«УТВЕРЖДАЮ»
Директор_____________
_______________
МКОУ «АККИНСКАЯ СОШ»
ТАБАСАРАНСКИЙ РАЙОН РД
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по биологии
10 класса
На тему: «Бесполое размножение»
Подготовил: Мурадханов Магомедага Ризаевич –
учитель биологии высшей категории
с.Акка
2022 г.
План-конспект открытого урока по биологии для учащихся 10 класса
на тему «Формы размножения. Бесполое размножение»
Подготовил: учитель биологии – Мурадханов М.Р.
Дата проведения: 30.09.2022 г.
Цель урока:
1. Сформировать теоретические знания о формах размножения организмов. Дать сравнительную характеристику способам бесполого размножения как у растений, так и у животных. Закрепить знания о споровом и вегетативном размножении растений.
2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.
3. Воспитывать интерес к урокам биологии.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Организационная форма: групповая работа, индивидуальная, работа в парах.
Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;
2. Презентация «Вегетативное размножение растений»
Натуральные объекты: комнатные растения: сенполия, зефирантес, гибискус, сансевьера, хлорофитум, фиалка.
Раздаточный материал:
- контрольные карты,
- инструкция для практической работы,
- этикетки для цветов,
- цветные ручки (зелёный - для взаимопроверки)
- материал из СМИ «Клонирование овцы Долли», схемы для заполнения
«Формы размножения организмов» (на каждого ученика).
Оборудование для практической работы:
- небольшие горшочки, заполненные грунтом – (по количеству учеников)
- палочки для пикировки
- салфетки;
- посадочный материал: стеблевые черенки гибискуса, листовые черенки сенполии, фиалки, побеги хлорофитума (отделённые от усов), корневые черенки сансевьеры, луковицы зефирантеса; гладиолуса, тюльпана, клубни георгин
- вода для полива растений.
Ход урока:
-
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
2. Изучение нового материала:
- О том, какую сегодня будем изучать тему урока, вы должны угадать сами, прочитав на слайде слова американского биолога Меллера и ответив на вопрос: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».
Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».
- Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (размножение)
- Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению. А что такое размножение? (воспроизведение себе подобных) Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.
- Запишите число и тему урока в тетради: «Формы размножения. Бесполое размножение»
- Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.
- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)
Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.
- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?
Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:
“Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.
Поэтому я предлагаю вам, в ходе урока заполнить левую часть таблицы, которая лежит перед вами, а правую мы заполним на следующем уроке.
- Учитель: Какое размножение называют бесполым?
Ученики: Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:
При бесполом размножении принимает участие только одна особь;
Осуществляется без участия половых клеток;
В основе размножения лежит митоз;
Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.
Преимущество – быстрое увеличение численности.
Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.
- Учитель: Какое размножение называется половым?
Ученики: Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:
В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.
Происходит с образованием гамет.
Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.
Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.
Недостаток: риск остаться без потомства.
Обсуждение: в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)
- У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.
- В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. Учитель: Какие формы бесполого размножения вы знаете?
Ученики: Деление клетки, спорообразование, вегетативный….
Учитель: Правильно! Запишите в схему первый способ бесполого размножения: деление клетки. Какие организмы размножаются этим способом? (бактерии, амёбы, простейшие…)(слайд)
Учитель: Второй способ бесполого размножения, который вы назвали – спорами. Перед вами на столах лежат гербарии различных растений. Выберите только те, которые размножаются спорами. ( Работа в группах: выбирают мхи, хвощи, плауны, папоротники). Проверяется правильность выполненного задания. Записывают в схему.
- Запишите третий способ бесполого размножения, который вы назвали вначале урока – вегетативное размножение.
Учитель: Что значит вегетативное размножение?
Ученики: Частями организма.
Учитель: Правильно. Назовите эти части растений. (….) Перед вами на слайде изображение трёх растений. Ваша задача: угадать их и назвать какими частями размножается каждое из них. (на слайде: картофель - клубнями, виноград - черенками, клубника – усами)
Обратите внимание на следующий слайд: Какие растения изображены? (фиалка, тюльпан, пырей ползучий, вишня). Ребята, перепутались названия способа размножения этих растений. Ваша задача, всё расставить на свои места. Итак, вишня размножается (вылетают на слайде стрелки)-корнем, фиалка – листом, пырей ползучий – корневищем, тюльпан – луковицей). Запишите в схему.
- Скажите, а бесполым путём размножаются только растения? (….)
(на слайде изображены: гидра, дождевой червь, медуза и дрожжи)
Учитель: Назовите эти организмы. Что их объединяет?
Ученики: Гидра и дрожжи размножаются почкованием, дождевой червь и медуза – могут размножаться фрагментацией. Что произойдет с дождевым червём или медузой, если мы их нечаянно разделили. (восстановление утраченных частей тела – регенерация)
Запомните:
Можем резать гидру смело
Восстановит свое тело
Это не сенсация,
А регенерация.
У животных в силу высокой специализации клеток организма вегетативное размножение встречается значительно реже. Кроме кишечнополостных, оно встречается у губок, плоских и некоторых кольчатых червей. У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма.
- Как называется искусственный способ бесполого размножения животных? (клонирование)
При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.
- Что такое клонирование?
Дети: Клонирование – это выращивание целой особи из соматической клетки. Клонирование – это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма.
Учитель: Ребята! Вам наверняка известен случай с появлением на свет овцы Долли. О её клонировании нам сейчас расскажет… (на предыдущем этапе, одному из сильных учеников даю распечатку материала об овце Долли, и он рассказывает то, что понял)
- Итак, ваша схема заполнена. Проверьте её правильность (слайд). Дома вклеите её в тетрадь для конспектов и выучите.
Закрепление
- Учитель: Итак, я приглашаю вас принять участие в телеигре «Кто хочет стать биологом?» У вас есть две подсказки: 50/50, помощь друга.
Вопросы:
1. Что такое размножение?
А) увеличение числа особей
Б) Деление клеток
В) Воспроизведение себе подобных
Г) Образование новых видов
2. Пресноводная гидра размножается:
А) регенерацией
Б) фрагментацией
В) почкованием
Г) делением клетки пополам
3) Клонирование-…
А) способ полового размножения
Б) способ искусственного бесполого размножения
В) способ селекции организмов
Г) способ гибридизации. Молодцы! Вы настоящие биологи!
-
Подведение итогов урока и задание на дом.
Д/З: выучить таблицу, которую заполнили на уроке, реферат «Клонирование: «за» и «против»
-
Рефлексия.
Учитель: Ребята, перед вами лежат картинки комнатных цветов: фиалки и кактусы. Я подарила вам по другу, поэтому и вы выходя из класса поставьте на подоконник моего «окна» (магнитная доска искусственно преобразована в окно, штора и т.д.) фиалку, если вам было интересно на уроке и тема вами понята, и кактус, если вы что-то из нового материала не усвоили, и ещё хотели бы вернуться к нему.
- Спасибо за урок. До свидания.
7