СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по алгебре в 10 классе по теме "Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного".

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические цели:

1) образовательная: ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать  показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом  введения новой переменной, отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом  введения новой переменной;

2) воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;

3) развивающая: развитие  логического мышления,  умение выбирать материал для изучения.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по алгебре в 10 классе по теме "Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2»

города Бахчисарай Республики Крым














План-конспект урока по алгебре в 10 классе


Тема урока: «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».




















Учитель

высшей квалификационной категории

Лисавкина Л. П.



Методические цели:

1) образовательная: ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной, отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;

2) воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;

3) развивающая: развитие логического мышления, умение выбирать материал для изучения.


Методическое обоснование темы:

Данная тема изучается в начале первого семестра и является частью темы "Показательные и логарифмические уравнения и неравенства" учебного раздела "Алгебра и начала анализа 10 класс". Реализация ИКТ на уроках позволяет реализовать дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении. Позволяет сформировать интерес к математике.



Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, записи на доске, карточки.


Ход урока:

1. Организационный момент

(Сообщение темы и целей урока)


2. Повторение свойств степени.


Перечислим свойства показателей степени:

Нулевая степень любого числа равна единице.

Далее:

Следствие из данного свойства:

3. Объяснение нового материала.

 Показательным уравнением называется уравнение содержащее переменную в показателе, то есть  это уравнение вида:

, где f(x)  выражение, которое содержит переменную. 

Методы решения показательных уравнений

1. В результате преобразований уравнение можно привести к виду:

Тогда применяем свойство:

2. При получении уравнения вида  f(x) = b  используется определение логарифма, получим:

3. В результате преобразований можно получить уравнение вида:

Применяется логарифмирование:

Далее применяем свойство логарифма степени:

Выражаем и находим х.



4. Закрепление нового материала.


  1. Найдите корень уравнения:

41–2х = 64.


Необходимо сделать так, чтобы в левой и правой частях были показательные выражения с одним основанием. 64 мы можем представить как 4 в степени 3. Получим:

41–2х = 43

Основания равны, можем приравнять показатели:

1 – 2х = 3

– 2х = 2

х =  – 1

Проверка:

41–2(–1) = 64

41+2 = 64

43 = 64

64 = 64

Ответ: –1


  1. Найдите корень уравнения 3х–18 = 1/9.

Известно, что

Значит  3х-18 = 3-2

Основания равны, можем приравнять показатели:

х – 18 = – 2

х = 16

Проверка:

316–18 = 1/9

3–2 = 1/9

1/9 = 1/9

Ответ: 16

  1. Найдите корень уравнения:

Представим дробь 1/64 как  одну четвёртую в третьей степени:

Теперь можем приравнять показатели:

2х – 19 = 3

2х = 22

х = 11

Проверка:

Ответ: 11

  1. «Метод введения новой переменной» (или замены)

Суть этого метода – ввести такую замену переменной, что показательное уравнение преобразится в такое, которое решается гораздо проще. Все что останется после решения этого самого «упрощенного уравнения» — это сделать «обратную замену»: то есть вернуться от замененного к заменяемому.

Пример : 

4x + 2x= 12.

Решение:

22x + 2x– 12 = 0
Обозначаем 2x = у.
y2 + y – 12 = 0
y1 = - 4; y2 = 3.
a) 2x = - 4.Уравнение не имеет решений, т.к. 2х 0.
б) 2x = 3; 2x= 2log23; x = log23.

Ответ: log23.

5. Решение заданий по теме.

Работа по вариантам (задания демонстрируются на экране)


Вариант 1

Вариант 2

Решите уравнения

1) ; 2) ; 3); 4) ;

5) .

1) ; 2) ;

3) ; 4) ;

5) .


Решение заданий из учебника.

6.Проверочная работа.

Учащиеся начинают решать задания уровня А, решив их, можно перейти к уровню В. Уровень С не обязательно решать всем учащимся, а только более подготовленным учащимся.

Уровень

Вариант 1

Вариант 2

Решить уравнение:

1. ; 2. ;

3. .

Решить уравнение:

1. ; 2. ;

3. .

Вариант 3

Вариант 4

Решить уравнение:

1. ; 2. ;

3. .

Решить уравнение:

1. ; 2. ;

3. .

Уровень

Вариант 1

Вариант 2

Решить уравнение:

1. ; 2. ;

3. .

Решить уравнение:

1. ;

2. .

3. .

Вариант 3

Вариант 4

Решить уравнение:

1. ;

2. .

3. .

Решить уравнение:

1. ;

2. .

3. .

Уровень

Вариант 1

Вариант 2

1. Решить уравнение

2. Решить систему уравнений

1. Решить уравнение

2. Решить систему уравнений

Вариант 3

Вариант 4

1. Решить уравнение

2. Решить систему уравнений

1. Решить уравнение

2. Решить систему уравнений


8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.


9. Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!