СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: "Анализаторы слуха и равновесия".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: "Анализаторы слуха и равновесия".»

Тема: «Анализаторы слуха и равновесия».

Цель:

1.Закрепить понятие «анализатор», строение органа зрения. 
2. Изучить строение и физиологические особенности анализаторов слуха и равновесия. 
3. Оценить значимость органа слуха. 

Оборудование: таблица « Анализаторы слуха и равновесия»; модель уха, рисунки; тестовые задания; презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. 

  1. Заполните кроссворд. №2.

    1. Чем покрыт глаз с передней стороны?

    2. Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида?

    3. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?

    4. Где находится зрительная зона?

    5. Двояковыпуклая линза.

(Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка, затылочная доля, хрусталик)



  1. Биологический диктант. №3.

Орган зрения образован глазным ____________ и вспомогательным _____________. _____________ _____________ может двигаться благодаря шести глазодвигательным _______________. __________ - небольшое отверстие, через которое в глаз попадает свет. ____________ и ________________ являются преломляющим аппаратом глаза. Рецепторы ( светочувствительные клетки - ______________ и _____________ ) находятся в _____________.



III. Закрепление знаний.

  1. Что такое анализатор?

  2. Как устроено глазное яблоко?

  3. Как возникают близорукость и дальнозоркость?

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Отгадывание загадок.

  1. Распустился цветок,
    Лепесток на лепесток,
    Без стебля и без корня
    Растёт на склоне.
    (Ухо)

  2. Самый лучший на свете слушатель. (Ухо)

  3. В маленьком домике –
    Круглое окно,
    Никого не видно,
    В домике темно.
    Там живёт сова:
    Глаз не смыкает,
    Ловит слова.
    (Ухо)

Правильно ребята, вы наверное догадались о чем мы будем сегодня говорить на уроке - о слухе.

Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.

Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16-29 тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.

Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде.

4.

Орган слуха



Наружное среднее внутреннее.

(ушная раковина, (слуховые косточки) (улитка)

наружный слуховой проход).



Функция наружного уха - улавливание звуков и их проведение к барабанной перепонке. Оно состоит из ушной раковины, образованной хрящом со многими завитками, и наружного слухового прохода, идущего до среднего уха и богатого железами, выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которой выводится наружу пыль и грязь.

Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.



5.

Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см3), в которой расположены три слуховые косточки.

Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания.

Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г.

Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.





6-7

Во внутреннем ухе имеется полость в виде спирали - улитка, отграниченная от среднего уха овальным отверстием. Улитка делится на две мембраны - вестибулярную мембрану и основную мембрану, разделенную, в свою очередь, на три отдела, заполненных жидкостью.

Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве.

Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом.

Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа.

Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.



рис. 3

№8.

Части уха

Строение

Функции

Наружное

Ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка

Защита (выделение серы)

Улавливание и проведение звуков

Среднее

Слуховые косточки:

  • молоточек

  • наковальня

  • стремечко

Евстахиева труба

Косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз.

Евстахиева труба - выравнивание давления в среднем ухе.

Внутреннее

Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с полостью и жидкостью, кортиев орган

Слуховые рецепторы кортиева органа преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые идут в слуховую зону КБП

Орган равновесия: 3 полукружных канала, отолитовый аппарат

Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону КБП

9.

Как же работает слуховой анализатор?

Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке.

Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях



10.

У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью.

Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток.

При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны , то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.



11-12.

Искусственные длительные звуки высоких тонов приводят к угнетению и гибели животных и растений. Звук пролетающего сверхзвукового самолета угнетающе действует на пчел (они теряют ориентировку и прекращают полеты), убивает их личинки, от него лопается скорлупа яиц в птичьих гнездах.



Слишком много сейчас «меломанов», все достоинства музыки видящих в ее громкости. Не задумываясь, что их близкие страдают от этого. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно – сосудистой системе.

Нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте.

При ангине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызывать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннему уху. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.



Причина

Последствия

Повреждение слухового нерва

Нарушение передачи импульсов в слуховую зону.

Образование серной пробки

Нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху

Сильные резкие звуки (взрыв)

Разрыв барабанной перепонки

Постоянные громкие шумы

Снижение эластичности барабанной перепонки

Инородные тела

Отек среднего уха

Патогенные микроорганизмы

Воспаление среднего уха (отит)



13.

Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым.

Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ.

Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения

Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.





V. Закрепление знаний.

  1. Учащиеся выполняют задания рубрик «Какие утверждения верны? На с. 84 учебника.

  2. «Рассмотрите рисунок» на с. 84 и «Выберите правильный ответ»на с.85

Обобщение.

Тестовые задания.

  1. Чем заполнена полость внутреннего уха?

    1. воздух

    2. жидкость

    3. вакуум

  2. Как соединены слуховые косточки?

    1. подвижно

    2. неподвижно

    3. полуподвижно

  3. Орган равновесия.

    1. три полукружных канала

    2. отолитовый аппарат

    3. евстахиева труба

  4. Посредством чего передаются звуковые колебания от стремечка к волоконцам улитки?

    1. воздух

    2. мембрана

    3. жидкость

    4. прямой контакт

  5. Что находится во внутреннем ухе?

    1. ушные косточки

    2. улитка

    3. полукружные каналы

    4. отолитовый аппарат

  6. Самые маленькие кости.

    1. лопатки

    2. ребра

    3. слуховые косточки : молоточек, наковальня, стремечко

    4. позвоночник

Ответы: (1-б; 2-а; 3-а,б; 4-б,в; 5-б,в,г; 6-в)

Оценивание работы учащихся.

Задание на дом:

  • изучить текст учебника на с. 80-83;

  • уметь показать на рисунке части анализатора слуха.



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!