СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по биологии для 6-го класса по теме: "Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по биологии для 6-го класса по теме: "Фотосинтез"»















Тема: «Фотосинтез».











Учитель: Кондрашева Н.С.





























Тема урока: «Фотосинтез»


Цель: Изучить процесс фотосинтеза и его значения для жизни на Земле


Тип урока: «открытие» новых знаний


Задачи:

- образовательные: познакомить с воздушным питанием растений; раскрыть понятие «фотосинтеза»; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях  и особенностях протекания фотосинтеза.

- развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни; уметь делать выводы из анализа эксперимента

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; формировать экологическую культуру на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов;

регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;

коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в коллективе.

Оборудование урока: комнатное растение - герань, картофель, горячая вода, спирт, пинцет, раствор йода, лучина, таблица «Фотосинтез», проектор, презентация.

Ход урока.

Организационный момент

- Здравствуйте, мои юные друзья!

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”


Актуализация опорных знаний.

Проверка дз. Один ученик выполняет у доски схему «Виды удобрений» с последующим пояснением.



Удобрения



Минеральные





ТОРФ

















Фронтальная работа:

1. Что такое минеральное питание?

2. Как растения поглощают питательные вещества?

3. Что такое корневое давление?

4. Почему растения нельзя поливать холодной водой?

5. Какие виды удобрений вы знаете?

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

7. Что такое подкормка?

Изучение нового материала

Мотивация и целеполагание

Сегодня на уроке мы будем экспериментировать и исследовать листья. А листья — это своеобразные станции по выработке органических веществ.

В конце 18 в. ученые с помощью опытов выяснили, что для нормального развития и роста растениям необходимы вода , минеральные вещества и органические вещества. И пришли к выводу, что растения сами вырабатывают органические вещества.

Как называется этот процесс? (Фотосинтез)

Записываем тему урока

Благодаря фотосинтезу существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса.

Какова будет цель урока? (Изучить процесс фотосинтеза и его значение для жизни на Земле)

Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле. Ежегодно зеленые растения синтезируют большое количество органического вещества, поглощают около 600 млрд т углекислоты, выделяют в атмосферу 400 млрд т свободного кислорода. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество преобразованной солнечной энергии.

Где происходит процесс фотосинтезе?

Какая часть растительной клетки отвечает за данный процесс? (хлоропласты)

Как обнаружить органические вещества в листьях?

Существуют вещества-индикаторы, с помощью которых можно узнать о наличие других веществ.

Например: если на разрезанный картофель капнуть раствор йода, то клубень посинеет (йод помогает обнаружить органическое вещество -крахмал), а если лист герани опустить в раствор йода, то результата нет. Это объясняется тем, что раствор йода не может проникнуть в хлоропласты. Нужно разрушить стенки хлоропластов и извлечь зеленый пигмент – хлорофилл.

Хорошим растворителем является спирт, поэтому опускаем срезанный лист герани в горячий спирт. Что наблюдается? (окрашивание спирта в зеленый цвет и обесцвечивание листа герани). Промываем в теплой воде обесцвеченный лист и опускаем в раствор йода.

Что можно сказать сейчас? (окрашивание произошло).

Доказали наличие органических веществ в растении.

Во всех ли клетках листа образуется крахмал?

Для этого проведем следующий эксперимент.

Возьмем растение-герань окаймленная. Свое название — это растение получило из-за белых, лишенных хлорофилла участков на листовой пластинке (белая каемка по краю листа). Поставим растение на яркий солнечный или электрический свет. (Делаем заранее). Через несколько часов срежем один из листьев. Обесцветим его, так же как в первом опыте, промоем в воде и на
2-3 минуты положим в слабый раствор йода. В растворе йода лист окрасился в синий цвет не весь. Белая полоса по краю листа не окрасилась.

Почему в зеленой части листа обнаружен крахмал, а в белой каемке его нет?

В клетках зеленой части листа имеются хлоропласты, содержащие хлорофилл. В них образуется сахар, а затем крахмал. В пластидах клеток белой полоски листа герани, окаймленной нет хлорофилла. Поэтому здесь крахмал не обнаруживается.

Вывод: органические вещества образуются только в клетках с хлоропластами, и для их образования необходим свет.

Физкультминутка

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Итак, продолжим наш урок.

Докажем, что растения выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Возьмем две большие стеклянные банки и поставим в них небольшие комнатные растения в цветочном горшке. Плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую банку выставим на яркий свет, вторую оставим в темноте. (Делаем заранее)

Через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки. В первой банке лучинка не гаснет, а продолжает ярко гореть. Значит, в этой банке появился какой-то газ, поддерживающий горение.

Вывод: поддерживает горение только кислород. Зеленые листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили некоторое количество кислорода.

Опущенная во вторую банку горящая лучинка потухнет. Следовательно, зеленые растения выделяют кислород только на свету.

Делаем вывод

Что такое фотосинтез?

Фотосинтез – сложный процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование) (Обучающиеся записывают в тетради и обсуждаем на схеме).

Фотосинтез





Ученый К.А Тимирязев изучал подробно процесс фотосинтеза. Изучение фотосинтеза привело Тимирязева к выводу о "космической роли растений". Именно так озаглавил он лекцию, которую прочитал в 1903 году в Лондонском королевском обществе. Он называл растение посредником между небом и землей. Сравнивал растения с Прометеем, похитившим огонь с неба, так как именно растения, использующие для питания энергию солнечного света, создают первичное органическое вещество, еду для животных. Именно они поддерживают постоянство химического состава атмосферы, выделяя кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов.

Какова роль фотосинтеза в природе и жизни человека?

1. Образование органических веществ для питания грибов, бактерий, животных и человека.

2. Выделение кислорода в атмосферу.

3. Преобразование световой энергии в химическую

4. Образование озонового слоя.

5. Контроль за содержанием углекислого газа в атмосфере.

Закрепление

Вставьте в текст пропущенные слова.

Растения сами образуют_________________ из_______________.

Для этого растениям необходимы энергия__________, углекислый __________ и___________.

Образование органических веществ происходит в зелёных листьях, содержащих ________________.

Хлорофилл — _______________, улавливающий энергию солнечного света.

(кислород, органические вещества, минеральные вещества, газ, солнечного света, пигмент, вода, хлоропласты, отросток)

Рефлексия

О чем говорили на уроке?

Что нового узнали?

Домашнее задание: § 19, Рубрика «Подумайте!» стр.101


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!