Организационный этап. Этап актуализации знаний. Методы: словесные, метод забегания вперед и возвращения к пройденному. 5 минут. | У.: Добрый день, ребята! За плечами у нас огромный мир музыки, но он же и впереди. Мы начинаем путешествие в новый мир, и он откроет нам духовные произведения. Ребята, что вы знаете о духовной музыке? Дети высказываются. У.: На уроке мы познакомимся с несколькими произведениями. Это – молитвы. Что такое молитва, ребята? Д.: Молитва – это обращение к Богу. У.: Правильно, дети. А как должна исполняться молитва? Какой должна быть музыка? Д.: Мягкой, нежной, спокойной У.: Мы узнаем, правы ли вы оказались или нет. |
Этап освоения знаний. Накопление знаний о духовной музыке, об образе Богородицы в православной и музыкальной культуре. Знакомство с молитвами, посвященными Деве Марии. Методы: наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод анализа, метод сравнения. 25 минут. | У.: Сегодняшняя молитва называется «Ave, Maria» или, по-русски «Богородице Дево, радуйся!». Во все времена композиторы и люди искусства обращались к образу Богородицы. А вы знаете, кто такая Богородица? Д.: Это Мать Бога. У.: Правильно. Мария – это простая женщина, которой суждено было родить Спасителя на свет. Послушайте, как показал молитву к Богородице Франц Шуберт. Кто исполняет ее? Какая музыка звучит? Прослушивание музыкального произведения. Д.: Пел женский голос, музыка очень плавная и красивая, медленная и певучая, протяжная. У.: Есть и другая молитва, которую сочинил русский композитор С. Рахманинов.. Послушайте ее, расскажите, похожи ли между собой две молитвы. Прослушивание музыкального произведения. Д.: Они разные, по темпу, по исполнителям, еще текст был другим. Но также они похожи тем, что обе напевные, протяжные, мягкие. У.: Текст, ребята, был одинаковым, а разным был язык. Прочитайте на страницах 41 и 43, как обращались поэты к образу Богородицы. Чтение фрагментов. У.: Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет 350 лет. Посмотрите внимательно на оба изображения – какой изображена здесь Мария? Куда обращен ее взгляд? Откуда она появилась? Каких красок больше? Дети высказываются об изображениях. У.: Картина «Мадонна» может быть чьим-то портретом, а вот икона, ребята, всегда написана по церковным канонам, и не может быть портретом какого-либо человека. Икона – это лик святого, Богоматери или Иисуса Христа, а не портрет. |
Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая деятельность. Методы: словесные, метод анализа. 10 минут. | У.: Ребята, с каким образом вы сегодня встретились на уроке? Д.: С образом Богоматери. У.: Какие произведения вы прослушали? Д.: Две молитвы «Радуйся, Мария». У.: Похожи ли были образы, запечатленные художниками и музыкантами? А музыкантами и поэтами? Дети высказываются на предложенную тему. У.: Ребята, наш разговор об образе Богородицы закончен, и я надеюсь, что каждый из вас не раз увидит этот образ в храмах или в галереях. А теперь мы распоемся и повторим песню, которую разучивали на прошлом уроке. Вокально-хоровая деятельность. У.: Урок окончен, до свидания. |