СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока окружающего мира на тему: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока окружающего мира на тему: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока окружающего мира на тему: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь».»


Разрешаю________________


Допускаю________________


Оценка за урок: _____________











План-конспект

урока окружающего мира

в 4 «А» классе

26.10.2017г.

дата

















Консультация учителя________________


Консультация методиста _______________



План-конспект урока по программе: УМК «Школа России» Плешаков А.А.

Окружающий мир: Учебник: 4 класс, 1 ч., рабочая тетрадь №1

Школа: МАОУ СОШ № 6 г. Черняховска

Студентка-практикантка Нестерова Ирина Дмитриевна, СПО-31 шк.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 26.10.2017

Время: 14:00 – 14:40

Место: кабинет № 6

Класс: 4 «А»

Целевой компонент урока:

Тема: «Природные зоны России. Зона Арктических пустынь».

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Создать благоприятные условия для ознакомления и представления о природных зонах, ознакомить учащихся с особенностями природы, значением природы арктических пустынь для человека.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению «Природных зон России», систематизировать и обобщать знания по теме, познакомить с картой природных зон России; дать представление об особенностях зоны арктических пустынь, животном и растительном миром этой зоны, экологических связях, использовании ресурсов арктической зоны человеком, умение находить и показывать ее на карте;

Развивающие: способствовать развитию связной речи, умению работать в парах, группах, пользоваться учебной литературой, справочниками; расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность, умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы; развивать познавательный интерес, речь, память; умение ориентироваться по карте природных зон России.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к природным зонам, зоне арктических пустынь; культуре учебного труда, интереса к предмету, умению работать в коллективе; воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, к природным зонам, зоне арктических пустынь, новому учебному материалу, логическому мышлению, вниманию, воображению, памяти, развитию речи;

формированию любви к своей стране, выражающейся в интересе к еȅ природе, сохранение объектов природного наследия.

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД: умение осознавать познавательную задачу и стремиться её решить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, читать, извлекая нужную информацию.

Формирование регулятивных УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тема, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: формировать умение находить и показывать на карте природные зоны России, иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные), о освоении природных богатств природной зоны; формировать уважительное отношения к России и природным зонам нашей страны, различать наиболее характерных для каждой природной зоны представителей флоры и фауны.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы: учебник по окружающему миру, презентация, проектор, раздаточный материал (карточка с заданиями для проверки предыдущей темы, аналитическая карта).


Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Дмитриевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку.

У: Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.

3) Мотивация к обучению и познанию.

У: - Ребята, начинаем урок окружающего мира. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. (слайд 1)

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаемый,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

У.: - О чём это стихотворение?

О.: - О России, о великой державе.

У.: - Правильно. Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У: - Кто готов помогать друг другу?

У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?

У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Работа в парах.

У: - Что вы изучали на прошлом уроке?

О: - «Моря, озёра и реки России»

У.: - Правильно. У вас на партах лежат задания, которое вам предстоит выполнить в парах. Можно пользоваться учебником. (Приложение 1)

- Всем понятно задание?

О.: - Да.

У.: - Приступайте к выполнению, у вас есть 5 минут. Не забывайте подписать работу.

- Было достаточно времени для выполнения задания. Сдаём работы. Я думаю, вы хорошо выполнили задания и усвоили на отлично предыдущую тему.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

  1. Введение в тему



У.:- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока постарайтесь отгадать название. Ваша задача выбрать только русские буквы. И предположить тему урока. (слайд 2)

ZПUРLVИYGРSWОVNДDRНLQЫWVЕZJRZЗULОVYНGSWЫV

 У.: - Ну что кто справился с заданием, и сможет мне назвать тему, с которой мы на уроке будем знакомиться?

О.: - Тема сегодняшнего «Природные зоны». (Слайд 3)

У.: - Верно! Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники», которые вы видите на слайде. (Познакомимся, узнаем, будем учиться…) (слайд 4)

О.: - Мы сегодня на уроке узнаем о природных зонах России; познакомимся с их расположением; узнаем каким цветом обозначаются природные зоны.

У.: - Правильно, мы сегодня на уроке познакомимся с природными зонами России, но более подробно остановимся на зоне арктических пустынь.

- Природная зона - это территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира. Названия природных зон соответствует названию преобладающей растительности в этой зоне. (слайд 5)

  1. Работа с картами: Физическая карта России и Карта природных зон России.

У.: - Сравните карту природных зон с физической картой нашей страны. Чем они отличаются? (слайд 6-7)

О.: - На физической карте России мы видим рельеф нашей страны – горы, равнины, полезные ископаемые, заповедники и национальные парки. На карте природных зон России разными цветами обозначены разные природные зоны.

