СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока окружающего мира во 2 классе»



Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная

школа» в с. Иловай-Дмитриевское



План-конспект

урока окружающего мира во 2 классе

УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир»

Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.





Учитель: Филатова Н. И.

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе.

Тема: «Старинная женская работа»

Цель темы

  • познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;

  • закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;

  • воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Тип урока

  • формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.

Планируемый результат

  • уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

  • называть ткани из шерсти, хлопка и льна.

  • определять особенности льняной ткани.

Предметные результаты:

-называть последовательность трудовых операций в работе со льном;

-определять особенности льняной ткани.

Метапредметные результаты:

-распределять операции между собой в паре для выполнения задания учителя;

-исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна;

-реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;

-соотносить эти операции;

- обобщать итоги совместной работы.

Личностные результаты:

-осознавать нравственное значение совместной работы людей;

-испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие.

Оборудование: лоскутки различных тканей, предметы домашнего обихода изо льна.

Межпредметные связи

  • технология

Ресурсы:

Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю. Новицкая(часть первая)

Методическое пособие, компьютер, мультимедийнный проектор, экран.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.



Ход урока.

I Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II Актуализация знаний.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Докажите, что сейчас осень.

- А какие вы знаете осенние праздники? А православные праздники, которые народ празднует в это время года?

- А вы знаете, что в это время у людей было много забот, давайте вспомним при каких совместных работах люди трудятся, поют песни и играют? (Капустные вечера, когда женщины собирались вместе, рубили капусту на зиму. Чтобы скоротать эту работу, они дружно это делали с песнями)


III Мотивация к теме урока.

- Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Наверное, мы будем говорить о ещё какой-то работе)

- Ну, что ж запомните это предположение.

- А сейчас послушайте загадку.

ЗАГАДКА

- В поле рос, скатерть принёс? (лён)

(СЛАЙД 2)

- А что такое лён? (это трава)

- Дети, это не простая трава, а культурное растение.

(СЛАЙД 3)

- До чего красив цветущий лён, всё поле в голубых цветочках.

IV Рассказ учителя о льне.

- А где в жизни вы сталкивались с такими словами лён, льняная?

Сейчас одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.

Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа

-Ребята, вспомните изделия, которые находятся в школьном музее. Все эти изделия передали ваши родители (старинная рубашка, рушники, скатерти, салфетки из льна), которые они бережно хранят от бабушек, прабабушек.

V Проблемная ситуация . (СЛАЙД 3)

-Ребята, а о чём вы думаете глядя на эти вещи и на цветущее поле?

-Какие мысли у вас возникают? (А как делали такие вещи?)

VI Работа по теме урока.

-А хотели бы вы узнать, как же получали такую ткань?

- Да, мы сегодня познакомимся с важнейшей старинной женской работой, как женщины из семечек получали льняную ткань.

Рассказ учителя

(СЛАЙД 4)

Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен.

(СЛАЙД 5)

Отцветёт лён, созреют на нём семена, к работе приступали женщины. Они срезали его серпами – это название древнего орудия труда - это железное лезвие, прикреплённое к деревянной ручке.

Серпом удобно срезать (жать) высокие стебли,такие как лён, рожь, пшеницу.

Целые поля женщины с серпами сжинали весь урожай, а потом складывали в небольшие скирды.

Трудно было, но наши предки работы не боялись, да и сжать урожай это только часть дела.

(СЛАЙД 6)

Из коробочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло.

-Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло? (Употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных. Художники использовали масло для приготовления олифы, которой писали иконы.)

(СЛАЙД 7)

Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням. Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна

(СЛАЙД 8)

Затем их сушили на специальных полках

(СЛАЙД 9)

Потом лён трепали, отделяя от древесной части стебля.

(СЛАЙД 10)

Затем мяли, чтобы сделать его мягче. Так получалась куде́ль — короткое путаное волокно.

(СЛАЙД 11)

Следующий этап это – очесывание.

Чесали лен специальными щётками. Всю эту сложную работу женщины, выполняли вместе с песнями и беседами.

-Рассмотрите образцы оческов сантехнического льна, которые у вас лежат в коробочке на парте

(СЛАЙД 12)

Затем женщины садились за прялки и руками из кудели пряли пряжу – это нити. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки.

(СЛАЙД 13)

А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи.

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна автоматизировано и выполняют станки на ткацких фабриках.

(СЛАЙД 14)

Такая получалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин)

Из тонкой ткани шили одежду, предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов

(СЛАЙД 15)

На этом слайде мы видим готовые изделия домашнего обихода изо льна

VII ФИЗМИНУТКА

VIII Закрепление.

Работа по учебнику с. 76

1. Прочитайте рассказ «Копотиха».

-Сопоставьте трудовые операции по обработке льна у народа коми с рисунками на с. 74-75 учебника.

2. Сообщения детей

- Ребята, что вам известно о святом Димитрии Солунском? 8 ноября жители села Иловай- Дмитриевское отмечают престольный праздник. Послушайте сообщения, которые подготовили София и Дима.

-В работе со льном и русские и карельские женщины придерживались приблизительно одних сроков.

(СЛАЙД 16)

Заочная экскурсия в музей

А сейчас мы мысленно отправляемся в город Кострому, в музей льна и бересты.

В 2005 году построила и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна.

Сказочный теремок окружают зелёные лужайки, яркие цветники, ручеек

Лён - росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое "северный шелк" и используемое для выработки тканей. Пройдем в зал льна. (СЛАЙД 17)

(СЛАЙД 18)

Зал инструментов

(СЛАЙД 19)

Зал изделий изо льна

(СЛАЙД 20)

1.Работа по тетради

А теперь откройте свои рабочие тетради на стр. 46 и по памяти выполните задание №1

Какой по счету рисунок вы выбрали?(2)

2. Работа с эл. приложением

IX изготовление куклы-льняницы

X Подведение итогов урока.

-Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?

-Как выглядит это растение?

-А теперь перечислим по порядку все этапы работы со льном.

-Сделаем вывод. Итак, издавна каждый народ знал: трудное дело надо делать сообща, дружно, с уважением и любовью друг к другу. Надо только правильно распределять работу. Похвала, угощение, рукодельный подарок, добрая песня тоже большая помощь.

XI Домашнее задание.

У. с. 74-77.т.

Т. с. 46, № 2.

XII Рефлексия .

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Что нового узнали?

-За что вы бы себя похвалили?

- Ребята, оцените свою работу на уроке, если вам понравился урок и вы узнали что то новое, то покажите мне желтый смайлик, если вы что - то не поняли, то покажите зелёный смайлик, урок не понравился - то покажите красный смайлик.

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!