Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 5 классе по теме:
« Музыкальная живопись и живописная музыка»
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока по музыке в 5 классе
Тема III четверти: «Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка
Цель: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки и живописи).
Задачи урока:
формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.
развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, художников, композиторов.
воспитание творческого начала в деятельности.
Планируемые результаты изучения:
Формировать навыки сопоставления картин изобразительного искусства, поэзии и музыкальных произведений. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
«Форель», «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта, Прелюдия соль мажор, Прелюдия соль-диез минор С.В. Рахманинова.
Художественный материал:
Картины: «Ранняя весна» И. Левитана, «Зимняя дорога» А. Саврасова
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний (продолжение темы).
- На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить на тему прошлого урока. Кто ее озвучит?
- «Музыкальная живопись и живописная музыка».
- «Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?» (ответы детей).
- На эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня ответить.
2. Планирование деятельности. (Слайд №2)
- Составьте, пожалуйста, план урока.
Слушать и анализировать произведения Ф. Шуберта.
Слушать прелюдии С. Рахманинова и сравнивать музыкальные образы этих пьес.
Сопоставить музыкальные образы прелюдий с поэтическими образами стихов и рисунками художников.
3. Работа над новым материалом.
(Слайд №3) Краткая беседа о творчестве композитора.
Франц Шуберт (1797-1828). Великий австрийский композитор, стоявший у истоков музыкального романтизма, автор более 600 песен. Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании».
Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она была написана на стихи немецкого поэта, музыканта
Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Озорная песенка про рыбную ловлю.
(Слайд №4) Послушайте песню и постарайтесь ответить на вопросы:
- Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку? Как композитор выразил чувства человека в единстве с образами природы?
(Ответы детей) – Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн. Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный.
- Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет. Называется «Фореллен-квинтет» (для пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано). (Слайд №5)
- Послушайте и определите характер, форму и солирующие инструменты.
(ответы детей)
Вывод: Музыка Шуберта живописна. Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы и картины.
Дыхание русской песенности.
(Слайд №6)
Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях» (прочтите на стр. 106 следующий абзац).
Прочтите стихотворение А. Майкова (Слайд №7).
(Слайд №8). Рассмотрите картину И. Левитана и скажите: подходит ли стихотворение Майкова по настроению к картине? (Ответы детей)
Прочтите стихотворение А. Пушкина (Слайд №9).
(Слайд №10). Рассмотрите картину А. Степанова «Цугом». Созвучны ли эти произведения? Какую музыку можно увидеть? (Ответы детей)
- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картин (ладовые, динамические, тембровые, темповые, регистровые)?
- Кто может из вас сформулировать проблемный вопрос?
- Как музыка может рисовать музыкальную картину? Что такое Музыкальная картина?
(Слайд №11). Послушайте Прелюдию соль-диез минор и Прелюдию соль мажор С. Рахманинова.
- Определите характер произведений. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением музыки? Слушание произведения С. Рахманинова.
(Ответы на вопросы)
А теперь давайте сравним музыкальные образы этих пьес. Сравните выразительные средства – мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску, динамику, форму, - которые усиливают контраст этих двух образов. (Ответы детей)
Сопоставьте музыкальный образ прелюдий с поэтическими и художественными образами.
Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?»
Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.
Вывод: Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись
III. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 12)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы детей)
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)