У.: - Рассмотрите карту природных зон, поясов и скажите, что обозначают разные цвета?

О.: - На карте природных зон России разными цветами обозначены разные природные зоны.

У.: - Посчитайте, сколько у вас получилось природных зон. Можете обратиться к карте на странице 72 -73.

О.: - Считают количество природных зон.

У.: - Сколько получилось природных зон?

О.: - Получилось десять природных зон.

У.: - Давайте их запишем, и сразу будем находить, и показывать на карте. (объяснение и показ на карте природных зон).

  1. Арктические пустыни

  2. Тундра

  3. Лесотундра

  4. Тайга (самая большая природная зона)

  5. Смешанные и широколиственные леса

  6. Лесостепи

  7. Степи

  8. Полупустыни

  9. Пустыни

  10. Субтропики

  1. Работа по учебнику: стр. 74.

У.: - Скажите, чем отличаются моря Северного Ледовитого океана от морей Атлантического океана?

О.: - Температурой воды.

У.: - Как вы думаете, двигаясь с севера на юг, меняется только температура, или еще что-то?

О.: - Природа, растения, животный мир.

У.: - Но почему, же это происходит?

О.: - Это происходи из-за того что меняется климат.

У.: - Откройте учебник на странице 74, Прочитайте и попробуйте ответить на вопрос, почему происходит смена природных зон, двигаясь с севера на юг?

О.: - Причина в неправильном нагревании Солнцем разных участков земли.

  1. Работа со схемой.

У.: - Посмотрите на схему нагревания Земли солнечными лучами. И ответьте на вопрос, какому участку земли меньше достаётся солнца? (слайд 8)

О.: - Северным участкам достаётся малое количество солнца.

У.: - Верно, это происходит, потому что в северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности земли и мало нагревают её.

- Каким участкам достаётся больше солнечных лучей?

О.: - Южным участкам достаётся больше солнечных лучей.

У.: - Как вы думаете, почему так происходит?

О.: - Чем южнее, тем солнечные лучи больше падают на землю и нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы.

  1. Работа с учебником: стр. 75.

У.: - Скажите, как происходит смена природы в горах? Эту информацию вы узнаете, открыв страницу учебника 75 и прочитав первую главу.

О.: - Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой.

У.: - Как называете это явление?

О.: - Это явление называется высотной поясностью.

  1. Лекция с элементами беседы, введение в тему.

У.: - Найди на карте природных зон России арктические пустыни, каким цветом они обозначены? (слайд 9)

О.: - Арктические пустыни обозначены на карте белым и серым цветом. Это говорит о том, что здесь практически нет ни животных, ни растений.

У.: - Верно, а что вы знаете об арктической пустыне?

О.: - Там очень холодно, почти всё время года зима, очень много снега и льда, в Арктике живут белые медведи.

У.: - Так какая тема будет нашей второй половины урока?

О.: - Арктические пустыни.

У.: - А что вы хотите узнать о ней?

О.: - Где она расположена, если ли там животные и растения, живут ли там люди.

У.: - Приступим к изучению арктической пустыни. Если долго - долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой. Арк­ти­ка – это огром­ное про­стран­ство Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на с мо­ря­ми и ост­ро­ва­ми, на ко­то­рых на­хо­дят­ся арк­ти­че­ские пу­сты­ни. (слайд 10)

У.: - В Арк­ти­ке очень су­ро­вый кли­мат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длин­ная и мо­роз­ная (до -60°), дуют ура­ган­ные ветры, по несколь­ко недель под­ряд бу­шу­ет пурга. С се­ре­ди­ны ок­тяб­ря солн­ца уже не видно – на­чи­на­ет­ся дол­гая по­ляр­ная ночь (длит­ся до 6 ме­ся­цев). (слайд 11)

- Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Я сейчас вам загадку, а вы внимательно слушайте, чтобы отгадать.

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет!

О.: - Полярное сияние. (слайд 12)

У.: - Кто-нибудь из вас видел полярное сияние?

О.: - Да, нет, не знаю.

У.: - А каким вы его представляете?

О.: - Разноцветный, переливающейся занавес колышется в тёмном небе.

У.: - Полярное сияние – возникают во время по­ляр­ной ночи. Сила излучения порой может равняться 5-6 бальному землетрясению. Пульсирующие полярные сияния могут сопровождаться ещё и слабо свистящими звуками или лёгким треском. Полярные сияния наблюдаются в различных видах и формах: пятнах, однородных дугах и полосках, пульсирующих дугах и поверхностях, проблесках, всполохах, лучах и лучистых дугах, коронах. (слайд 13-17)

IV. Физминутка.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо,

11 - левую руку на пояс,

12 - правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4 - 6 раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

  1. Работа в аналитических картах.

