СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока «Основы православной культуры»на тему: Заповеди

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование целостного отношения к своему краю, целостное отношение к жизни, справедливости, чести и достоинства у обучающихся, через знакомство с заповедями.  

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока «Основы православной культуры»на тему: Заповеди»

Практическая работа

План-конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению

Тема: «Заповеди»

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Цель: формирование целостного отношения к своему краю, целостное отношение к жизни, справедливости, чести и достоинства у обучающихся, через знакомство с заповедями.

Задачи:

Воспитательные: воспитание нравственных качеств, знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея; формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; воспитывать любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Развивающие: развитие умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных; развитие личности ребёнка.

Образовательные: знакомство с новыми понятиями (заповедь, скрижаль), формирование умения наблюдательности, зрительного и слухового внимания, память; расширять и активизировать словарь детей по теме; формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе, развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, принимать и сохранять учебную задачу; учиться выполнять действия по заданному алгоритму; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выполнять универсальные логические действия: (анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений); выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.

Оборудование: учебник, интерактивная доска


Ход занятия:


  1. Подготовительный этап.

У.:   Добрый день, ребята! У вас на столах должны быть учебник, тетрадь, ручка. Наше занятие мы начнем со стихотворения М. Пляцковский

У.:  Землю обогнули тоненькие нити,

 Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

У.: - Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем «Я желаю тебе...»

(Ребята говорят пожелания друг другу.)

II. Актуализация знаний.

У.: -Что  помогает людям  дружно жить в коллективе, в обществе - назовите общим словом?

О.: - Правила, традиции, закон.

У.: - Есть ли связь между словами «Заповедь», «Заповедник», «Заповедный»? Слова заповедник и заповеди похожи между собой? Их можно назвать однокоренными словами?

О.: «Заповедник – это место, где находятся животные, их запрещено этих животных охраняют люди, так как этих животных осталось очень мало»

У.: -Тема нашего урока «Заповеди». Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Как вы понимаете смысл слова «заповедь»?

О.: - Нет

У.: - Тогда, для начала запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)- нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

У.: - Тогда что такое заповедь?

(Обучающиеся называют то понятие, которое им понравилось).


III. Открытие новых знаний.

У.: - Вы знаете, как люди получили от Бога заповеди?

О.: - Нет

У.: - В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить,  людям приходилось переступать законы жизни. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения. Эти заповеди были даны пророку Моисею на горе Синай.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того чтоб там встретить Бога, и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел,  на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены  в ящик, обитый  золотом, который  назывался Ковчегом. Моисей поставил  ковчег  в особой палатке (скиния), где для него было отведено  специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей  вынес  скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя  сам он этой перемены в себе не замечал. Бог дал Моисею 10 заповедей.

У.:- На слайде написаны заповеди, прочитайте их и скажите, какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

О.: - Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом.

У.: - Правильно! Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих шести заповедях мы и поговорим с вами подробней.

У.: - Сейчас мы рассмотрим каждую из них.

У.: - Прочитайте материал учебника на странице 40. Что сказано о заповеди. «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле».

(Обучающиеся читают).

У.: - Ребята, что такое почитание? Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей?

О.: - Почитание – это уважение, любовь , поддержка. Родители подарили нам жизнь, любят нас.

У.: - Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?

О.: - Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: любить их, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать их в трудах, заботиться о них в нужде, а особенно во время их болезни и старости. По этой же заповеди нужно почитать и родственников, и учителей, и взрослых, относиться ко всем с любовью, добром.

У.: - В учебнике на странице 41 прочитайте отрывок, в котором говорится о шестой заповеди. «Не убивай»

(Обучающиеся читают)

У.:- Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на, другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого?

О.: - Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

О.: - Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, отнятие жизни у других людей, и у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому лишить самого себя или другого жизни есть самый ужасный, тяжкий и великий грех. По этой заповеди нельзя издеваться над животными.

У.: - В учебнике на странице 41 прочитайте отрывок, в котором говорится о седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй»

У.: -  Что сказано в учебнике об этой заповеди.

О.: -  Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою.

О.: - Данная заповедь учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой. Нельзя переступать через любовь. Не предавать. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

У.: -   что написано об восьмой заповеди в учебнике? «Не кради».

У.: - Что общего у убийства и воровства?

О.: - Человек, который крадет и убивает, расценивают другого человека как помеху.

О.: -  Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до цели.

У.: - Правильно! Ребята, ничего не берите без спроса ни явно, ни тайно. Не обманывайте при продаже. Не скрывайте найденное.

У.: - На слайде прочитайте девятую заповедь. «Не лги».

У.: - Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?

О.: - Христиане верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

У.: - Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Поскольку заповедь, запрещающая ложь, дает именно Бог, для христианина это становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман.

У.: - Прочитайте десятую заповедь: «Не завидуй».

У.: - Зависть является величайшим злом для души. Как ржавчина разъедает железо, так и зависть – душу, в которой она живет. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

О.: - Старуха в сказке всегда завидовала и хотела большего, все время требовала этого от Золотой рыбки, в конце концов, она все потеряла. Иногда люди очень многого хотят, но во всем нужно иметь меру.

У.: - Почему нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?

О.: - Добрые дела, особенно тому, кому завидуешь.

У.:- Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.


IV. Первичное закрепление.


1.Работа со статьёй учебника.

У.: - Прочитайте текст на страницы 40 в заголовке «Вы узнаете».


2. Работа в парах.

У.: - Как понять смысл пословицы

О.: - «На лжи далеко не уедешь» Ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия. Рано или поздно обман раскроется, и его последствия будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул тебя ко лжи. Одно ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником своего обмана. Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим.

У.: Посмотрите на слайд и соотнесите пословицы с заповедями.


3.Работа с иллюстрацией.

У.: - Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 41, Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». Кого мы видим на данной иллюстрации? Каким изобразил художник Моисея, как он изобразил людей?

О.: - На данной иллюстрации мы видим Моисея и он держит в руках скрижаль с заповедями.


V. Закрепление

У.: - Для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

О.: Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

У.: - В Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать


VI. Рефлексия:

У.: - Ребята! Если наш урок сегодня вам понравился и вам все было понятно-поднимите, большой палец вверх, если на уроке у вас возникали сложности или осталось что, то не понятно-опустите большой палец вниз.


VII. Подведение итогов.

У.: - Ребята, как вы думаете, от чего же и от кого зависит наличие зла в жизни?

О.: - От людей.

У.: - Как вы думаете, в чем заключается смысл человеческой жизни: в создании прекрасного, доброго или безобразного, злого?

У.:- Что реально сделать в наших силах, чтобы мы могли сказать о себе и своих близких: да, мы идем дорогою добра?

О.: - Стараться жить по заповедям.

У.: - По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.


Используемая литература:

1.    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.: Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев
2 . Толковый  словарь С.И. Ожегова.
Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs/index-288533.html?page=5   -Заповеди


Скачать

© 2018, 669 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!