СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока окружающего мира Вода-путешественница. Круговорот воды в природе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Вода – путешественница. Круговорот воды в природе»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока окружающего мира Вода-путешественница. Круговорот воды в природе»

БЕЗ ВКУСА

СВОЙСТВА БЕЗ ЗАПАХА

ВОДЫ: ПРОЗРАЧНАЯ

БЕСЦВЕТНАЯ

ТЕКУЧЕСТЬ

ИСПАРЯЕМОСТЬ

РАСТВОРИТЕЛЬ



ЖИДКОЕ


СОСТОЯНИЯ ТВЕРДОЕ

ВОДЫ

ГАЗООБРАЗНОЕ




ВОДА


ИСПАРЕНИЕ ( ПАР )


КОНДЕНСАЦИЯ

(ПЕРЕХОД ИЗ ГАЗООБРАЗНОГО СОСТОЯНИЯ В ЖИДКОЕ)


КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ









Открытый урок

по окружающему миру

Тема: «Вода – путешественница. Круговорот воды в природе»


















Цели урока: формировать понятие о круговороте воды в природе; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение изученного

- Вспомните, на какие части мы делим природу? (живая, неживая)

- Что относится к неживой природе? (воздух, вода, звезды, горы и т.д.)

- Что относится к живой природе? (люди, растения, животные)

- О чем же мы будем говорить на уроке, вы мне ответите , отгадав загадку:

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

_ Люди говорят:»Там, где есть вода, есть жизнь». Около рек, озер и других водоемов растут растения, поселяются животные. А почему встречаются растения в горах, на лугах, пустынях, в местах далеких от водоемов?

(высказывания детей: - потому что растения растут везде.

- В земле есть вода.

-Откуда в земле вода?

- Из глубин Земли.

- Ты, что, там же высокая температура. Там

Ядро. Там все расплавлено.

- От дождей.)

_ Действительно, мы видим, по всей Земле растут растения. Значит есть вода. Как вода оказывается в разных районах? Это мы должны узнать.


- Прочитайте тему урока. (Вода – путешественница)

- Как вы понимаете слово «путешественница»?

- Можно ли отнести это слово к воде и почему?

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом Капля-Капитошка.



  1. Проверка домашнего задания


- Но прежде ответьте на несколько вопросов.

- На предыдущих урока и дома мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода-волшебница, Перечислите их. (учитель постепенно открывает таблицу, а дети называют свойства воды)

На доске схема:

Свойства воды: без вкуса

Без запаха

Прозрачная

Бесцветная

Текучесть

Испаряемость

Растворитель

-Вода о себе говорит:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.


- Как вы это понимаете? (вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном)

На доске схема:

Состояния воды: жидкое

Твердое

газообразное

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги)

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, океаны, озера, ручьи ит.д.)


- Составьте схему перехода воды из одного состояния в другое. Укажите, при каких условиях это происходит. (работа в группах. Используется набор карточек:




Нагревание охлаждение водяной пар

Жидкая вода лед, снег



- Проверяем:


1 вариант: водяной пар жидкая вода лед, снег

Нагрев. Охлажден.



2 вариант: жидкая вода водяной пар лед, снег

Нагрев. Охлажден.


  1. Путешествие воды

- Сейчас мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет о своих путешествиях.


- У вас на парте текст «Рассказ Капитошки», найдите его.

- Я от лица Капитошки начну читать историю путешествия, а вы внимательно слушайте.



Рассказ Капитошки.


Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.


Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.


Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу.


И приземлился я в речку, и снова встретился со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.






Рассказ Капитошки.


Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.


-О чем сейчас рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? (вода испарилась)

Схема: Вода

Испарение (пар)

Конденсация


Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.


- Какой процесс описывает Капитошка? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли)

- Во что они превращаются зимой? (в льдинки)

- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется КОНДЕНСАЦИЕЙ.


Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали


падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу.


- В виде чего, выпала на землю капля? (в виде осадков)


И приземлился я в речку, и снова встретился со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.


- Воспроизведите последовательность путешествия капли.(Испарение, конденсация, осадки и снова испарение.) Как помощь можете использовать ТЕКСТ №3.

- Что ВЫ ЗАМЕТИЛИ? Как происходит путешествие капли? (по кругу)

Защита рисунков «Путешествие Капитошки»


- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.


Вывешивается схема «Круговорота воды»


-Как вы думаете круговорот воды в природе прерывается? (Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.)


- Как вы думаете, что было бы в природе Земли без круговорота воды? Опишите такую Землю и обоснуйте свою точку зрения.

- Перед вами текст № 2. Подтвердите, что круговорот воды в природе важен.


Текст №2


Круговорот воды в природе.


Круговорот воды в природе происходит постоянно: день за днем, год за годом, столетие за столетием. Мы пьем воду, которую пили динозавры, дышим воздухом, которым дышали мамонты.

Почва получает воду из атмосферы и передает рекам, животным и растениям. Почва способна долго сохранять воду, поэтому растения, растущие на ней, не гибнут. Если вода окажется недалеко от корня растения, он втянет ее в себя, пропустит по сосудам до листьев, а может, и до плодов. По «дороге» растение отберет из воды все необходимые ему вещества. Растения получают воду из почвы, животные или пьют воду из рек и озер, или поедают растения,

Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Под землей могут образовываться реки и целые озера. Проходя через грунт, вода очищается, поэтому она считается самой хорошей и чистой питьевой водой. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Круговорот воды создает на земле реки, озера, вообще все водоемы. Вместе с водой появляются растения. А с речкой и растениями безжизненный рельеф превращается в ландшафт. Из под земли вода попадает в реки и пополняет их влагой в любое время года.

















4. Итог урока


- Еще раз прочитайте тему урока. (Вода – путешественница. Круговорот воды в природе.)

- Докажите, что вода – действительно путешественница.(Вода находится в природе в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде осадков – дождя и снега, возвращается на землю.)




































ВОДЯНОЙ ПАР



ЖИДКАЯ ВОДА



ЛЕД, СНЕГ



НАГРЕВАНИЕ



ОХЛАЖДЕНИЕ






















ТЕКСТ № 3





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!