У.: - Итак, у вас на столах лежат аналитические карты. Сейчас мы будем их заполнять. Она поможет вам впоследствии обобщить знания об этой природной зоне. (Приложение 2)

  1. Название зоны: Арктика.

  2. Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря, острова.

  3. Неживая природа: полярный день, полярная ночь, северное сияние, низкие температуры, вечная мерзлота, почвы очень мало и он очень бедна.

У.: - Откройте страницу 80 учебника, и назовите и впишите в аналитическую карту, какие растения встречаются в арктических пустынях. (слайд 18-19)

О.: - Растения: лишайники, мхи, полярный мак, камнеломка, водоросли.

У.: - Откройте учебник на странице 77 и прочитайте задание под номером один.

О.: - С помощью рисунка на с.78—79 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.

У.: - Открываем нужные страницы, так кто же обитает в арктической пустыне?

О.: - В зоне арктических пустынь обитают чайки, белые медведи, кайры, тюлени, гагарки, сайки, рачки и водоросли.

У.: - Верно, а как они приспосабливаются к условиям жизни? Что им помогает выжить? У кого какие варианты.

О.: - Песцы и белые медведи спасаются от морозов благодаря тёплому и густому меху, пернатым помогает рыхлое оперение, а для тюленей спасительной является их жировая прослойка. Немаловажное значение имеет большое потребление пищи. (слайд 20-24 )

У.: - Молодцы! У всех животных арктической пустыни длинная густая шерсть, толстый слой жира. Оперение у птиц густое, много пуха, клюв приспособлен для ловли рыбы, белая окраска. Форма тела – обтекаемая, ластоногие. У медведя широкие лапы. В отличие от бурых медведей, белые медведи настоящие хищники. Где же им найти растительную пищу в Арктике? Да еще на льду, по которому они бродят долгую зиму? Значит, надо охотиться. Белые медведи хорошие пловцы, поэтому они питаются рыбой.

- Впишите в аналитическую карту, какие животные обитают в арктических пустынях.

О.: - Животные: рачки, рыбы, чайки. Гагары, тупики, морж, тюлень, белый медведь, кит.

У.: - Какой можно сделать вывод об арктической пустыне? Сошлось ли ваше прошлое мнение с нынешним?

О.: - В Арктике оказывается совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, обитают звери и птицы и даже выращивают своих детенышей.

У.: - Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь трудятся полярники, которые изучают природу Севера. Особенно тщательно они наблюдают за погодой. Эта работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов страны. Здесь проложен Северный морской путь. Их ведут мощные ледоколы. Они крушат льды, пробивая дорогу кораблям. (слайд 25) Люди занимаются рыболовством, охотой. (слайд 26) Но не всегда это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен серьёзный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, кит. Они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. (слайд 27)

У.: - Что дает Арктика людям?

О.: - Добычу полезных ископаемых.

У.: - Почему некоторые животные и рыбы оказались на грани вымирания?

О.: - Люди занимаются рыболовством, охотой незаконно. Причиняя вред окружающей среде.

У.: - Подумайте, что же делать?

О.: - Предложения детей:

  1. Рыболовство запретить совсем нельзя, надо ограничить.

  2. Охота – запретить, создать заповедники.

  3. Закрыть Северный путь невозможно. Ограничить перевозки, предупредить загрязнение моря, чтобы люди не выбрасывали с борта корабля ненужные вещи.

У.: - Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «Остров Врангеля». (слайд 28)

- Кто-нибудь слышал об этом острове?

О.: - Да, нет.

У.: - Откройте учебник на странице 83 прочитайте о заповеднике. И скажите, что вас заинтересовало больше всего.

О.: - Рассказывают о заповеднике «Остров Врангеля».

У.: - Впишите в аналитическую карту, как используется арктическая зона человеком, экологические проблемы и охрана природы.

О.: - Использование этой зоны человеком: научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота. Экологические проблемы: загрязнение северных морей, стали редкими многие животные. Охрана природы: охрана редких животных, ограничение рыбной ловли, создание заповедников

У.: - Итак, мы совершили с вами путешествие на Крайний север и узнали, как живет ледяное царство Арктики.

V. Закрепление изученного материала.

  1. Работа с тестом.

У.: - А сейчас проверим, как вы усвоили материал. Я буду читать варианты ответа, а вы должны выбрать правильный. (слайд 29-36)

1.Сколько природных зон располагается в России?

  1. 15

  2. 10

  3. 8

О.: - Природных зон в России 10.

У.: - 2. Самая большая природная зона России:

  1. Арктика

  2. Тайга

  3. Смешанные леса

О.: - Тайга.

