СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме «Значение слов в вокальной музыке»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 5 классе по теме «Значение слов в вокальной музыке»»

План-конспект урока музыки в 5 классе

по теме «Поющие стихи»

Учитель: Футанова О.А.


Цель урока: формирование эмоционально глубокого восприятия образно-смыслового содержания музыки и поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • познакомить с новым жанром вокальной музыки – кантата;

  • развивать умение анализировать поэзию с точки зрения её музыкальности;

  • воспитывать эмоциональный отклик на звучащую музыку, умение вдумчиво, внимательно слушать и анализировать музыкальные произведения.


Сценарий урока:

1. Огрмомент – музыкальное приветствие «Доброе утро».

2. Повторение. Беседа о связи поэзии и музыки.

При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь всё это является принадлежностью человеческой речи!

«Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её… Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды. Вот идеал, к которому я стремлюсь,» – говорил русский композитор М.П.Мусоргский. Как вы понимаете его высказывание? (Его изречение отражает извечное стремление композиторов запечатлеть в музыкальных звуках всё богатство человеческой речи, соединить слово и музыкальный звук в единое целое.)

А поэт Н.Заболоцкий, наоборот, стремясь приблизить свою поэтическую речь к музыке, пытаясь сделать её более выразительной, восклицал: «Стань музыкою, слово!»

Благодаря содружеству музыки и поэзии родилось множество шедевров музыкального искусства. Это лучшие образцы вокальной и хоровой музыки. Однако только по-особенному мелодически ритмичные, благозвучные и приятные на слух слова, которые легко поются, могут стать основой вокального произведения. Именно такие стихи можно назвать «поющими».


3. Пение романса «Жаворонок».

Вспомнить определение романса, поработать над текстом, исправить ошибки исполнения, пропеть со «светофором», исполнить произведение хором в характере.

4. Новый материал. Слушание и анализ фрагмента кантаты.

У русского композитора XX века Г.В.Свиридова было два любимых поэта – Пушкин и Есенин. На стихи А.С.Пушкина создано несколько романсов, вокальный цикл «Пушкинский венок», сюита «Метель», а на стихи С.А.Есенина написана целая кантата «Поэма памяти С.Есенина».

Кантата – это крупное вокальное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра. (Записи в тетради, работа со словарём.)

С.Есенина «Поёт зима, аукает» стало основой 2-ой части кантаты Г.В.Свиридова «Поэма памяти С.Есенина». (Прослушивание фрагмента кантаты, анализ стихотворения, выявление образов произведения, особенностей звучания и изобразительных моментов в инструментальном сопровождении.)

Зима – бескрайняя снежная равнина, завывание метели и безмолвный, скованный морозом лес. Уже первые строки указывают на музыкальность этого образа. Холод, метель, вьюга по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию.

Суровому холоду, заполнившему весь мир, противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это – совсем другой образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта.

Понятно, что два такие разные образа по-разному запечатлены и в музыке. Суровый зимний образ передан в низких партиях басов и теноров, а противоположный ему – мечтательный и тёплый – в высоких партиях сопрано и альтов.

5. Повторное слушание. Разучивание главной мелодии.

Прослушать хор ещё раз, выучить главную мелодию первого шестистишия. Вспомнить виды хоров, тембры голосов, определения вокализ, сопрано.

6. Итог урока. Вывод.

Случайно ли обратился композитор именно к этому произведению С.Есенина? и почему он увидел в нём возможности именно хорового воплощения?

Слушая музыку Свиридова, мы убеждаемся, как необходима для точной передачи этого образа именно хоровая разноголосица, в которой отчётливо изображены и шум ветра, и сила вьюги, и суровый зимний лес, и ясная тёплая весна. А в партии симфонического оркестра так ярко передаётся завывание разбушевавшейся снежной бури!

Значит, хоровая музыка, как и любая другая способна выражать самые разные образы. Она обладает яркими изобразительными возможностями.

Художественные возможности хоровой музыки огромны. И прежде всего – это большое, объёмное звучание хора от мягких глубоких басов до прозрачного, чистого сопрано. А когда к хору присоединяется симфонический оркестр, тогда звуковое пространство становится ещё более полным и насыщенным.

7. Домашнее задание.

Подобрать поющее стихотворение, проанализировать с точки зрения музыкальных особенностей, составить план озвучивания.






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!