СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока обобщения материала в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обобщения материала в 5 классе»


План-конспект урока обобщения материала в 5 классе


Тема урока: Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Вид урока: Урок-путешествие

Формы и методы работы: индивидуальная, парная, коллективная; терминологический диктант, индивидуальная работа по карточкам, проверочный тест.

Технология: игровая. Урок проходит в виде игры по стране «Синтаксис и пунктуация » вместе с героями сказки А.Толстого «Приключения Буратино». Класс делится на четыре команды, за каждый правильный ответ команда получает золотую 5-значную монету.

ИКТ: компьютер, проектор, презентация.


1. Организационный момент. Приветствие учителя.

2. Стадия вызова (слайд 2). Любите ли вы путешествовать? С какой целью отправляетесь в путешествие? А если вы уже были в этом месте, будет ли вам путешествие интересно?

Эпиграфом нашего урока станут слова известного французского писателя и философа Альберта Камю: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя».

  1. Сообщение темы и вида урока. У нас сегодня не простой урок, а урок-путешествие. А путешествовать мы будем по большой стране, которая называется «Синтаксис». Началось это путешествие в начале октября, и вот пришла пора прощаться с этой удивительной страной. Определите цель нашего урока.

  2. Цель и задачи урока. Слайд 3

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

  1. Обучающая: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

  2. Развивающая: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

  3. Воспитательная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.



  1. Мотивация. Изучение синтаксиса и пунктуации не завершается на этом, и от того,

какие мы получили знания и навыки, зависит наша дальнейшая учеба, цель которой – открыть дверь в мир удивительно прекрасного русского языка.

Слайд 4. Открыть эту дверь нам поможет хорошо известный всем герой. Как его зовут?

Ответ: Буратино.

Давайте представим, что в его руках ключ от потайной двери, ведущей в мир знаний.

Вместе с Буратино и героями сказки А.Н.Толстого мы должны за один урок еще раз пройти весь путь, по которому шли в течение долгого времени.

  1. Определение формы работы.

Как мы будем путешествовать? По одному? Парами? Группами? Как вам легче путешествовать? Мы совместим все виды работы. Вы получили маршрутные листы, в которые будете вносить свой результат.

Итак, путешествие начинается.



  1. Найди карту. Нужно разгадать карту путешествия, которую спрятали коварные Лиса Алиса и Кот Базилио. Каждая команда (их четыре) отвечает на вопрос и получает золотой за правильный ответ. Золотые кладутся в коробочку каждой группы.

Слайд 5. «Третий лишний» Найди словосочетание. Обоснуйте ответ.

В каморке

Папа Карло и Джузеппе

Мастерит куклу (это словосочетание)

Так называется первая станция нашего путешествия.

Слайд 6. «Узнай слово».

  • Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ

  • Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ

  • Окончание, как в слове НА ЗАРЕ

  • Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ

Ответ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Так называется вторая станция.

Слайд 7. «Шапка вопросов».

1. Отвечает на вопрос кто? Чаще всего выражено именем существительным.

2. Бывает глагольным и именным.

3. Отвечает на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ?

4. Подчеркивается пунктирной линией.

5. Потерялся вопрос: Где?.....Куда? Откуда? …..Зачем? и Как

Как назовем третью станцию?

Ответ: Главные и второстепенные члены предложения. Это третья станция.

Слайд 8. Реши кроссворд.

  1. Знак препинания, отделяющий прямую речь от слов автора, стоящих в начале предложения (двоеточие).

  2. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены одной частью речи (тире).

  3. « »

  4. Знак препинания, завершающий предложение.

Что это все? Назовите обобщающее слово (знаки препинания – 4 станция)

Слайд 9. Дополнительные вопросы группам (получают второй золотой за правильный ответ)

  1. Какое ключевое слово должно получиться? Диалог – еще одна станция путешествия.

  2. Что называется диалогом?

  3. Назовите второй способ передачи чужой речи.

  4. Как называется слово, с помощью которого мы обращаемся к какому-либо лицу?

Итак, мы справились со всеми заданиями, перед нами карта путешествия (слайд 10 )


  1. Слайд 11. Путешествие начинается. Станция 1. Орфографическая разминка. Нам предстоит написать терминологический диктант. (письменная работа)

Определите цель этого этапа.

Цель: Закрепить умение правильно употреблять и писать слова (развитие орфографической и языковой компетенции)

8.1. Запись слов под диктовку. Словосочетание, простое предложение, красочное определение, обстоятельство места, дополнение, знаки препинания, двоеточие, прямая речь и диалог, поставить кавычки.