У.: - 3. Где расположена природная зона арктических пустынь?

  1. на островах Тихого океана

  2. на островах Индийского океана

  3. на островах Северного Ледовитого океана

  4. на островах Атлантического океана

О.: - На островах Северного Ледовитого океана

У.: - 4. Как называется зима в Арктике?

  1. полярный день

  2. Полярная звезда

  3. полярный круг

  4. полярная ночь

О.: - Полярная ночь

У.: - 5. Какие растения не встречаются в ледяной зоне?

  1. лишайники

  2. мхи

  3. кедры

  4. полярные маки

О.: - Лишайники, мхи, полярный мак.

У.: - 6. Какие животные обитают в Арктике?

  1. белые медведи, моржи, тюлени

  2. лоси, волки, лисы

  3. бурые медведи, зайцы, куницы

  4. росомахи, песцы, бобры

О.: - Белые медведи, моржи, тюлени.

У.: - 7. Какие птицы обитают в Арктике?

  1. аисты, соловьи, ласточки

  2. чайки, кайры, гагарки

  3. филины, совы, орлы

  4. свиристели, снегири, синицы

О.: - Чайки, кайры, гагарки.

У.: - 8. Какие меры приняты для защиты природы Арктики?

  1. запрещена охота на редких животных

  2. запрещено движение судов по Северному морскому пути

  3. полярники расчищают поверхность островов от снега

  4. запрещена рыбная ловля

О.: - Запрещена охота на редких животных, запрещена рыбная ловля.

У.: - Молодцы.

VI. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока?

О.: - «Природные зоны России. Зона арктических пустынь».

У.: - Что обозначают разные цвета на карте природных зон?

О.: - На карте природных зон России разными цветами обозначены разные природные зоны.

У.: - С какой зоной мы сегодня познакомились более обширно?

О.: - Мы сегодня познакомились с зоной арктических пустынь.

У.: - Что нового вы сегодня узнали об арктической пустыни?

О.: - Арк­ти­ка – это огром­ное про­стран­ство Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на с мо­ря­ми и ост­ро­ва­ми, на ко­то­рых на­хо­дят­ся арк­ти­че­ские пу­сты­ни. Там очень холодно, часто можно увидеть полярное сияние. В Арктике оказывается совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, обитают звери и птицы и даже выращивают своих детенышей.

У.: - Что было интересного на уроке?

О.: - Заполнять аналитическую карту исследования; показывать на карте природные зоны; изучать растения и животных арктической пустыни.

У.: - Ребята, у вас на столах лежат смайлики, выберете тот, который соответствует вашему настроению. Вот у меня настроение бодрое, весёлое.

О.: - Показывают выбранные смайлики.

У.: - Я очень рада, что настроение у вас хорошее, бодрое. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными.

Домашняя работа

  1. Приготовиться показать на карте расположение природных зон России

  2. Нарисуй на альбомном листе, как ты представляешь Арктику.

  3. Найди в дополнительной литературе, интернете сведения об одном из животных этого края. (слайд 37)



























Приложение 1



ФИО обучающихся

  1. Какие три океана омывают берега России:



  1. Перечислите моря Атлантического океана:



  1. Самое большое озеро, которое из-за огромных размеров стали называть морем:


  1. Самое глубокое озеро в мире:


  1. Напишите название 2-х крупнейших озёр европейской части России:




  1. Перечислите пять самых крупных рек в России:




  1. Как называется река, на которой стоит столица России:





Ответы:

1. Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический.

2. Балтийское, Чёрное, Азовское море.

3. Каспийское.

4. Байкал.

5. Ладожское и Онежское.

6. Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.

7. Москва.







Приложение 2



АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ ЗОНЫ

  1. Название зон



  1. Географическое положение



  1. Неживая природа





  1. Живая природа



  1. Растения:



  1. Животные:





  1. Использование этой зоны человеком





  1. Экологические проблемы





  1. Охрана природы





Ответ:

  1. Название зоны: Арктика.

  2. Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря, острова.

  3. Неживая природа: полярный день, полярная ночь, северное сияние, низкие температуры, вечная мерзлота, почвы очень мало и он очень бедна.

  4. Живая природа: растения, животные.

  5. Растения: лишайники, мхи, полярный мак, камнеломка, водоросли.

  6. Животные: рачки, рыбы, чайки. Гагары, тупики, морж, тюлень, белый медведь, кит.

  7. Использование этой зоны человеком: научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота.

  8. Экологические проблемы: загрязнение северных морей, стали редкими многие животные.

  9. Охрана природы: охрана редких животных, ограничение рыбной ловли, создание заповедников.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!