СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока ОБЖ. Тема: «Особенности природных условий в городе»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ОБЖ. 5 класс. Тема: «Особенности природных условий в городе»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока ОБЖ. Тема: «Особенности природных условий в городе»»

Тема: « Особенности природных условий в городе»

Цель урока:  Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека. Обратить их внимание на по­ложительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуа­ции, с которыми человек может встретиться в городе, на при­чины их возникновения и на необходимость соблюдения пра­вил безопасного поведения в повседневной жизни.

Задачи урока:

  1. Образовательные: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, познакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире

  2. Развивающие: умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.

  3. Воспитательные: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.


познавательные: умения выбрать главное из текста учебника;

регулятивные:  развитие умений целеполагания, планирования, рефлексии;

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

коммуникативные: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.

Предметные результаты: знают о городе как месте проживания человека, об особенностях жизнеобеспечения жилища

Метапредметные результаты:

  1. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  2. выдвигать предположения и доказывать их;

  1. уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;

  1. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость ответственного, бережного отно­шения к окружающей среде

Тип урока: комбинированный

Структура урока

  1. Организационный этап (5 мин.)

  2. Повторение пройденного материала(3-5мин.)

  3. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

  4. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

  5. Первичное усвоение новых знаний (15мин.)

  6. Первичная проверка понимания (5 мин.)

  7. Первичное закрепление (10мин.)

  8. Домашнее задание (2 мин.)

  9. Подведение итогов урока (3 мин.)

Ход урока


1. Организационный этап. Приветствие. Готовность к уроку

2. Повторение пройденного материала. Проверка домашней работыНа особенности природных условий в городе прежде всего оказывает влияние следующий фактор — географическое расположение и климат местности, в которой находится город, наличие реки и водоёмов, зелёных насаждений.

Другой важный фактор, оказывающий существенное влияние на природные условия города, — это основное предназначение города, его «профессия». По предназначению города можно разделить на следующие типы: столичные города, портовые города, курортные города, промышленные города.

Эти два фактора в целом формируют облик города и определяют условия безопасной жизнедеятельности человека.

Развитие города, его размеры, многообразие деятельности его жителей всегда находились в прямой зависимости от географического положения. Люди стремились наилучшим образом приспособиться к местным природным условиям, заняться наиболее подходящим и выгодным делом и одновременно развивать наиболее благоприятные условия для жизни и своих занятий.

В зависимости от природных условий города строили на вершинах холмов или по берегам судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море, у слияния реки с крупным притоком.

При развитии городов люди всегда стремились сохранить естественную природу, чтобы иметь возможность подышать свежим воздухом, укрыться от летнего зноя, полюбоваться живой природой.

Для этого при строительстве городов в их черте оставляли участки леса (лесопарки), а на реках и водоёмах оборудовали места для купания и отдыха.

Существуют и искусственные лесопарки, создаваемые людьми. В таких лесопарках растут деревья: тополя, липы, дубы, клёны, ясени и др. При посадке деревьев учитывается их способность очищать воздух. Самым лучшим очистителем воздуха считается тополь. Взрослое дерево (25 лет) за май—август поглощает до 44 кг углекислого газа.

Лесопарки — «лёгкие» городов — обогащают воздух кислородом, снижают в нём количество углекислого газа и пыли. Это хорошее место для отдыха городских жителей.

Если реки, водоёмы и зелёные насаждения способствуют созданию в городе условий, благоприятных для здоровья его жителей, то фабрики, заводы и транспорт значительно ухудшают условия жизни горожан, загрязняя воздух и водоёмы вредными веществами.

В результате хозяйственной деятельности человека климат большого города отличается от климата окружающей город местности повышенной температурой и загрязнённостью воздуха, ослаблением солнечной радиации, увеличением облачности, количества осадков (летом) и туманов (зимой).

Промышленные предприятия, электростанции, автомобильный транспорт, самолёты и пароходы расходуют при сгорании топлива большое количество кислорода и увеличивают в атмосфере содержание углекислого газа. Уменьшение кислорода в воздухе вредно сказывается на здоровье человека.

Кроме того, в результате деятельности различных отраслей промышленности в атмосферу поступает значительное количество твёрдых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Попадая в воздух, частицы пыли, копоти и сажи могут проникать в дыхательные пути человека, а затем оседают в бронхах и лёгких.

Промышленные предприятия загрязняют также и природные воды.

Вода, которую мы пьём, употребляем в быту, называется пресной. На пресную воду приходится только 2% от всех запасов воды на Земле, при этом большая часть пресной воды (до 85%) сосредоточена во льдах полярной зоны. Наибольшее значение для жизнедеятельности человека имеют пресные воды рек. В настоящее время воды рек подвергаются интенсивному истощению, т. е. уменьшению количества пригодной для человека пресной воды.

Истощение идёт в основном двумя путями. Первый — за счёт непрерывного увеличения потребления воды (на растущие нужды промышленности, сельского хозяйства и бытового потребления). Второй — за счёт загрязнения природных вод.

Объём воды, потребляемой на коммунально-бытовые нужды в зависимости от уровня жизни жителей города или населённого пункта, может составлять от 150 до 700 л воды в день на человека.

Загрязнение природных вод происходит за счёт выпадения из атмосферы загрязняющих веществ и сброса сточных вод в реки и водоёмы промышленными предприятиями. До 82% сбрасываемых предприятиями вод не подвергается очистке, что приводит к загрязнению основных рек на территории России (Волга, Дон, Обь, Енисей, Лена, Кубань, Печора, Амур). Если ваш дом находится рядом с территорией промышленных предприятий, то, для того чтобы проветрить помещение, необходимо учитывать направление ветра. Если ветер дует от промышленной зоны, окна лучше держать закрытыми.

Для прогулок и занятий физической культурой лучше выбирать место в парке, сквере или лесопарке.

Не следует ходить пешком вдоль автомобильных магистралей с интенсивным движением транспорта, особенно если ветер дует со стороны автомагистрали.

Купаться летом можно только в установленных местах, где состояние воды не опасно для здоровья.

Зелёные насаждения в городе очищают воздух и помогают вам дышать свежим воздухом. Не ломайте деревья и кустарники, не топчите газоны

Мы можем сделать следующий вывод: в каждом городе природные условия различны и зависят от имеющихся в нём зелёных зон, водных артерий и работающих в нём фабрик, заводов и транспорта. Для того чтобы обеспечить свою безопасность, надо учитывать все факторы окружающей среды, в которой вы живёте.

Закрепление знаний:

1. Что влияет на природные условия в городе?

2. Зачем в городе нужны лесопарки?

3. Объясните значение слов «экологическая обстановка».

Домашнее задание:

С помощью взрослых напишите небольшой рассказ (примерно 10 предложений) на тему «Экология моего района», в котором опишите экологическую обстановку в вашем районе и как можно её изменить.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!