СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: "Ткани растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

изучить особенности строения тканей растительных организмов

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: "Ткани растений"»

урок 1 1 - 12 Тема: «Ткани растений».

Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов; сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции; продолжить формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать; работать с микроскопом и микро-
препаратами.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

3. Понятие «ткань» и «межклеточное вещество».

4. Растительные ткани. Строение и функции.

5. Лабораторная работа

6. Закрепление. Итоги урока.

Оборудование: учебники, микроскопы, микропрепараты «Поперечный срез листа камелии», «Строение корня», рельефная таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа», рисунки в учебнике по данной теме. ИКТ.

ход уроков

1. Тестирование по предыдущей теме.

Тест:

1. Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом?

а) Митоз; б) мейоз.

2. Сколько клеток образуется в результате митоза (1) и мейоза (2)?

а) Одна; в) три;

б) две; г) четыре.

Биологический диктант (проверка терминов): митоз, мейоз, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, веретено деления, интерфаза, хроматиды и т. д.


2. – Давайте снова вспомним и перечислим все известные вам основные свойства живого организма. (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие).


– Мы на уроках уже неоднократно доказывали, что все эти свойства проявляются уже на клеточном уровне организации живой материи. И одноклеточный организм (как единая система) должен все эти процессы осуществлять как бы в «одном лице», то есть одна единственная клетка должна все это уметь делать. Но это самый простой, самый низкий уровень организации жизни. В ходе эволюции, то есть в ходе исторического развития всего живого на Земле, шел процесс постоянного поиска, усовершенствования, усложнения организации живого.

Эволюция – историческое развитие живого на Земле.

Уровни организации жизни:

1. Клеточный.

2. тканевый.

3. организменный.

И т. д.

Организмы:

1 – одноклеточные,

2 – колониальные,

3 – многоклеточные.

Так, на смену клеточным организмам сначала пришли колониальные формы, а потом многоклеточные, более совершенные и развитые. Так появились новые, более сложные уровни организации жизни – тканевый и организменный.


Сегодня мы будем говорить о тканях, образующих организм растения.

3. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, происхождению, выполняемым функциям, и межклеточного вещества, выполняющая в организме определенную роль.

– Клетки без соединяющего их вещества не могут образовать единую ткань, единое целое.


4. Растительные ткани:

1. Образовательная (зародыш).

2. Покровная (кожица, пробка).

3. Механическая (скорлупа грецкого ореха).

4. Проводящая (сосуды).

5. Основная (мякоть листа).

– Все многоклеточные организмы очень разнообразны, и разнообразие тканей растений подчеркивает это. В свою очередь, разнообразие тканей растительного организма обеспечивается особенностями строения и функциями клеток, образующих их. Это можно выразить в такой зависимости: клетка → ткань → орган → растение.

– Итак, составим сравнительную таблицу по тканям растительного организма.

Сравнительная характеристика тканей растений

Название

ткани

Место

расположения

Особенности
строения

Выполняемые
функции

1

2

3

4

1. Образовательная

Кончик корня побега, зародыш

Клетки мелкие
с крупными ядрами, совсем нет вакуолей

Постоянное деление, обеспечение роста растения

Окончание табл.

1

2

3

4

2. Покровная

Кожица листа, пробковые слои стволов деревьев

Клетки могут быть живые и мертвые. Оболочки толстые, прочные. Плотно соединены друг с другом

1. Защита от повреждений, неблагоприятных воздействий.

2. Связывает растение с внешней средой:

а) устьица;

б) чечевички (дыхание и испарение)

3. Механическая

Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса, волокна стебля

Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками. Живое содержимое часто отсутствует. Особые каменистые клетки. Волокна

1. Опорная функция.

2. Защитная функция.

4. Проводящая

Корень, стебель, лист

Клетки могут быть как живыми (ситовидные трубки), так и мертвыми (сосуды), вытянутые в длину

Проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами

5. Основная

Мякоть листа и плодов, сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры

В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты

1. Фотосинтез.

2. Запас питательных веществ



5. – А теперь перейдем к практической части изучения темы.

– выполните по инструктивной карточке лабораторную работу и оформите отчет по ней. (Работают с микроскопами, рассматривают микропрепараты, делают зарисовки и оформляют отчет по лабораторной работе).

Лабораторная работа № 1

Тема: «Ткани растений. Микропрепарат "Корневой чехлик и корневые волоски"»


Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.


Ход работы

1. Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в 56х, а затем при 120х.

2. Найти корневой чехлик и корневые волоки.

3. Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.

4. Сделать выводы по лабораторной работе.


Лабораторная работа № 2

Тема: «Ткани растений. Микропрепарат "Поперечный срез листа камелии"»


Цель: установить связь между особенностями строения тканей и выполняемыми функциями на примере тканей листа камелии.


Ход работы

1. Рассмотреть поперечный срез листа камелии при увеличении 56х. На препарате найти кожицу с устьицами. На какой стороне листа находятся устьицы?

2. Рассмотреть прозрачные, бесцветные ткани верхней кожицы листа. Какова форма клеток? Есть ли между ними межклетники?

3. Найти между верхней и нижней кожицей листа клетки мякоти или основной ткани. Почему эти клетки имеют зеленый цвет?

4. Рассмотреть наиболее крупный проводящий пучок в центре листа. В его верхней части располагаются сосуды, по которым проходит вода с минеральными веществами. Ниже располагаются ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ. Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолщенную оболочку. Какое значение имеют эти волокна?

5. Сделать рисунок и подписи к нему.

6. Оформить лабораторную работу и записать выводы.


6. – Можно ли по строению клеток и по месту их расположения определить к какой ткани они относятся и какие функции выполняют?

– Проводится небольшая тестовая проверка или биологический диктант.

Примеры тестов:

1. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;

б) проводящая ткань;

в) механическая ткань.

2. Какова функция кожицы в растении?

а) Придает растению форму.

б) Способствует продвижению органических веществ.

в) Придает растению прочность и упругость.

г) Защищает внутренние ткани от потери воды, проникновения пыли, микробов.

Домашнее задание. Изучить § 5 (до материала «Ткани животных»), таблицу, дооформить лабораторные работы.

Ссылка на лабораторную работу.

http://biolicey2vrn.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!