СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по басне И.А.Крылова "Волк и ягненок" (в форме урока-суда)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлен план-конспект урока по басне  И.А.Крылова "Волк и ягненок" по теме: «Суд над ягненком. Пострадавший - волк» Презентации учеников 5 класса к данному уроку представлены отдельно

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по басне И.А.Крылова "Волк и ягненок" (в форме урока-суда)»


План-конспект предметного мероприятия по литературе в 5 классе,

проведенного в рамках педагогического мастерских

Учитель: Васильева Г.А.


Дата проведения:


Тема: «Суд над ягненком» (по басне И.А.Крылова «Волк и ягненок»)

Дидактическая модель: Репродуктивно – продуктивная


Форма проведения: Судебное заседание (предметное мероприятие с использованием инсценирования и элементов технологии критического мышления).



Вид деятельности учащихся: работа индивидуальная, групповая.


Педагогические средства: беседа эвристического характера; использование иллюстративного материала; работа с учебником, справочной литературой; интеграция знаний; дифференцирование заданий, предлагаемых разным группам учащихся


Образовательные задачи (планируемый результат и уровни усвоения):

Ученик научится

-определять существенные признаки басни,

объекты сравнения,

-устанавливать различия;

- находить особенности сюжета.

- выразительно пересказывать,

объяснять значение новых слов

правильно и аргументировано отстаивать

свою точку зрения

(языковая, коммуникативная компетенции)

Ученик будет иметь возможность научиться

- осуществлять дедуктивное

обобщение,

-давать обобщение понятия,

- определять аспект сравнения объектов;

-определять мораль басни,

-находить авторскую позицию,

-сопоставлять персонажей.

- читать по ролям,

- инсценировать,

-работать с лексикой.



Развивающие задачи:

- развивать креативность мышления; языковую, коммуникативную компетенции пятиклассника;

- способствовать актуализации, систематизации и закреплению знаний о басне, полученных ранее

- способствовать воспитанию интереса к предмету через нетрадиционную форму работы







Ход урока:


1. Организационный этап

Приветствуем гостей, настраиваемся на работу.



2. Стадия вызова – прием «найди лишнее»:

На доске написаны слова: ягненок, волчонок, лисенок, вороненок, ученик выбирает с его точки зрения лишнее, аргументируя ответ.

Лишним может быть с точки зрения

русского языка:

- ягненок (т.к. остальные начинаются с согласной буквы, а это слово – с гласной, которая дает два звука);

- волчонок (т.к. в остальных словах нет чередования конечной согласной корня, а здесь К//Ч, что приводит к применению орфограммы «О-Ё в суффиксах существительных после шипящего);

- ягненок (т.к. остальные слова созданы путем присоединения суффикса –ОНОК (ЕНОК) к названию взрослого животного, а это слово создано от другой основы);

окружающего мира:

- ягненок (т.к. остальные животные дикие, а это - одомашненное);

- вороненок (т.к остальные – названия зверей, а это – птица)

- ягненок (травоядное, остальные – хищники)

литература

- ягненок (слово есть в названии басни И.А.Крылова «Волк и ягненок»)


3. Определение темы урока. Мотивация к учебной деятельности.

28.11.2013 Урок внеклассного чтения.

Басня И.А.Крылова «Волк и ягненок»


Слово учителя о выборе формы проведения урока; о планируемом проведении урока

(обратить внимание на портрет баснописца)


4. Суд над ягненком (обвинитель волк)

ЯГНЕНОК


ВОЛК

- беззащитный

- робкий

- маленький

- слабый

-тактичный

- наглый

- большой

- сильный

- грубый

- голодный


а) Презентация о составе суда


б) Подбор эпитетов к словам, обозначающим главных героев (Предварительно вспоминаем определение термина «ЭПИТЕТ»)


в) Инсценирование басни И.А.Крылова «Волк и ягненок» (актеры) // работа экспертов


Презентация басни И.А.Крылова «Волк и ягненок», выполненной в Power Point (5, 6 техники) // работа экспертов



г) суд (работа адвокатов, прокуроров, судей)//работа секретарей// работа экспертов


говорит только тот, на ком надета процессуальная шапочка, работа строго по тексту


адвокаты

прокуроры

судьи

Наш подзащитный не

имел намерений вредить –

он только вышел погулять

А басне говориться:

«Надо же беде случиться»

«Голодный рыскал волк»

«На добычу стремиться»

