СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 5 классе на тему "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: определить и углубить представления о связи музыки и литературы на примере произведений нескольких авторов.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 5 классе на тему "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"»

Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Класс: 5

Тип урока: урок расширения знаний

Цель урока: определить и углубить представления о связи музыки и литературы на примере произведений нескольких авторов.

Задачи урока:

1. Развитие умения сопоставить музыкальное произведение с литературным произведением, анализ их образной сферы.

2. Знакомство с творчеством русского композитора Г. Свиридова и польского композитора Ф. Шопена.

3. Углубление знаний о жанрах фортепианной музыки.

4. Развитие вокально-хоровых навыков.

5. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

6. воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод анализа, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, полихудожественный метод.



Ход урока:

Этапы урока

Содержание этапов

Организационный этап, сообщение целей и задач урока, постановка основных вопросов, актуализация опорных знаний

Методы: словесные, метод забегания вперед и возвращения к пройденному

У.: Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы знакомились с новым жанром музыки. Вспомните его название!

Д.: Симфония-действо.

У.: А кто был автором симфонии-действа, каково ее название?

Д.: «Перевзоны», автор – В. Гаврилин.

У.: Вы все правильно вспомнили. И прежде чем, чем мы начнем новую тему, я хочу спросить: известны ли вам какие-нибудь литературные произведения, рассказывающие о композиторах? А произведения изобразительного искусства?

Дети отвечают.

У.: На самом деле множество поэтов и писателей восхищались талантами музыкантов. Наша сегодняшняя тема «Писатели и поэты о музыке и музыкантах».

Этап расширения знаний. Выявление взаимосвязи литературы и музыки, связи искусств. Определение образной сферы стихотворения и связи ее с жизнью музыканта, поэта, писателя.

Методы: словесные, метод анализа, наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой.

У.: Начнем урок со стихотворения Б. Пастернака на странице 34 в учебнике. Прочитайте его.

Чтение стихотворения.

У.: а теперь обратимся к музыке композитора Г. Свиридова, которую композитор сочинил в качестве кантаты. Что такое кантата?

Д.: Это большое произведение для хора, солистов и оркестра.

У.: Послушайте музыку. Какой образ создан Г. Свиридовым? Что вам напоминает ритмический рисунок произведения?

Прослушивание фрагмента «Снег идет».

Д.: Музыка похожа на бой часов, как будто композитор рассуждает о безостановочном ходе времени. Он создает образ зимней природы, равномерно падающего снега.

У.: Правильно, ребята.

А какие инструменты вы услышали в сопровождении хора?

Д.: Струнные инструменты, флейту.

У.: Есть еще один знакомый вам инструмент. Имя его переводится как «небесный», звучит он хрустально. Он встречался вам в сказке А. Лядова «Кикимора». Как он называется?

Д.: Этот инструмент называется челеста.

У.: правильно. Писатель В. Астафьев описал композитора в своем рассказе «Слово о Мастере». Прочитайте его. Как вы думаете, кого писатель называет «мудрыми страдальцами», «гениями человечества», «вечными странниками». Почему?

Выполнение задания.

В своем творчестве Г. Свиридов обращается к образу Родину. Так же поступает и польский композитор Фредерик Шопен. Прекрасный пианист, он сочинял множество небольших произведений. Послушайте этюд №20, и скажите, в чем главная особенность этой музыки.

Слушание этюда №20 Ф. Шопена.

Д.: Быстрый темп, очень мелкие длительности нот, такое произведение может сыграть только профессионал и мастер своего дела.

У.: прочитайте два стихотворения «Горсть земли» и «Вальс». Что их роднит?

Чтение стихотворений, обсуждение вопроса.

У.: Почему в стихотворении «Горсть земли» Шопена называют поэтом?

Ответы детей.

У.: Фредерик Шопен умер в Париже, и тело его похоронено именно там. Однако сердце свое композитор завещал похоронить в родной Польше, в городе Варашава.

Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая деятельность.

У.: Ребята, вы познакомились со многими произведениями. Еще раз перечислите их.

Д.: «Снег идет» Г. Свиридова, «Этюд №20» Ф. Шопена.

У.: Можем ли мы сказать, что литература и музыка связаны?

Д.: Да, потому что без стихов не было бы и многих музыкальных произведений. И еще многие писатели и поэты воспевали в своих произведениях таланты музыкантов.

У.: На следующих уроках мы будем расширять наши знания о чести, отданной музыкантам поэтами и писателями.

А теперь распоемся и продолжим разучивание песни «Школьный корабль».

Вокально-хоровая деятельность.

У.: Урок окончен. До свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!