СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока «Натюрморт в импрессионистической манере»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Натюрморт в импрессионистической манере»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №6 Г. БРЯНСКА»









ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА



Тема: «Натюрморт в импрессионистической манере»

Образовательная область: живопись

Предмет: декоративно-прикладное творчество

Класс: 2





Дата проведения: февраль 2023



Преподаватель: Рубленко Т.Г.









Белые Берега

2023

План урока:

1. Организационный момент:

- проверка готовности к уроку (установка мольберта и материалов, необходимых для работы)

2. Вступительная беседа:

- приветствие

- определение понятия «живопись»

- «импрессионизм» - история возникновения

- известные художники-импрессионисты

3. Объснение нового материала:

- особенности рисования с натуры

- технические приемы особой техники

4. Практическая часть:

- работа гуашью

- показать атмосферу света и цвета посредством раздельного мазка

5. Анализ работ:

- выставка работ, определение наиболее удачных моментов



 





















Цель  урока:

-расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного и цветового решения.

 

 Задачи урока:

Обучающие задачи:

- выполнить изображение натюрморта с натуры в цвете;

- изучить богатство выразительных возможностей цвета в живописи;

- научить различать и анализировать работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморт;

- посредством цвета и новых технических приемов научить детей передаче чувств и эмоций на бумаге;

- привить интерес к изучению нового материала;

-научить чувствовать настроение в картине;

-изучить многообразие и богатство выразительных возможностей цвета.

Развивающие задачи:

- развивать зрительные представления и впечатления от натуры;

- развивать чувство пропорции, соразмерности; - развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать; - развивать приемы работы гуашью;

- формировать умение выбирать подходящую цветовую гамму, создавать настроение в натюрморте с помощь цвета;

- развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи; - формировать умение выявлять объем предметов с помощью цвета.

-развить интерес к произведениям искусства, готовность творчески работать и мыслить образами;

-развить наблюдательность, умение анализировать произведения искусства, сравнивать, обобщать , видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическую восприимчивость;

- воспитывать художественный вкус при выполнении натюрморта;

- воспитывать способность видеть и понимать прекрасное;

 - воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”;

- воспитывать культуру труда.



Тип урока: комбинированный  (изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала)

Материально-техническое оснащение урока:

Зрительный ряд: учебные таблицы и материалы по цветоведению (цветовой круг), образцы выполненных работ (этюды и упражнения в технике «мазок»)

Репродукции: Ван-Гог «Звездная ночь», «Подсолнухи». Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», «Дама с зонтиком, повернувшая налево», Ренуар «Натюрморт с букетом и веером».

 

Оборудование:

Для детей: формат А3, закрепленный на мольберте, гуашь, кисти,  палитра, баночка с водой.

Для учителя: наглядные пособия, репродукции натюрмортов импрессионистов, краски, кисти, бумага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Ход урока:

Организационный момент

 Организация рабочего места.

- проверка правильного размещения учащихся за мольбертами, всем ли хорошо видна постановка, удачны ли ракурсы;

- проверка необходимых материалов для работы.

 

Вступительная беседа.

- Здравствуйте, ребята!  - Сегодня у нас урок живописи.

- Что же такое “ Живопись”? (ответы детей)  Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность.


- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- (ответы детей) Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр, бытовой, батальный, исторический.
- Хорошо ребята, правильно.

- Тема сегодняшнего урока: Натюрморт с натуры.

- Как вы понимаете слово «натюрморт»?

( ответы детей, говорят свои предположения)

 

     Натюрмортом называют картины, на которых художники изображают различные предметы обихода, фрукты, овощи и цветы и т.д.

 

     У нас будет не простой натюрморт, а выполненный в особой технике - импрессионизм. Откуда появилось это название? И что оно означает? Импрессионизм - означает впечатление. Цель художника-импрессиониста — не изображение самой действительности, в своей работе он передает собственное впечатление от того, что видит, атмосферу происходящего в определенный момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от чёрного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение. Техника импрессионистов в конце 19 века произвела революцию среди художников, это было время, когда процветала школа академического рисунка и живописи, с четким построением и правильными формами.  Мы познакомимся с художниками, которые писали в этой технике.

Картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».



Еще один удивительный художник, который рисовал волшебные солнечные картины. Винсе́нт  Ван Гог— нидерландский художник - «Подсо́лнухи название двух циклов его картин. Он изображает букет подсолнухов вазе.  

Давайте рассмотрим картину Моне.

Прошу вас  повнимательнее  присмотритесь, проанализируйте.

Данная картина называется - "Дама с зонтиком повернувшаяся налево".

Она очень необычная. Что вы можете сказать о ее цвете, о композиции? Обратите внимание на освещение в этой картине. Что вы можете сказать об этом? (ответы детей)

- Солнце красиво освещает ее спину и т.д.

- Синяя краска свободно размыта поверх белой так, что один цвет проникает в другой, создавая ощущение стремительного движения облаков по небу.

- Затененное зонтиком лицо женщины написано туманно, в самых общих чертах. Моне стремился в первую очередь передать впечатление от этой дамы, а не написать ее точный портрет.

- Энергичные мазки передают пробегающий по траве порыв ветра. Моне широко использовал различные манеры письма, стараясь добиться нужного ему эффекта.

    Импрессионисты писали свои работы очень быстро, чтобы успеть за полетом своей фантазии, они писали картины на одном дыхании,  зачастую это были пленэрные работы, а для многих людей их картины вообще напоминали этюды.

     Импрессионисты стремились изобразить видимый мир во всем богатстве сверкающих красок, в присущей ему постоянной изменчивости и воссоздать единство человека и окружающей его природы. Давайте обратим свое внимание на доску и посмотрим на картину Ренуара. Картина называется "Натюрморт с букетом и веером".1971г.

Натюрморты с цветами не были главной творческой темой Ренуара. Тем не менее, он написал достаточно много таких картин. Таким образом можно было расслабиться после написания более серьёзных полотен. Кроме этого, по признанию самого Ренуара, натюрморты легко пишутся и неплохо продаются, так что таким образом можно было зарабатывать себе на жизнь. «Натюрморт с букетом и веером» является одним из самых известных натюрмортов Ренуара. Ваше впечатление о картине? (ответы детей)   

       Некоторые из работ яркие, но в основном они расплывчатые, какие-то не четкие. Можно сказать - мутные.

   Да, вы правильно заметили, что они немного расплывчатые, особенно края, они не четкие.

    Поэтому на этом уроке мы с вами напишем натюрморт в свободной манере, без четкого построения.

 











Объяснение нового материала

Прежде, чем начать рисовать - рассмотрим внимательно натюрморт: каковы его особенности, чем он отличается от других, в чем его привлекательность?

 

(Перед нами стоит кувшин и отрезанная часть тыквы. Форма кувшина простая. Особенно интересно сочетание цветов - контрастное, кувшин холодный-голубой, тыква яркая оранжевая. Контрастный краплачный фон) Обратите внимание на боковое освещение , оно теплое.

      Ваша задача - отойти от привычной академической живописи, не отвлекаясь на построение рисунка. Так как мы заранее наметили очертания главных предметов, то сразу начинаем работу цветом.

        Смотрите сразу на все предметы, сопоставляйте цвет с цветом. Глядя на натюрморт - нужно определить - какие части его ясно выделяются, почему и как изменяются форма, размеры и направление других частей;

 















Практическая часть:

Выполнение работы должно идти от общего к частному. Этапы написания дети пишут):

Не забываем про метод раздельного мазка, которым писали импрессионисты, они, как известно, исключили чёрную краску из своей цветовой палитры.

Они использовали лишь остальные основные и дополнительные цвета спектра. Стоит вспомнить, что импрессионистическая живопись построена на сочетании контрастных мазков краски, которые смешиваются в глазу у зрителя. Оптическое смешение этих цветов и создаёт цвет на картине.

Например, мазок жёлтого и мазок синего в глазу у зрителя создают зелёный цвет. Рефлексы позволяют ощутить свет и красочность цвета.



Во время практической работы:

- контроль за организацией рабочего места,

- контроль за правильностью выполнения приемов работы,

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,

- контроль за объемом и качеством выполненной работы.

Подведение итогов урока.

