СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "План местности. Условные знаки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "План местности. Условные знаки"»

План-конспект урока: План местности. Условные знаки.

5 класс.


Цели и задачи урока: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках

Средства обучения: топографическая карта, раздаточные наборы условных знаков


ХОД УРОКА

  1. Проверочная работа по разделу «Введение»

(Вопросы пишутся на доске, работа на 10 мин.)

1 вариант

1. Кто первым сформулировал понятие «География»?

2.Что изучает физическая география?

3.Какой период называют эпохой Великих географических открытий? Почему?

4. Чья экспедиция открыла морской путь в Индию?

5. Кто создал первый глобус?

  1. Что такое земная ось?

  2. Какие точки Земли называют географическим полюсами?

  3. Что является следствием вращения Земли вокруг своей оси?

2 вариант

1. Что такое географический прогноз?

  1. Что изучает экономическая география?

  2. Кто первым и когда осуществил кругосветное плавание?

  3. Кто был первым европейцем, достигшим Китая?  

  4. Почему Америка не названа в честь человека, первым открывшего ее?

  5. Что такое экватор?

  6. Как Луна влияет на Землю?

  7. Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца?

 2. Изучение нового материала

При изучении географии пользуются изображениями поверхности Земли – космической съемкой, аэрофотосъемкой, планом местности, географической картой и глобусом. Космическая съемка – фотографирование поверхности Земли со спутников. Аэрофотосъемка – получение изображения земной поверхности при фотографировании с летящего самолета. Начнем с плана местности. Записать тему урока в тетради. Знания этой темы пригодятся вам в будущем. Когда вы пойдете в поход, вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение, какую одежду взять, возможно - подготовиться к переходу реки, оврага и т. д. Откуда вы сможете получить информацию о районе похода? (по карте). Учитель показывает две карты: географическую и топографическую. Какую карту нужно взять в поход? (топографическую) Почему именно топографическую карту? (она подробная, удобнее использовать для изучения района, где будет проходить маршрут похода)

Значение топографических планов – они необходимы при любой хозяйственной деятельности, в быту (план квартиры, садового участка и т.п.). Специалисты, которые составляют топографические планы (т.е. ведут съемку местности), называются топографы. Наука топография (отдел картографии) родилась еще в Древнем Египте, когда надо было определить размеры и границы плодородных участков во время разлива Нила. При раскопках в Вавилоне была найдена статуя военачальника с планом крепости в руках. Уже тогда топография применялась в военном деле.

Для того чтобы работать с топографической картой, нужно уметь ее читать. Нельзя читать, не зная азбуки. Азбукой карты являются условные знаки. На старых картах знаки были рисованными, а сейчас используют графические условные знаки. Они одинаковы для всех стран мира. Пользуясь атласом, рассмотрите их (какие используются цвета?). Требования к изображению условных знаков - простота, непохожесть друг на друга, отдаленное сходство с изображаемым предметом, аккуратность вычерчивания. Топографическая карта (план)изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3 . Закрепление

Прочитайте рассказ.







Для закрепления можно предложить написать топографический диктант. Ученик на доске записывает текст, заменяя выделенные слова условными обозначениями.

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает лиственный лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам можно по железной дороге.

4. Домашнее задание: § 4, Р.Т. (стр. 8-9, № 1-3). Изобразить в тетради условные знаки следующих объектов и выучить их (отметить в атласе): болото, озеро, пристань и паром на реке, родник, колодец, отдельно стоящее дерево, смешанный, хвойный, редкий и лиственный лес, вырубка, просека, кустарник, фрукт. сад, луг, овраг, обрыв, пашня, огород, деревянный мост, железнодор. мост, железная дорога и станция, автомобильное шоссе, тропа, проселочная дорога, завод с трубой, полевая дорога, дом лесника, школа, линии электропередач и связи, город, пески, река с направлением течения





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!