СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Жить – Родине служить. Звук [й], буквы Й, й."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на создание условий для выделения, дифференциации звука [й], умение характеризовать его, называть позицию, в которой этот звук обозначается буквой й, рассмотреть исключения, формировать навыки чтения слогов, слов с изученными буквами, закреплять понятия  о звуке и букве, содействовать развитию наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Жить – Родине служить. Звук [й], буквы Й, й."»

Тема урока. Жить – Родине служить. Звук [й], буквы Й, й.

Задачи урока: создать условия для выделения, дифференциации звука [й], умения характеризовать его ,называть позицию, в которой этот звук обозначается буквой й, и исключения, формировать навыки чтения слогов, слов с изученными буквами, закреплять понятия о звуке и букве, содействовать развитию наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету.



Планируемые результаты



Личностные: развитие качеств личности(активность, коммуникабельность), положительное отношение к нравственным поступкам других людей, выполняют правила безопасного поведения на улице.

Предметные : обучающийся отличает на слух звук [й], находит место буквы й на ленте букв, находит букву й в текстах, читает слова. предложения .

Метапредметные : обучающийся контролирует выполнение учебной задачи, использует базовые предметные понятия, работает со знаково–символическими средствами, совершенствует логические УУД, оценивает свою работу.



Оборудование:

учебник В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшина, Л.А.Виноградской, М.В Бойкиной «Азбука» ноутбук, экран, проектор, презентация, толковый словарь, карточки со слогами-слияниями.



Тема урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оборудование


1.Организация и мотивация.

Сегодня у нас присутствуют гости…

Поприветствуем их .

Вначале сядут дети, имя которых начинается с гласного звука.

Затем дети, имя которых начинаетс с мягкого согласного звука, и, наконец, дети, имя которых начинается с твердого согласного.

Мудрая Сова снова приглашает нас в путешествие за новыми знаниями. Но прежде проверьте, правильно ли вы сидите?

Руки? (на месте)

Ноги? на месте)

Локти? у края)

Спина? (прямая)

Создадим хорошее настроение.

В этом нам помогут звуки природы. Клип. «Звуки природы Курского края»

Вдохните полной грудью свежего летнего воздуха.

У нас хорошее настроение!

Приветствуют гостей улыбкой.

Поочередно садятся за парты, контролируют себя и своих товарищей в выполнении заданий учителя.




Поддерживают диалог с учителем




Слушают. Смотрят на экран.

Создают себе эмоциональный настрой на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные : формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность.

Коммуникативные : формирование умения слушать и слышать.









Слайд №1








Медиафайл. Звуки природы Курского края.

2. Актуализация знаний

Как прекрасен мир природы, мир музыки, который помогает нам почувствовать красоту нашего соловьиного края.

А нашей мудрой сове интересно, а что

вы знаете о звуках речи?
-На какие две группы делятся все звуки?

-Как отличить гласный от согласного?

-Как отличить звук от буквы?


- Как отличить звонкие согласные от глухих?

-Назовите буквы, которыми обозначаются звонкие согласные звуки.

Назовите парные согласные по звонкости-глухости.

-Какие звуки обозначаются буквой п ?

Какие звуки – буквой р?

Каким цветом обозначаются на схемах твердые согласные?

-А мягкие согласные?

-В каких случаях буквы е, е, я, ю обозначают 2 звука?

Составить звуковую схему слова «ежик».


Сформулируйте вывод о буквах е, е, я и их двойной роли.

-Прочитайте слоги-слияния с буквой е.

Что обозначает буква е в слогах-слияниях?


Молодцы, вы показали хорошие знания о звуках речи. Мудрая Сова вами довольна. Мы можем отправиться в путешествие за новыми знаниями.

Отвечают на вопросы учителя.



Читают.

Отвечают на вопрос.

Формулируют вывод.
















Один учащийся работает у доски, остальные слушают, контролируют его работу.

Формулируют вывод.


Коммуникативные: умение выстраивать свою речь.

Регулятивны : нацеливание на успешную деятельность


Познавательные : формирование умения анализировать, строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение вести диалог с учителем и учащимися.

