со словами (пение стоя с движениями, с хлопками)
8. Домашнее задание.
- Дома попробуйте нарисовать портрет Джаза, разноцветными красками.
Учитель: А мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.