Организационный этап, сообщение целей и задач урока, постановка основных вопросов, актуализация опорных знаний Методы: словесные, метод забегания вперед и возвращения к пройденному | У.: Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы знакомились с новым жанром музыки. Вспомните его название! Д.: Симфония-действо. У.: А кто был автором симфонии-действа, каково ее название? Д.: «Перевзоны», автор – В. Гаврилин. У.: Вы все правильно вспомнили. И прежде чем, чем мы начнем новую тему, я хочу спросить: известны ли вам какие-нибудь литературные произведения, рассказывающие о композиторах? А произведения изобразительного искусства? Дети отвечают. У.: На самом деле множество поэтов и писателей восхищались талантами музыкантов. Наша сегодняшняя тема «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». |
Этап расширения знаний. Выявление взаимосвязи литературы и музыки, связи искусств. Определение образной сферы стихотворения и связи ее с жизнью музыканта, поэта, писателя. Методы: словесные, метод анализа, наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой. | У.: Начнем урок со стихотворения Б. Пастернака на странице 34 в учебнике. Прочитайте его. Чтение стихотворения. У.: а теперь обратимся к музыке композитора Г. Свиридова, которую композитор сочинил в качестве кантаты. Что такое кантата? Д.: Это большое произведение для хора, солистов и оркестра. У.: Послушайте музыку. Какой образ создан Г. Свиридовым? Что вам напоминает ритмический рисунок произведения? Прослушивание фрагмента «Снег идет». Д.: Музыка похожа на бой часов, как будто композитор рассуждает о безостановочном ходе времени. Он создает образ зимней природы, равномерно падающего снега. У.: Правильно, ребята. А какие инструменты вы услышали в сопровождении хора? Д.: Струнные инструменты, флейту. У.: Есть еще один знакомый вам инструмент. Имя его переводится как «небесный», звучит он хрустально. Он встречался вам в сказке А. Лядова «Кикимора». Как он называется? Д.: Этот инструмент называется челеста. У.: правильно. Писатель В. Астафьев описал композитора в своем рассказе «Слово о Мастере». Прочитайте его. Как вы думаете, кого писатель называет «мудрыми страдальцами», «гениями человечества», «вечными странниками». Почему? Выполнение задания. В своем творчестве Г. Свиридов обращается к образу Родину. Так же поступает и польский композитор Фредерик Шопен. Прекрасный пианист, он сочинял множество небольших произведений. Послушайте этюд №20, и скажите, в чем главная особенность этой музыки. Слушание этюда №20 Ф. Шопена. Д.: Быстрый темп, очень мелкие длительности нот, такое произведение может сыграть только профессионал и мастер своего дела. У.: прочитайте два стихотворения «Горсть земли» и «Вальс». Что их роднит? Чтение стихотворений, обсуждение вопроса. У.: Почему в стихотворении «Горсть земли» Шопена называют поэтом? Ответы детей. У.: Фредерик Шопен умер в Париже, и тело его похоронено именно там. Однако сердце свое композитор завещал похоронить в родной Польше, в городе Варашава. |
Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая деятельность. | У.: Ребята, вы познакомились со многими произведениями. Еще раз перечислите их. Д.: «Снег идет» Г. Свиридова, «Этюд №20» Ф. Шопена. У.: Можем ли мы сказать, что литература и музыка связаны? Д.: Да, потому что без стихов не было бы и многих музыкальных произведений. И еще многие писатели и поэты воспевали в своих произведениях таланты музыкантов. У.: На следующих уроках мы будем расширять наши знания о чести, отданной музыкантам поэтами и писателями. А теперь распоемся и продолжим разучивание песни «Школьный корабль». Вокально-хоровая деятельность. У.: Урок окончен. До свидания! |