1 | Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! (звукоряд вверх - до, ре, ми, фа, соль первой октавы) | - Здравствуйте (вниз по мажорному трезвучию от ноты "соль" - соль -ми-до) | Эмоциональность; умение осознавать свои эмоции. |
2 | Актуализация знаний | - Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. И начать хотелось с загадки, отгадав которую вы поймете, о чем же сегодня пойдет речь: Бубен есть, трещотка, дудка, Балалайка, гусли, домра, Есть баян и вот гармошка, Даже расписные ложки, Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать ребята, нужно, Что же это? (Оркестр) - Правильно, ребята! А что же такое оркестр? Да, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, одновременно, оно и тоже музыкальное произведение. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. А о каком оркестре идет речь в моей загадке? - Действительно, тема нашего урока «Оркестр русских народных инструментов». | - Оркестр. - Когда играет много инструментов. - Об оркестре русских народных инструментов. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. |
3 | Изучение нового материала | - Оркестр возник из маленького ансамбля - "Кружка любителей игры на балалайках" 20 марта 1888 г. вошло в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как День рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. Первый подобный коллектив был создан в 1888г. В Санкт – Петербурге балалаечником В.В, Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и зарубежом получил название «Великорусского оркестра». - Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовите - какие? - Самый большой - симфонический оркестр. - Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра? В оркестре русских народных инструментов их тоже три – струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки. | Слушают учителя, анализируют информацию. - Симфонический, духовой, эстрадный. - Струнные, духовые (деревянные и медные), ударные. | Интерес к окружающему миру, потребность в знаниях. Работать по плану сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. |
5 | Работа по теме | - А хотите послушать как они звучат? Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Калинка». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструмпнтов вы услышали. (Слушание) - Звуки каких инструментов вы услышали? Понравилась ли вам музыка? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? - Давайте мы ее с вами выучим. Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики? (Девочки запевают первый куплет с движением раскрывающейся руки с платочком и поворотом головы, на слова ай-лю-ли, спать положите вы меня - руки сложить под ушком. В плясовом припеве мальчики исполняют пружинку, подчеркивая стуком каблучков. Второй куплет девочки исполняют со сложенными друг на друга руками (кисти рук на сгибах рук) с поворотами головы и рук вправо и влево. Мальчики исполняют второй припев вприсядку. Третий куплет запевает солист и обращается к девочкам поднимает к ним руку, а затем на второй фразе прижимает руку к своей груди. Припев всем классом одновременно - девочки с притопом и выбросом вперед платочком, а мальчики пружинят с пристукиванием каблучков, тем самым подчеркивая ритмическую пульсацию). - А вы хотели бы стать участником такого оркестра? - А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас на столах находятся музыкальные инструменты. Какие? - Те ребята, у кого есть на столах ложки (четвертные и восьмые), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске). - Те ребята, у кого есть на столах металлофон, ксилофон, колокольчик, треугольник(четвертные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске. (ритмический рисунок в виде ноток на доске) - Те ребята, у кого есть на столах бубны, рубель (половинные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.(ритмический рисунок в виде ноток на доске). - Молодцы! | Слушают. Отвечают на вопросы. Учащиеся работают в паре и размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песне. Выполняют задание. Играют на музыкальных инструментах. | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. |
6 | Подведение итогов | - Ну как, понравилось вам? - Какой оркестр исполнял все произведения на уроке? - Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра? - Домашнее задание: нарисовать рисунки, на которых вы изобразите любимые русские народные инструменты. | | Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать. |
7 | Рефлексия | - Ребята, у каждого на столе лежат рисунки ( облако, облако с солнцем, солнце), выберите, который соответствует вашему настроению. - Спасибо за урок, до свидания! | | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. |