Государственное казенное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«специальная (коррекционная) школа»
ГКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 6 классе
по теме: «Реквием» В. А. Моцарта.
Подготовила: Сергеева Н.В.
учитель музыки, первой
квалификационной категории
г. Выкса
2021г
Конспект урока по музыке в 6 классе
Тема II четверти: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема урока: «Реквием» В.А. Моцарта.
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания «Реквиема». Осознать что сила музыки В.А. Моцарта не только в её музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.
Закрепить понятие «серенада», «рондо».
Познакомить с новыми понятиями «реквием», «месса», «лакримоза».
Задачи:
Образовательные.
- познакомить с историей создания «Реквиема» В.А. Моцарта;
- раскрыть образный и содержательный смысл творчества В.А. Моцарта.
Развивающие:
- развивать умение учащихся понимать и чувствовать силу выразительности и красоту музыки в её историческом развитии;
-развитие творческого мышления и познавательного интереса у учащихся;
- развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к творчеству В.А. Моцарта;
-воспитывать ощущение и понимание широты творческого стиля В.А. Моцарта.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.
Музыкальный материал:
«Рондо» из «Маленькой ночной серенады»
«Тоска по весне» или «Весенняя песня»
«Реквием» - «Лакримоза»
Оборудование урока:
Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, аудиозаписи.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
«Сейчас музыкальный начнётся урок.
Об этом пропел нам весёлый звонок.
Пропел, заливаясь на ноте высокой,
Друзья, поздравляю с началом урока!»
II. Повторение материала.
(Звучит аудиозапись «Рондо» из «Маленькой ночной серенады»)
-Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что можно сказать о ней?
Дети отвечают: светлая, радостная, счастливая, танцевальная.
- Как вы считаете по интонации, это современная музыка или старинная?
Дети отвечают: Это старинная музыка!
- Под эту музыку можно было танцевать на балу?
Дети отвечают: Да!
- В какое время устраивались балы?
Дети отвечают: вечером или ночью.
- Скажите, музыку какого композитора, за её качества, называют «солнечной»?
-Конечно! Это великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
- Давайте, прочитаем стихотворение Виктора Бокова «Звучит нестареющий Моцарт». (Дети читают)
-Какими словами поэт выражает своё отношение к музыке Моцарта?
Дети отвечают.
- Давайте, ещё раз послушаем фрагмент произведения «Рондо» из «Маленькой ночной серенады» и выберем из предложенных на экране слов те, которые определяют музыку, объяснить свой выбор.
Повторное прослушивание.
III. Основной материал. История создания «Реквиема».
Слайд 1. Слайд 2.
«Реквием» - последнее, незавершённое произведение композитора В.А.Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, - на латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Зюсмайер, тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается, как одно из важнейших его творений.
Слайд 3.
Тяжёлым выдался 1791 год. Моцарт страдал от безденежья. Констанца (жена композитора) тяжело болела. Доктора настаивали на её поездке в Баден для лечения на минеральные воды.
Незадолго до отъезда Констанцы в дверь дома, где жил композитор, постучался незнакомец, одетый во всё чёрное. Учтиво поклонившись, он сказал:
-Я пришёл к вам, сударь, по поручению очень важного лица.
- Кого же именно? – спросил Моцарт.
- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.
Слайд 4.
-Пусть будет так. Чего же он хочет?
- Он только что потерял близкого человека, память о котором для него на веки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием.
Реквием (лат. – покой)
-заупокойное католическое богослужение;
- заупокойная месса;
- музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.
Слайд 5.
Моцарт согласился взяться за выполнение необычного заказа, но не смог назвать срок его окончания.
- Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки – сказал незнакомец и удалился.
Идея создания Реквиема – большого произведения для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра – глубоко захватила Моцарта.
Он работал над Реквиемом с таким увлечением, как над лучшими своими операми. Он запечатлел в нём всю глубину страданий и горя, которые приносят людям смерть близкого человека. Величавые, полные глубокого драматизма хоры чередуются в Реквиеме с нежными, лирическими , просветлёнными эпизодами.
Состояние здоровья композитора становилось хуже.
Слайд 6.
- Видно, для самого себя пишу я этот Реквием, не раз говорил он жене и друзьям! Слайд 7. Слайд 8.
Дурное предчувствие Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни (по-видимому, от почечной недостаточности), успев написать только первые шесть частей Реквиема и оставив недописанной седьмую часть (Лакримоза). Реквием был завершён его учеником Ф. Зюсмайром согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.
IV. Слушание «Реквиема» («Лакримоза»). Слайд 9
-Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
Ответы детей.
-Обратите внимание на текст перевода Лакримозы.
Слайд 10.
5 декабря 1791 года – Вольфганг Амадей Моцарт умирает в Вене.
Вольфганг Моцарт похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным.
V. Рефлексия. Гимнастика для глаз.
VI. Вокально-хоровая работа.
- Мы сегодня с вами поработаем над музыкальным произведением Моцарта, которое называется «Весенняя песня». Слова песни вы видите на экране и у каждого на листочке. Слайд 11.
VII. Итог урока.
- Мы сегодня познакомились с разной музыкой одного композитора. «Маленькая ночная серенада» - соответствует настроению ночного праздника, «Весенняя песня» - радость пробуждения природы, «Лакримоза» - глубоко передаёт настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.
Слайд 12.
«Моцарт – это молодость музыки,
Вечно юный родник, несущий
Человечеству радость весеннего
Обновления и душевной гармонии».
Дмитрий Шостакович.
- Я хочу пожелать, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом нестареющая музыка великого Моцарта!