СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока музыки в 6 классе по теме: "Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "Мир образов камерной и симфонической музыки"

Тип урока: формирование новых знаний

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока музыки в 6 классе по теме: "Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»

ГКОУ С(К)Ш















План – конспект урока музыки в 6 классе по теме:

«Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы»














Подготовила: Сергеева Н.В.

учитель музыки, первой

квалификационной категории








г. Выкса

2021г

Конспект урока музыки в 6 классе по теме: «Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П.

Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема: «Увертюра Эгмонт. Разделы сонатной формы»

Тип урока: формирование новых знаний

Цель: обогатить представления обучающихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена

Задачи урока:

Обучающие: расширить понятие сонатная форма и сопоставить его с развитием сюжета в драме Гёте «Эгмонт»; дать понятие «программное произведение»

Развивающие: развивать творческое мышление и познавательный интерес у обучающихся; развитие вокально-хоровых навыков

Воспитывающие: воспитывать культуру слушания классической музыки

Вид урока: урок-размышление

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический.

Планируемые результаты изучения:

Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена

Музыкальный материал:

Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт»

«Баллада о солдате» муз.В.П.Соловьев-Седой, сл. М.Матусовский

«Баллада о гитаре и трубе» муз. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанский

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Ход урока.

1.Оргмомент.

Музыкальное приветствие

2. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлых уроках? (В.А.Моцарт, П.Чайковский). Какие произведения мы слушали? (молитва В.Моцарта «Ave, verum», 3-я часть сюиты №4 «Моцартианы» П.Чайковского)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова И.Гёте:

Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

3. Формулирование темы урока

На стр.138 прочтите тему урока «Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»





План:

- ознакомление с жанром программной увертюры;

- усвоение построения увертюры (сонатная форма);

- прослушивание увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена и разбор;

- выявление особенностей развития музыки в программной увертюре.

4. Работа над новым материалом.

Задание№1

- На уроках мы неоднократно говорили о таком жанре как увертюра? Вспомните, что такое увертюра?

Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю. Само слово переводится как вступление.

С какими увертюрами мы знакомы?

Ж.Бизе Увертюра к опере «Кармен», И.Дунаевский Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром программной увертюры, рождение которого связано с именем немецкого композитора Людвига ванн Бетховена (Слайд 1)

Именно он является основоположником нового симфонического жанра программной увертюры.

Программная увертюра – музыка вполне самостоятельная, в основе которой лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях.

Бетховенские увертюры представляют собой лаконичные инструментальные драмы, «маленькие трагедии» тесно связаны с идеей сюжетной пьесы. Во всем мире хорошо известна его увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт».

Иоганн Вольфганг Гёте – величайший поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель Германии. В трагедии Гёте нашли отражения драматические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества.

(Слайд 2)

Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание против испанского короля Филиппа II но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины.

Задание№2

- Увертюра «Эгмонт» написана в сонатной форме (Слайд 3)

Сонатная форма имеет следующие разделы: вступление, экспозиция, разработка, реприза и кода.

Запишите:

Экспозиция – это первая часть после вступления, где последовательно представлена главная и побочная темы.

Разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Темы, звучащие в экспозиции представлены с новых сторон, развиваются.

Реприза – повторное звучание двух основных тем.

Кода – заключительная часть увертюры.

5. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе

Задание№3

Ну а теперь мы послушаем и разберем каждую часть и тему увертюры «Эгмонт»

Начинается увертюра со вступления, где зарождается конфликт. Во вступлении показаны образы двух враждебных сил: испанского владычества и страдающего под их властью нидерландского народа.

Послушайте и определите характер каждой темы.

Слушание Вступление Увертюры «Эгмонт» (Ответы уч-ся)

Тема испанского владычества звучит мрачно, зловеще, воинственно, напряженно. Темп – медленный, ритм – синкопированный. Бетховен использовал ритм старинного испанского танца-шествия – сарабанда. Аккорды звучат у струнных в низком регистре. Создается образ жестоких завоевателей.

Тема нидерландского народа контрастна. По характеру – скорбная, стонущая, горестная, слышна интонация «вздохов».

Стенания и горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – её «запевает» гобой, к которой присоединяются другие деревянные духовые, а затем струнные.

Драматический прием, который использовал композитор – принцип контраста двух основных тем.

В экспозиции звучат главная и побочная темы

Главная - вырастает из темы нидерландского народа

(Слушание главной темы)

- Тема приобретает воинственный характер, уверенный, бодрый, борющийся. Композитор дает понять – угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.

Вслед за главной появляется побочная тема – образ завоевателей

(Слушание побочной темы)

- Эта тема гордая, но уже не такая властная, зловещая и величественна, как во вступлении.

В разработке и в репризе эти темы развиваются и повторяются. Противоборства тем приводит к трагическому концу – гибели Эгмонта.

(Слушание темы смерти Эгмонта)

- Музыка медленная, скорбная, застывшая, возвещающая о смерти Эгмонта.

А теперь предположите, какова же будет кода?

- Прочтите на стр.140 монолог Эгмонта (Чтение)

- Кода будет торжественная, победная, героическая, величавая.

(Слушание)

6. Закрепление.

В чем заключается драматургия произведения Л.Бетховена «Эгмонт»?

Драматургия заключена в остром столкновении двух образов.

7. Итог урока.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Как вы оцениваете свои знания?(самооценка, взаимооценка)

8. Домашнее задание.

Выучить, что такое понятие программная увертюра и какие разделы имеет сонатная форма.

Урок закончен! До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!