Регулятивные:

Познавательные: формирование умения анализировать, строить речевое высказывание.

Коммуникативные : умение вести диалог с учителем и учащимися.

Регулятивные: самоорганизация.







Познавательные : формирование умения анализировать, делать выводы








Слайд №2

3.Изучение новых знаний.

Постановка учебных задач.

Откройте учебники там, где мы работали вчера, переверните стр.

Прочитайте тему урока на странице слева.

Сформулируем учебную задачу.


Прочитайте тему на странице справа.

Сформулируйте учебную задачу.

Как вы понимаете, что такое Родина?
Прослушивание первого куплета песни

«С чего начинается Родина?»

Что такое Родина?

Уточняются понятия «малая Родина», «большая Родина».

Как называется наша страна?

(на доске поочередно появляются слова:

Родина, Россия)

Что значит слово «служить»?

Объясните смысл пословицы «Жить- Родине служить.»

Родная земля многое может: накормить нас теплым вкусным хлебом, напоить родниковой водой, дать восхититься своей красотой , но защитить себя она не может.

Защитить ее долг тех, кто ест ее хлеб , пьет ее воду, восхищается ее красотой.

Учащиеся формулируют учебную задачу, опираясь на страницы учебника.




Отвечают на вопросы.

Толкование слова

Работа с толковым словарем. Всех информирует хорошо читающий ученик.







Отвечают на вопросы.

Объясняют смысл пословицы

Личностные: формирование интереса к новому

Коммуникативные: формирование навыков учебного взаимодействия.

Регулятивные: сохраняют заданную цель.

Познавательные: умение извлекать нужную информацию


Коммуникативные: умение четко, ясно излагать свое мнение, соблюдать культуру поведения в диалоге.
































4.Решение учебной задачи

Ребята, богатая, необъятная наша Родина с древних времен привлекала внимание завоевателей из разных стран. Они хотели захватить наши Земли, разграбить имущество, уничтожить или поработить народ.

Работа с иллюстрацией учебника.

Кого вы видите на иллюстрации?

-Как их назвать одним словом?

Профессия воина, защитника важна и почетна во все времена. Солдаты стоят на страже мира , свободы и независимости нашей Родины.

Чем были вооружен древнерусский воин?

(первый слева)

Чем он защищал себя от ударов мечей и стрел противника?

(рассказ учителя о вооружении и обмундировании солдат времен Петра 1, времен войны с Наполеоном, Великой Отечественной войны и современного воина десантника.

Задайте вопросы, если вам что-то не понятно .

Но не только воины – мужчины защищали наше Отечество. О своей прабабушке, участнице Великой Отечественной войны расскажет ваша одноклассница.


Зои Ивановны Загородней уже нет в живых, но память о ней будет жить в наших сердцах.

Работа над пословицами

Имеет ли отношение пословица к теме урока?.

Чтение текста на стр.35.

Работа со словарем.

Повторное чтение.

-Кем был дедушка на войне?

-Какую награду он получил?

Медаль за отвагу

Слайд № 8

А как мы должны относиться к ветеранам войны?

Отвечают на вопросы.






















Задают вопросы.




Сообщение, подготовленное обучающейся класса.


Работа в группах

Читают толкование по 1 слову

в каждой группе, а затем выбирают, кто будет отвечать.



Читают текст.

Выборочное чтение.

Толкование слов снайпер и отвага.

Работа с толковым словарем.


Отвечают на вопросы





Познавательные: учатся понимать информацию, задавать вопросы.
















Личностные: эмоционально- положительное восприятие изучаемого материала, реализация гражданской позиции.





Познавательные: развитие творческой активности.


Личностные: саморазвитие



Познавательные: умение сопоставлять различные источники информации.



Коммуникативные: учатся слушать и слышать.



Личностные: реализация гражданской позиции

































Слайд №3, 4,5,6,7














Слайд №8



.


5.Вывод.

Контроль выполнения части учебной задачи


Давайте проверим, выполнена ли эта часть учебной задачи?

-Что значит жить- Родине служить?

Оцените себя.


