У.: Ребята, а что для вас искусство? Когда вы в последний раз бывали в художественной галерее? На выставке? Что вы ощущали, заходя в музей или концертный зал? Ученики делятся впечатлениями о посещениях музеев, галерей. У.: А пробовали ли вы, глядя на картину или слушая музыку, представлять себя на месте героя произведения? Вспомните, как в детстве вы сочувствовали героям сказок или рассказов. У вас есть любимые художественные произведения? Назовите их. Чем они вам понравились? Дети по цепочке выполняют задание учителя. У.: Образы персонажей раскрываются для нас при помощи различных средств. Каким языком говорит с нами искусство? Д.: Языком символов. У.: Правильно. Язык символов – это то, что нам с вами нужно понимать для правильной трактовки авторской задумки. Но бывало ли у вас так, что вы были в чем-то не согласны с автором? Дети высказываются. У.: Посмотрите еще раз на доску – на ней представлено высказывание английского поэта У. Шекспира: «Нет на земле живого существа Столь жесткого, крутого, адски злого, Чтоб не могла хотя б на час один В нем музыка свершить переворота». Мы с вами отлично знаем о том, что музыка – тот вид искусства, который наиболее глубоко способен тронуть душу человека. Сейчас задание – каждый подберет музыкальное произведение, которое помогло бы раскрыть смысл слов английского драматурга. Ученики выполняют задание У.: Ребята, давайте вспомним также о двух видах культуры. Кроме той, с которой мы встречаемся на уроках, есть и другая, предназначенная, как говорится, для толпы. Вспомните, как она называется. Д.: Массовая культура. У.: Верно, это массовая культура. Давайте выделим отличия массовой культуры от высоких духовных ценностей. Дети выполняют задание. У.: Как вы думаете, какие взгляды, вкусы и характер формирует массовая культура, а какие произведения высокого искусства? Ученики отвечают на вопросы, воспринимают разницу между двумя видами культур. У.: У меня есть для вас небольшая викторина: мы смотрим презентацию на компьютере, на которой будут представлены различные произведения искусства и культуры. Ваша задача – рассказать и объяснить, к какому виду культуры – массовой или высокой духовной они относятся, и почему вы сделали именно такой выбор. Просмотр презентации, коллективная и индивидуальная работа с фотографиями и репродукциями картин. |