СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 3 четверти: "Музыка и изобразительное искусство"

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Музыкальная живопись и живописная музыка"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш













План – конспект урока музыки в 5 классе по теме:

« Музыкальная живопись и живописная музыка»
















Подготовила: Сергеева Н.В.

учитель музыки, первой

квалификационной категории






г. Выкса

2021г

Конспект урока по музыке в 5 классе

Тема III четверти: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка


Цель: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки и живописи).


Задачи урока:

        • формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.

        • развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, художников, композиторов.

        • воспитание творческого начала в деятельности.


Планируемые результаты изучения:


Формировать навыки сопоставления картин изобразительного искусства, поэзии и музыкальных произведений. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности.



Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

«Форель», «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта, Прелюдия соль мажор, Прелюдия соль-диез минор С.В. Рахманинова.


Художественный материал:

Картины: «Ранняя весна» И. Левитана, «Зимняя дорога» А. Саврасова


Ход урока.


I. Организационная часть.

II. Основная часть.


1. Актуализация знаний (продолжение темы).

- На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить на тему прошлого урока. Кто ее озвучит?

- «Музыкальная живопись и живописная музыка».

- «Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?» (ответы детей).

- На эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня ответить.


2. Планирование деятельности. (Слайд №2)

- Составьте, пожалуйста, план урока.


  • Знакомство с австрийским композитором Ф. Шубертом.

  • Слушать и анализировать произведения Ф. Шуберта.

  • Слушать прелюдии С. Рахманинова и сравнивать музыкальные образы этих пьес.

  • Сопоставить музыкальные образы прелюдий с поэтическими образами стихов и рисунками художников.


3. Работа над новым материалом.

(Слайд №3) Краткая беседа о творчестве композитора.

Франц Шуберт (1797-1828). Великий австрийский композитор, стоявший у истоков музыкального романтизма, автор более 600 песен. Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании».

Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она была написана на стихи немецкого поэта, музыканта

Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Озорная песенка про рыбную ловлю.

(Слайд №4) Послушайте песню и постарайтесь ответить на вопросы:


- Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку? Как композитор выразил чувства человека в единстве с образами природы?

(Ответы детей) – Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн. Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный.


- Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет. Называется «Фореллен-квинтет» (для пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано). (Слайд №5)

- Послушайте и определите характер, форму и солирующие инструменты.

(ответы детей)

Вывод: Музыка Шуберта живописна. Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы и картины.




Дыхание русской песенности.

(Слайд №6)

Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях» (прочтите на стр. 106 следующий абзац).

Прочтите стихотворение А. Майкова (Слайд №7).

(Слайд №8). Рассмотрите картину И. Левитана и скажите: подходит ли стихотворение Майкова по настроению к картине? (Ответы детей)

Прочтите стихотворение А. Пушкина (Слайд №9).

(Слайд №10). Рассмотрите картину А. Степанова «Цугом». Созвучны ли эти произведения? Какую музыку можно увидеть? (Ответы детей)

- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картин (ладовые, динамические, тембровые, темповые, регистровые)?

- Кто может из вас сформулировать проблемный вопрос?

- Как музыка может рисовать музыкальную картину? Что такое Музыкальная картина?


(Слайд №11). Послушайте Прелюдию соль-диез минор и Прелюдию соль мажор С. Рахманинова.

- Определите характер произведений. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением музыки? Слушание произведения С. Рахманинова.

(Ответы на вопросы)

А теперь давайте сравним музыкальные образы этих пьес. Сравните выразительные средства – мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску, динамику, форму, - которые усиливают контраст этих двух образов. (Ответы детей)

Сопоставьте музыкальный образ прелюдий с поэтическими и художественными образами.


Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?»

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

Вывод: Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись


III. Подведение итогов.


- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 12)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы детей)

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!