СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему «Композиционный центр в иллюстрации к литературному произведению»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по предмету «Композиция станковая»: «Композиционный центр в иллюстрации к литературному произведению». Класс: 4

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему «Композиционный центр в иллюстрации к литературному произведению»»










План-конспект открытого урока

по предмету «Композиция станковая»:

«Композиционный центр в иллюстрации

к литературному произведению»

Класс: 4

Преподаватель: Сатиева Р.Р.



















План-конспект открытого урока по предмету

«Композиция станковая» на тему:

«Композиционный центр в иллюстрации

к литературному произведению»

Класс: 4

Цель: выполнить единую и целостную композицию на основе соподчиненности и гармонии.

Задачи:

Обучающие: изучение различных методов выделения сюжетного центра в станковой композиции, знакомство с новыми терминами, композиционными средствами и приемами;

Развивающие: развитие художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;

Воспитывающие: воспитывать познавательный интерес, аккуратность, усердие.


Оборудование:

для учащихся: карандаши разной мягкости, цветные карандаши, фломастеры, бумага А-4.

для учителя: наглядные пособия.


Структура урока:

1. Орг.момент.

2. Основная часть:

- Сообщение новой темы и постановка цели.

- Актуализация знаний и введение новых знаний.

- Самостоятельная работа учащихся.

3. Итог урока: опрос, обсуждение


Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Все готовы к сегодняшнему уроку?

2. Основная часть:

Тема нашего сегодняшнего урока - «Композиционный центр в иллюстрации к литературному произведению». Как следует из названия, сегодня мы с вами проиллюстрируем любое, на ваше усмотрение, художественное произведение (сказка, рассказ, повесть, стих).

- Для начала давайте вспомним, что же такое «композиция» в изобразительном искусстве?

Слово «композиция» переводится с латинского языка как составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое.

- Какую задачу художник решает в композиции прежде всего? Раскрытие главной идеи. Т.е. композиция — это определенное расположение компонентов картины с целью раскрытия главного.

- Каковы основные законы композиции?

Целостность, равновесие (баланс), соподчинение.

Закон Целостности: картина должна восприниматься, как единое целое, а не набор отдельных элементов (Пример 1). Из хорошей продуманной картины ничего нельзя убрать, заменить или добавить без вреда для общего замысла.

Закон равновесия тесно связан с распределением визуального веса каждого объекта и элемента композиции на её формате таким образом, чтобы композиция была уравновешенной (Пример 2).

Закон соподчинения означает, что в целостной композиции есть элементы главные (более важные), и есть второстепенные, как бы подчинённые главным. Элементы, которые ощущаются в композиции главными по смыслу, и берут на себя роль композиционного центра (Пример 3).

- Кто помнит, что такое композиционный центр?

Композиционный центр – это самое главное в произведении, основной акцент, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины.

Он наиболее заметен среди других участков картины и привлекает зрителя быстрее и сильнее, чем все остальное. Второстепенные части подчиняются главному, и не должны вызывать у смотрящего такой же интерес как композиционный центр.

Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц.

Второстепенные герои и события помогают главному герою раскрыть свои качества. Главный герой всегда выделяется среди остальных и взгляд зрителя первым падает именно на него в грамотно построенной композиции.

- Но как же выделить композиционный центр?

Способы выделения композиционного (сюжетного) центра картины:

1. Световой акцент. Акцент – (лат. «ударение») – выделение одного элемента среди прочих для большей выразительности композиции. Ну, с освещенностью все понятно, если на картине темно, то место, где появляется источник освещения, автоматически притягивает внимание и становиться композиционным центром (Пример 4).

2. Цветовой акцент. Выделение главного с помощью цвета, контраста цветов.

3. Размер. Увеличение или уменьшение основного в картине, противопоставление.

4. Форма.

Сегодня мы выполним иллюстрации к литературному произведению.

- Как вы думаете, что такое иллюстрация? (Картинки в книгах).

Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа. Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски.

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое.

- Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? 

Художник – иллюстратор.

Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

В современном мире очень много художников-иллюстраторов. Кто-то так же иллюстрирует литературные произведения, но очень много тех, кто иллюстрирует в коммерческих целях различные ситуации из жизни. Такую иллюстрацию называют коммерческой (ее используют в основном для рекламы).

Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки.  Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника. Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу. А вот Баба - Яга из сказки «Василиса Прекрасная» (Пример 6). В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника – изображение занимает полностью всю поверхность листа, четко очерченные контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев, детально разработаны узоры. Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. 

- Какие русские народные сказки вы любите?

Детям предлагается взять свою любимую сказку с выставки книг.

Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать? 

Индивидуальные ответы /2-3 ребенка/ Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки.

Практическая работа.

После выбора сюжета из русских народных сказок приступаем к иллюстрированию выбранного вами эпизода. Еще раз обращаем внимание на то, что иллюстрировать нужно самые важные, острые моменты произведения. Обычно главные герои сказки выделены цветовым пятном, линией.

Работа учеников над иллюстрацией начинается с выполнения композиционных эскизов. Продумывая сюжет, художественно – образное содержание композиции каждый ученик может выполнить 2-3 эскиза. В них он должен будет использовать уже знакомые ему средства художественной выразительности.

Выбираем лучший эскиз, используя акварель, гуашь. По ходу работы рассматриваю работы учащихся, помогаю найти и исправить ошибки в композиции.

1. Выбор формата по высоте – придает строгость, монументальность, ощущение большого пространства, в ширину как бы приземляет, позволяет развернуть действие по горизонтали.

2. Выбор точки зрения, высокий и низкий горизонт.

3.Выделение композиционного центра:

- а/ на переднем плане главные герои выделяются более крупным размером по отношению к остальным персонажам, используются контрасты (большого и маленького, светлого и темного);

- б/ на заднем плане главные герои выделяются ярким цветовым пятном, подчеркиваются линией.

Колористическое решение. Оно будет зависеть от темы и настроения выбранного сюжета, цвет и тон помогают передать идею эскиза, состояние радостное, тревожное, печальное или зловещее.

3. Итог урока:

Завершаем урок показом лучших работ учащихся за данное занятие. Провожу обсуждение достоинств и недостатков детских работ.

Вопросы для повторения:

- Какие основные законы композиции мы сегодня прошли?

- Как выделить композиционный центр?

- Что такое доминанта?

-Что такое субдоминанта?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!