урок 1 1 - 12 Тема: «Ткани растений».
Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции; продолжить формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать; работать с микроскопом и микро-
препаратами.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
3. Понятие «ткань» и «межклеточное вещество».
4. Растительные ткани. Строение и функции.
5. Лабораторная работа
6. Закрепление. Итоги урока.
Оборудование: учебники, микроскопы, микропрепараты «Поперечный срез листа камелии», «Строение корня», рельефная таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа», рисунки в учебнике по данной теме. ИКТ.
ход уроков
1. Тестирование по предыдущей теме.
Тест:
1. Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом?
а) Митоз; б) мейоз.
2. Сколько клеток образуется в результате митоза (1) и мейоза (2)?
а) Одна; в) три;
б) две; г) четыре.
Биологический диктант (проверка терминов): митоз, мейоз, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, веретено деления, интерфаза, хроматиды и т. д.
2. – Давайте снова вспомним и перечислим все известные вам основные свойства живого организма. (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие).
– Мы на уроках уже неоднократно доказывали, что все эти свойства проявляются уже на клеточном уровне организации живой материи. И одноклеточный организм (как единая система) должен все эти процессы осуществлять как бы в «одном лице», то есть одна единственная клетка должна все это уметь делать. Но это самый простой, самый низкий уровень организации жизни. В ходе эволюции, то есть в ходе исторического развития всего живого на Земле, шел процесс постоянного поиска, усовершенствования, усложнения организации живого.
Эволюция – историческое развитие живого на Земле.
Уровни организации жизни:
1. Клеточный.
2. тканевый.
3. организменный.
И т. д.
Организмы:
1 – одноклеточные,
2 – колониальные,
3 – многоклеточные.
Так, на смену клеточным организмам сначала пришли колониальные формы, а потом многоклеточные, более совершенные и развитые. Так появились новые, более сложные уровни организации жизни – тканевый и организменный.
Сегодня мы будем говорить о тканях, образующих организм растения.
3. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, происхождению, выполняемым функциям, и межклеточного вещества, выполняющая в организме определенную роль.
– Клетки без соединяющего их вещества не могут образовать единую ткань, единое целое.
4. Растительные ткани:
1. Образовательная (зародыш).
2. Покровная (кожица, пробка).
3. Механическая (скорлупа грецкого ореха).
4. Проводящая (сосуды).
5. Основная (мякоть листа).
– Все многоклеточные организмы очень разнообразны, и разнообразие тканей растений подчеркивает это. В свою очередь, разнообразие тканей растительного организма обеспечивается особенностями строения и функциями клеток, образующих их. Это можно выразить в такой зависимости: клетка → ткань → орган → растение.
– Итак, составим сравнительную таблицу по тканям растительного организма.
Сравнительная характеристика тканей растений
Название ткани | Место расположения | Особенности строения | Выполняемые функции |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Образовательная | Кончик корня побега, зародыш | Клетки мелкие с крупными ядрами, совсем нет вакуолей | Постоянное деление, обеспечение роста растения |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Покровная | Кожица листа, пробковые слои стволов деревьев | Клетки могут быть живые и мертвые. Оболочки толстые, прочные. Плотно соединены друг с другом | 1. Защита от повреждений, неблагоприятных воздействий. 2. Связывает растение с внешней средой: а) устьица; б) чечевички (дыхание и испарение) |
3. Механическая | Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса, волокна стебля | Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками. Живое содержимое часто отсутствует. Особые каменистые клетки. Волокна | 1. Опорная функция. 2. Защитная функция. |
4. Проводящая | Корень, стебель, лист | Клетки могут быть как живыми (ситовидные трубки), так и мертвыми (сосуды), вытянутые в длину | Проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами |
5. Основная | Мякоть листа и плодов, сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры | В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты | 1. Фотосинтез. 2. Запас питательных веществ |
5. – А теперь перейдем к практической части изучения темы.
– выполните по инструктивной карточке лабораторную работу и оформите отчет по ней. (Работают с микроскопами, рассматривают микропрепараты, делают зарисовки и оформляют отчет по лабораторной работе).
Лабораторная работа № 1
Тема: «Ткани растений. Микропрепарат "Корневой чехлик и корневые волоски"»
Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.
Ход работы
1. Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в 56х, а затем при 120х.
2. Найти корневой чехлик и корневые волоки.
3. Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
4. Сделать выводы по лабораторной работе.
Лабораторная работа № 2
Тема: «Ткани растений. Микропрепарат "Поперечный срез листа камелии"»
Цель: установить связь между особенностями строения тканей и выполняемыми функциями на примере тканей листа камелии.
Ход работы
1. Рассмотреть поперечный срез листа камелии при увеличении 56х. На препарате найти кожицу с устьицами. На какой стороне листа находятся устьицы?
2. Рассмотреть прозрачные, бесцветные ткани верхней кожицы листа. Какова форма клеток? Есть ли между ними межклетники?
3. Найти между верхней и нижней кожицей листа клетки мякоти или основной ткани. Почему эти клетки имеют зеленый цвет?
4. Рассмотреть наиболее крупный проводящий пучок в центре листа. В его верхней части располагаются сосуды, по которым проходит вода с минеральными веществами. Ниже располагаются ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ. Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолщенную оболочку. Какое значение имеют эти волокна?
5. Сделать рисунок и подписи к нему.
6. Оформить лабораторную работу и записать выводы.
6. – Можно ли по строению клеток и по месту их расположения определить к какой ткани они относятся и какие функции выполняют?
– Проводится небольшая тестовая проверка или биологический диктант.
Примеры тестов:
1. Прочность и упругость корня обеспечивает:
а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.
2. Какова функция кожицы в растении?
а) Придает растению форму.
б) Способствует продвижению органических веществ.
в) Придает растению прочность и упругость.
г) Защищает внутренние ткани от потери воды, проникновения пыли, микробов.
Домашнее задание. Изучить § 5 (до материала «Ткани животных»), таблицу, дооформить лабораторные работы.
Ссылка на лабораторную работу.
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/