Обвиняемый имел первоначально преступные намерения

Потерпевший сразу повел себя грубо по отношению к волку: он стал мутить воду, которую пил наш подзащитный

Обвиняемый хотел «делу дать законный вид и толк»

Подзащитный не мог мутить ему питья, т.к стоял ниже по ручью

Суд поддерживает сторону прокуроров

Потерпевший дерзил подзащитному, обвинял его во лжи

Речь подзащитного очень уважительна (светлейший волк, осмелюсь донесть, от светлости его, гневаться напрасно он изволит)

Протест адвокатов отклонен

Возможно, в эту встречу потерпевший повел себя корректно, но раньше он уже грубил волку. Да и в этот раз, все таки потерпевший обвинял подзащитного во лжи.

Раньше: «в запрошлом годе» встреч между потерпевшим и обвиняемым быть не могло, т.к ягненку «от роду нет году»

Да и сейчас он ни словом, ни поступком не обвинил волка во лжи.

Суд поддерживает сторону прокуроров

Может быть это был кто-то из родственников потерпевшего, и потерпевший должен нести ответственность за их поведение тоже

У нашего подзащитного нет родственников, да и презумпцию невиновности никто не отменял.

Ягненок не виноват в поведении других лиц.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в обвинении нашего подзащитного обвиняемый зашел слишком далеко. Он не стал принимать никаких аргументов, потому, что они и не были ему интересны; он стал обвинять ягненка в обидах, нанесенных всеми овцами, псами, пастухами.

Протест адвокатов отклонен

Но ведь, действительно, волка обижают все, и, возможно, не справившись с обидой на несправедливость, волк выместил злобу на ягненке

Голодный волк первоначально, как говорилось выше, задумал преступление.

Это только подтверждает то, что на вопрос потерпевшего: «Ах, я в чем виноват?»

Волк, не считая нужным больше соблюдать приличия, грубо отвечает: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». При этом он, а не наш подзащитный все время грубит: «наглец, нечистое рыло, негодный, щенок», угрожает подзащитному: «я голову с тебя сорву, но я с тобой за их разделаюсь грехи»

Суду все ясно.

Суд постановляет, что потерпевший не виновен ни в одном из предъявленных ему адвокатами волка обвинений.

Волка же, напротив суд признает виновным по всем предъявленным обвинениям и приговаривает быть аллегоричным назиданием потомкам в века.



  1. Включение в систему знаний и повторение

а) слово учителя: Вот и закончился суд над волком. Мы все неплохо поработали.

Оценку адвокатам, прокурорам, судьям (актерам) я могу уже выставить; вы все оценили работу иллюстраторов, повесив жетон рядом с их творениями; хотелось бы увидеть до конца работу техников.

б) презентация «Терминология»


в) работа по перфокартам

1. – подберите слово, которое поможет раскрыть характер волка из басни - вероломный

- глупый

- голодный;

В прямоугольнике напишите название этого приема.(эпитет)

2. – нравоучительный вывод к басне «Ворона и лисица» начинается словами:

«Уж сколько раз твердили миру….»

«У сильного всегда бессильный виноват…»

«Впредь чужой беде не смейся, голубок…»

В прямоугольнике напишите, как другими словами можно назвать нравоучительный вывод (Мораль)

3. - одна из форм иносказания, когда конкретный образ используют для выражения отвлеченных понятий и суждений называется - аллегория

- бродячий сюжет

- мораль

В прямоугольнике напишите, как еще можно назвать указанную вами форму (эзопов язык, иносказание)

4. – обозначьте лишнюю фамилию, в прямоугольнике напишите обоснование - Пришвин

- Эзоп

- Крылов

(не писал басни)

5. - В прямоугольнике напишите, как называется сюжет авторского литературного произведения (чаще всего заимствованный из народного эпоса), который взят за основу авторского произведения несколькими разными авторами из разных стран (бродячий сюжет)

В квадратике пометьте, в какой басне И.А.Крылова мы не сталкиваемся с таким сюжетом

- Демьянова уха

- Стрекоза и муравей

- Ворона и лисица

блицпроверка

г) оценка, данная экспертами; сдача протоколов



  1. Стадия рефлексии: развесьте ягнят и волков по «географическим точкам» - луг радости, поле удовлетворения (удовольствия), лес тревоги, роща обиды и роща грусти, бор ожидания, пастбище просветления, Бермудский Треугольник



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!