Дети отвечают на вопросы, показывают сигналы самооценки

Регулятивные : осознают правило самоконтроля


6.Физминутка





7..Изучение звука (й),букв Й, й.

Проблемная ситуация.



Изучение исключений .



Мы уже встречались со звуком (й).

-При изучении каких букв?

А как вы думаете, есть ли в русском языке буква й?

А теперь посмотрим , в каких случаях мы пишем букву й?

Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом.

В какой позиции должен находиться звук [й], чтобы он был обозначен буквой й?

Обобщает ответы детей с помощью слайда

№ 9

Что изображено на рисунке под слого-звуковой схемой на стр. 35?

- Поиграем в игру «Доскажи словечко»,

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в 5 минут

Ты садись и не зевай,

Отправляется (трамвай)

Какой звук вы слышите в конце слова?

Произнесите звук (й) несколько раз.

Как проходит воздух при его произнесении?

(Встречает преграду)

Сделайте выводы.


Проверьте звонкий ли он или глухой?

Закройте ладонями уши, произнесите несколько раз, в ушах слышится звон дрожание, значит он звонкий.

-Охарактеризуйте коротко звук (й).

(Подготовленная ученица читает стихотворение про букву Й поэта А. Шибаева)


Составим слого-звуковую схему слова трамвай.

Продолжим игру «Доскажи словечко»

-Что испекли на день рожденье

Угадай?

(каравай)

-Колыбельную как пели

Угадай?

Баю-(бай)

Что за месяц с буквой й

Угадай?

Месяц (май),

Что в стакане

Угадай?

Сладкий (чай)


Что общего в этих словах?

В какой позиции он находится?

(После гласных), чтобы быть обозначенным буквой «й»

Я произнесу слово ,вы произнесите звуки, которые вы слышите в словах.(йод, йогурт).

Как вы думаете, какие буквы надо писать на месте звуков[йо]?

Сделайте слого-звуковую схему слов йогурт, йод.

В заимствованных словах по традиции вместо букв Е,Е,Я в положении перед гласными пишутся сочетания йо, йа, йе.

Эти написания надо запомнить.

по слайду №10



Работа по учебнику стр.36

Что было бы с девочкой, если бы она бросилась за мячом?

Как себя вести, чтобы не попасть под движущийся транспорт?


Выполняют у доски, фиксируют затруднение. С помощью учителя строят план выхода из ситуации затруднения.

Отвечают на вопросы

Показывают буквы «Й», «й», учатся находить местоположение звука «й», характеризуют его по предложенному плану.




Дети в рифму договаривают слова.













Наблюдение, ответы на вопросы, формулировка вывода.

Слушают.



Выполняют задания учителя















Работа в группах, ответы на вопросы учителя










Читают слова на слайде.

Наблюдают, делают выводы

Выборочное чтение.









Чтение начала стихотворения «Мяч»

Повторяют правила дорожного движения.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание.



















Познавательные: умение выстраивать ответ по заданному плану, выделять существенные признаки.






Личностные: эмоционально-положительное восприятие учения.



Познавательные: умение выбирать нужную информацию.








Познавательные: умение исследовать, сравнивать, запоминать.




















Слайд №9








































Слайд №9

















Слайд № 10

Контроль выполнения учебной задачи




Рефлексия









РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ДОМА

Дать полную характеристику звуку (й)

Когда употребляется буква Й ?

Какие есть исключения?

Работа по заданиям учебника стр. 35 дифференцированно

Поделитесь впечатлениями от урока по схеме

УЗНАЛ

Я ЗАПОМНИЛ

НАУЧИЛСЯ

УДИВИЛСЯ

-Что значит, жить- Родине служить?

-Дайте полную характеристику звуку (й).


Спросить у родителей, участвовал ли кто--.то из родных в войне, о его подвигах, Попросить фотографию участников войны.




Используют схему, данную в учебнике)

Работают по ленте букв.

Познавательные: учатся строить речевое высказывание по плану.


Регулятивные: контролируют свою деятельность по результату.


Личностные : реализация гражданской позиции, развитие активности.








Смайлики.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!