Этап урока, музыкальный репертуар | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный (этап мотивации) | -Здравствуйте, ребята. Так как у нас урок музыки, давайте же с вами поздороваемся по- музыкальному. Итака, слушаем меня, затем повторяем за мной (Музыкальное приветствие - «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение мелодии от 1 ступени к 5 в восходящем движении, мажорного лада)) | Дети поют приветствие |
Актуализация опорных знаний и умений | -Ребята, сегодня у нас урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. – Вы любите путешествовать? Сегодня мы обратимся к образам русской, славянской мифологии, а какие вы мне подскажете сами. -Композиторы часто обращались к сказочным сюжетам. Попробуйте вспомнить, какие русские композиторы обращались к сказочным персонажам? | -Баба- Яга, Кикимора, Змей- Горыныч. - Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», Прокофьев «Золушка», Глинка - волшебник Черномор и пр. |
Постановка учебной проблемы | - Как можно сформулировать тему урока? | -Сказка в музыке русских композиторов. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым композитором А.К.Лядовым. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Наша задача –убедиться в том, что это действительно. А.К. Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, до былинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок. Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив». | |
Открытие нового знания | -Ребята, Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой «Кикимора». Расскажите, кто такая Кикимора? – Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной. | - Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям. |
Первичная проверка понимания | -Ребята, сейчас я вам раздам карточки(средства музыкальной выразительности). Вам нужно ответить на вопросы. | - 1 часть.Медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее звучание создает сказочную обстановку. 2 часть. Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют Кикиморе. 3 часть. Холодное, звенящее звучание рисует нам колыбельку. |
Рефлексия учебной деятельности | -Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке? Больше всего мне понравилось… В чем вы испытывали затруднения? | А. К. Лядов «Кикимора» |
Тема четверти: «Музыкальная живопись» сказок и былин |
Тема урока: «Сказочные герои в музыке» |
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний |
Вид урока: Урок- путешествие |
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами в произведениях А. К. Лядова, способствовать развитию творческого воображения, внимания. |
Основные термины, понятия: Жанр, вид искусства, язык искусства, образ, контраст, миниатюра |
Планируемые результаты |
Предметные формирование уважительного отношения к культуре своей страны, осознание ценности фольклорного наследия народа; формирование интереса к музыке, основанной на фольклоре; развитие образного и ассоциативного мышления; формирование мотивации к слушанию музыки, исполнении песен; расширение музыкального и общего кругозора; овладение способностью эмоционально воспринимать музыку; овладение терминами «симфоническая миниатюра», «программная музыка», знакомство с инструментами: челеста, английский рожок. | Метапредметные Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью Познавательные: научиться анализировать музыкальное произведение Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Личностные ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. |
Межпредметные связи: живопись, литература |
Методы: наглядный, познавательный, проблемный, словесный |
Репертуар: А. Лядов. «Кикимора». Картинка к русской народной сказке |
Ресурсы урока: Презентация, музыкальный материал |
Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Содержание, музыкальный материал | Формируемые УУД |
Организационный (этап мотивации) | Настрой учащихся на активную работу на уроке | Ребятам необходимо настроиться на урок и музыкальным способом поприветствовать учителя | Музыкальное приветствие - «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение мелодии от 1 ступени к 5 в восходящем движении, мажорного лада) | Взаимодействие с учителем и друг с другом во фронтальном режиме. Планирование учебного сотрудничества. Осуществление мотивационной установки на предстоящую работу. Волевая саморегуляция |
Актуализация опорных знаний и умений | Предлагаю окунуться в сказочный мир, вспомнить персонажей славянской мифологии, а так же вспомнить композиторов, которые обращались к сказочным сюжетам. | Ребята анализируют, высказывают свое мнение и отвечают на вопросы. | Представление презентации (показ слайда с темой данного урока) | Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. |
Постановка учебной проблемы | Предлагаю сформировать тему урока. | Ребята оглашают тему урока. | Презентация | Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Знакомлю учащихся с композитором А. К. Лядовым. | Ребята слушают информацию и записывают некоторые моменты в тетрадь. | Презентация, тетрадь. | Познавательные: Учатся размышлять и выявлять главное из пройденного. |
Открытие нового знания | Знакомлю с произведением «Кикимора». Предлагаю послушать. | Ребята слушают музыкальное произведение | А. К. Лядов «Кикимора» | Личностные: Развивают воображение. Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку , учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности Высказывать суждения о музыке |
Первичная проверка понимания | Предлагаю проанализировать музыкальное произведение с помощью карточек | Ученики после прослушивания отвечаю на вопросы | | Регулятивные: Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативный: Слушать и понимать речь других; умение развернуто и точно выражать свои мысли во время ответа. |
Применение новых знаний | Провожу опрос по пройденной теме | Ребята отвечают на вопросы | | Предметные: Овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. |
Рефлексия учебной деятельности | Подвожу итог, благодарю учащихся и прошу оценить свою работу в течение урока | Ребята высказываю свое мнение о пройденном материале | | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Личностные: установление связи между целью деятельности и её результатом; |
Рефлексивный самоанализ |
У меня получилось… | |
За урок я… | |
Было трудно… | |
Я понял что… | |
Теперь я могу… | |
Урок для меня показался… | |
Для меня было открытием то, что… | |
Мне показалось важным… | |
Материал урока был мне… | |