Н.С. Лесков. «Левша».
Особенность проблематики и основная идея сказа.
Цели:
-
учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
-
обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
-
воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.
Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Коровин Н.Я., конспект урока, диагностический материал, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф, презентация «Тульские мастера», мультимедиа.
“…Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
её святых и праведников”.
М.Горький
Ход урока
1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания.
2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Мы с вами прочитали сказ Николая Семеновича Лескова “Левша”.
Тема урока:
«Особенность проблематики и основная идея повести».
Сейчас мы повторим пройденный материал: (работа в группах)
для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимательного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.
Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)
а) Конкурс внимательного читателя «Разгадай кроссворд».
б) проверка на знание литературных терминов:
Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
Основная часть урока.
3. Этап постановки темы, цели, задач урока.
Запись темы урока : Н.С. Лесков. «Левша».
Особенность проблематики и основная идея повести.
Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:
Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».
Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького «…Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.
М.Горький
На доске написаны вопросы:
Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?
Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.
Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. Развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например, анализ чувства долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера, проблема неграмотности простого народа, проблема преклонения перед иностранным, проблема бесправия простого народа).
Идея - главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).
Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:
Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.
4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Устная работа по теории литературы.
– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений.)
– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?
(1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа).
Например: Кунсткамера
Кизлярка
Нимфозория
Дансе
Тугамент
Мелкоскоп
Озямчик
Грандеву
Долбица
Свистовые
Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.
– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками.
(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)
-
Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний, постановка проблемного вопроса.
-
Кто такой праведник: вспомните из православия.
Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.
В тетеради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:
ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).
– А какие Заповеди Божии знаете вы?
В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:
Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.
– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.
ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства. (Вывод записывается в тетрадь.)
– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)
Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?
Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:
Обобщить! (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан. Талантливость и скромность мастера).
Презентация о тульских умельцах.
Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)
Физкультминутка
– И так: является ли Левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.
Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.
– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?
На доске и в тетрадях появляется запись:
Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.
Работа с пословицами.
Какая из пословиц созвучна теме урока?
Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.
(Записывается в тетрадь.)
Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.
– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.
(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)
6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.( Можно дать в качестве домашнего задания).
Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):
А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.
Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.
В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.
Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.
Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.
– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?
(Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
3. “вера у нас полнее”)
-
Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Какова же проблематика данного сказа?
Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным.
Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, — и чем-нибудь отведет”.
А какова идея сказа: показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.
А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом). Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.
Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ
Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.
8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.
Диагностика фактологических знаний учащихся. Выставление оценок.
9. Домашнее задание: Написать ответ на вопрос: в чем актуальность сказа Н.С. Лескова «Левша» в настоящее время? Подготовиться к сочинению (на выбор):
-
Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).
-
«Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»
Приложение 1
Диагностика фактологических знаний учащихся
Ф.И. учащихся | Конкурс внимате- льного ного читателя | Решение теста | Ответы на вопро-сы | Литерату- рные термины | Коммен- тарий ил- люстрац. | Работа в тетради | Оценки за урок |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
О – отлично Х – хорошо У – удовлетворительно
7