   Ребята, мы заканчиваем. У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. (Преподаватель называет самые яркие натюрморты (при этом без внимания не остаётся ни одна работа).

Выставка работ. Выделяются наиболее грамотно выполненные работы. Выполняется анализ работ, разбираются отдельные (типичные) ошибки.



 

 Анализ работы:

учитель акцентирует внимание на художественных приёмах, с помощью которых цветы получились такими яркими:

- Мы использовали необычность системы, которой владели импрессионисты, это связь цвета и освещенности. Освещенность и цвет – уже не являются самостоятельными характеристиками, они объединяются в единое целое, мы правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования  гуаши, я вижу, что вы справились.

      Я надеюсь, что вы запомнили, что натюрморт это (ответы детей)… изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. А также вы сможете узнать полотна великих импрессионистов ,(дети называют имена художников) их работы показали как ярок, чист и интересен этот мир.

     Вы хорошо поработали, спасибо за урок!



Список литературы:

 

1.Роберт Уоллейс «Мир Ван-Гога».

2.Сьюзи Ходж «Ренуар. Жизнь и творчество».

3.Джон Ревалд «История импрессионизма».

4.О.В .Ильина. К.Ю. Бондаренко  «Цветоведение и колористика».

 

 

 

 





















Импрессионизм стал началом современного искусства

Понятие современного искусства появилось с 1860 года, когда отверженные художники стали объединяться в группы и устраивать собственные выставки в Париже. Арт-критики обозвали их импрессионистами, от слова (фр. impressionnisme, от impression — впечатление). Как ни парадоксально, но на выставки импрессионистов посетителей приходило гораздо больше, чем на официальные академические вернисажи. Это не значит, что народ сразу оценил и понял творчество импрессионистов. Большинство обывателей приходило просто посмеяться или повозмущаться на тему «современного» искусства.

Что же так раздражало и шокировало публику в те времена?

Все дело в том, что импрессионисты стали впервые изображать мир таким, каков он является на самом деле, а не таким, каким мы его себе представляем. Проще говоря, мы привыкли думать, что небо голубое, трава зеленая, а море – синее. Но при этом так же часто, как и эти цвета, мы видим и желтую траву, и розовые облака, и красное море на закате. Но почему-то на тот момент это было неузнаваемым. Это шокировало людей.

Чем импрессионисты отличаются от привычных мастеров?

Если мы сравним, к примеру, Айвазовского и Клода Моне, мы увидим колоссальную разницу в изображении воды. Айвазовский изображает море застывшим во времени. Эти хрустальные тщательно выписанные капли зависли в воздухе. Их можно поворачивать в пространстве и разглядывать детально. Секунда — и время замерло.

Когда мы видим в музее картину Моне, там сначала невозможно разобрать, что изображено. Огромное количество точек, разноцветных мазков. Потом постепенно отходя на определенное расстояние от картины, мы начинаем прозревать – появляется пруд, вода, кувшинки. Мир на картине меняется так же, как в природе. Как и на воздухе, мы не сможем увидеть такой же точно рассвет или закат, ведь в разные мгновения мир неповторим. Так же как и на полотнах Моне. Любую его картину невозможно увидеть такой же, как мы ее видели секунду назад. Она меняется прямо у нас на глазах. Как воздух. Как время.

В чем особенность живописи импрессионистов?

Импрессионисты не делали четких контуров. Они создавали мир мазками, точками, штрихами. Их картины как будто состоят из молекул. Почти все они писали на природе, у них была такая возможность, потому что в то время как раз придумали краску в тюбиках, и ее можно было брать повсюду с собой. До этого художники носили краску в специальных кожаных мешочках. Импрессионисты изображали сам эффект зрения. Отпечаток картинки на сетчатке глаза. Они опирались на оптическую медицину, на физику, на разные точные науки, изучающие зрение человека.

Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.

Особенности импрессионизма

Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:

- конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения;

- акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях;

- сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится;

- визуальные эффекты. Это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости;

- жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных.

Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен.























Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”.

Живопись” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность.

Жанры живописи:
- это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр, бытовой, батальный, исторический.

Натюрмортом называют картины, на которых художники изображают различные предметы быта, фрукты, овощи и цветы и т.д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!