Слайд 12. .2. Взаимопроверка и выставление баллов в маршрутный лист.


Слайд 13. Станция 2. «Словосочетание». (Устная работа. Каждая группа отвечает на один вопрос и получает третий золотой). Среди записанных слов есть отдельные слова, есть


слова, связанные сочинительной связью, есть словосочетания – слова, связанные подчинительной связью.

  • Назовите отдельные слова

  • Назовите слова, связанные сочинительной связью.

  • Назовите словосочетания СУЩ.+СУЩ., ГЛАГ.+СУЩ., ПРИЛ.+СУЩ.

  • Словосочетание «красочное определение» превратите в предложение. Укажите отличительные признаки. (слайд )

Слайд 14 Запись в тетрадь.оманды отвечают и получают

  • Определите синтаксическую роль слова «красочное»

  • Сделайте вывод (подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием) Какое умение мы должны в себе развить? (отличать словосочетание от предложения)

  • Как называется красочное определение в русском языке и литературе?

  • Какова его роль в языке?

За правильный ответ команды получают четвертый золотой.


Слайд 15. Станция «Предложение»

Они сели под дубом и ждали когда у него вывалятся изо рта золотые.

Синтаксическая характеристика предложения. Вопросы от лисы Алисы.

  1. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания?

  2. Охарактеризуйте предложение по интонации?

  3. По наличию второстепенных членов?

  4. По составу?

  5. Сколько грамматических основ в предложении. Выделите их.

  6. Расставьте знаки препинания.

  7. Укажите вид сложного предложения.

  8. Укажите способ выражения подлежащего ЗОЛОТЫЕ.


На данном этапе каждая группа отвечает на два вопроса и получает 5, 6-й золотой.

Итог: Чему должны научиться на данном этапе?

Ответ: давать синтаксическую характеристику, хорошо знать критерии характеристики и не путать их. Подобное задание вам подготовил Карабас Барабас.

Слайд 16. Станция 4 . В театре Карабаса Барабаса. Главные и второстепенные члены предложения. Какие части речи будут играть их роль? Вы распределите их роли, работая по карточкам.

Задание. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Укажите соответствие между членом предложения и примером. Сделайте вывод о роли указанной части речи в предложении.

Вариант 1



Член предложения


Пример

1.

Подлежащее

А.

Театр уехал на гастроли.

2.

Сказуемое

Б.

На сцену вышли артисты театра.

3.

Дополнение

В.

Любите ли вы театр, как люблю его я?

4.

Определение

Г.

Вся наша жизнь – театр.

5.

Обстоятельство

Д.

В театре началось представление.






Задание. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Укажите соответствие между членом предложения и примером. Сделайте вывод о роли указанной части речи в предложении.

Вариант 2



Член предложения


Пример

1.

Подлежащее

А.

Учиться – всегда пригодится.

2.

Сказуемое

Б.

Но у Буратино не было желания учиться.

3.

Дополнение

В.

Мальвина посоветовала ему учиться грамоте.

4.

Определение

Г.

«Я буду учиться»,- сказал Буратино.

5.

Обстоятельство

Д.

Буратино отправился учиться. ??



Задание. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Укажите соответствие между членом предложения и примером. Сделайте вывод о роли указанной части речи в предложении.


Вариант 3



Член предложения


Пример

1.

Подлежащее

А.

В класс вошел дежурный.

2.

Сказуемое

Б.

В класс вошел дежурный ученик.

3.

Дополнение

В.

Учитель назначил дежурного.

4.

Определение

Г.

Петя сегодня дежурный.



Задание. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Найдите соответствие между членом предложения и примером. Сделайте вывод о роли указанной части речи в предложении.

Вариант 4



Член предложения


Пример

1.

Подлежащее

А.

Четыре – четное число.

2.

Сказуемое

Б.

Число четыре прибавьте к пяти.

3.

Дополнение

В.

К пяти прибавить четыре.

4.

Определение

Г.

Дважды два- четыре.

5.

Обстоятельство

Д.

- Когда к тебе прийти?

- В четыре.



Слайд 17. Взаимопроверка и выставление результатов.

Подведение итога: Каждая часть речи многолика и может выполнять в предложении роль как главных, так и второстепенных членов.

Цель: научиться определять роль частей речи в предложении, отличать понятия «часть речи» и «член предложения».


Слайд 18. Станция 5. «Знаки препинания. Прямая речь. Диалог. Обращение.


5.1. Письменное задание. 1 и 3 группа запишут этот текст, используя способ передачи чужой речи – прямую речь, 2 и 4 группа – диалог.


Напутствие: Каким знаком препинания выделяется прямая речь? Каким знаком препинания выделяется реплика при диалоге?

Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро.

Я буду продавать мороженое и билеты сказала Мальвина.

Постойте ребята а учиться когда же спросил папа Карло.

Все враз ответили учиться будем утром, а вечером играть в театре.

1. В каком предложении слова автора находятся пред репликой? Каким знаком препинания отделите их?

2. Найдите предложение с обращением. Назовите его.

3. Является ли обращение членом предложения?

4. Составьте предложение, в котором слово «ребята» выступит в роли подлежащего.

(за каждый ответ команда получает 7-й золотой)


5.2. Потерялись обращения. (Устная работа. За правильный ответ один золотой команде)

  1. Свет мой , зеркальце, скажи да всю правду доложи.

  2. Отпусти ты, старче, меня в море

  3. Поклонись ….. рыбке.

  4. Куда ты….так рано поднялся?

  5. Скушай яблочко, мой свет…….

  6. ……..ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

  7. Ой вы гости, господа, вы откуда и куда?

  8. Ты…. всех милее, всех румяней и белее.


(за каждый правильный ответ – 8 и 9-й золотой)


Слайды 20-24. Станция 6. Тестировнаие. Предподготовка к ЕГЭ.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

А. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Б. Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

В. Простое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Г. Простое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

2. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:

Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро.

А. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены словом одной части речи.

Б. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов.

В. Тире ставится после прямой речи перед словами автора.

3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении:

Все враз ответили: « Учиться будем утром, а вечером играть в театре».

А. Двоеточие ставится , если обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения.

Б. Двоеточие ставится перед прямой речью после слов автора.

В. Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения поясняет содержание первой.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

А. В комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь мир.

Б. Это сами куклы пишут пьесы и стихи и сами играют.

В. Мы победили своих врагов при помощи остроумия смелости и присутствия духа.

Г. Папа Карло вертел шарманку и весело подмигивал публике.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятых (знаки препинания не расставлены).

А. И Арлекин и девочки и колдуны в шляпах со звездами удрали от Карабаса Барабаса.

Б. В театре весело играла музыка раздавался хохот и хлопанье в ладоши.

В. Карабас Барабас упал и остался сидеть в луже под дождем.

Г. Куклы открыли кукольный театр и дали первое представление.


Слайд 25. Самопроверка теста. Проверь себя и выставь балл – сколько правильных ответов, столько и баллов.

1 Г , 2 В, 3 Б, 4 Г, 5 А


Станция 7. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 26. 7.1. Подсчет золотых у команд. Запись в оценочный лист.

9-10 баллов – оценка 5

7-8 баллов - оценка 4

5-6 баллов – оценка 3

Максимальный балл на уроке – 25

13-18 баллов- оценка 3

18-23 балла – оценка 4

24-25 баллов – оценка 5


Слайд 27. 7.2. Самоанализ достижений.

1. Отметьте в маршрутном листе, что вам в изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» хорошо понято, что недостаточно.

2. Какие темы вам необходимо повторять при изучении следующего раздела русского языка?

3. Укажите ожидаемую оценку на сегодняшнем уроке.

4. Смайликом обозначьте ваше впечатление о нашем путешествии.

Слайд 28. Станция 8. Заключительное слово учителя.

Ребята, мне хочется надеяться, что наше путешествие было и интересным и удачным. Вы смогли еще раз повторить все изученное в этом учебном году о первом разделе русского языка - синтаксисе и пунктуации - и открыть для себя дверь в мир знаний, где нас ждет еще не одно увлекательное путешествие. Хотелось бы, чтобы они были не менее интересными и полезными. Спасибо за урок.

Не забудем и про домашнее задание.

Слайд 29. Домашнее задание.


















Приложение:




Оценочный лист

Ф.И.______________________ Команда №____



Вид работы

Вид работы и контроля

Результат

1.

Терминологический диктант. Словосочетание.

Индивидуальная. Взаимоконтроль


2.

Главные и второстепенные члены предложения.

Индивидуальная работа по карточкам. Взаимопроверка.


3.

Прямая речь и диалог.

Самостоятельная работа. Проверка учителя.


4.

Тест в формате ЕГЭ

Самостоятельная работа и самоконтроль.


5.

Командный зачет

Коллективная работа



Лист самооценки


Хорошо понял

Требует постоянного повторения

Оценка

урока








7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!