Мотивационный: сообщение темы урока и его целей | Сегодня, ребята, мы путешествуем в хвойный лес. Какие растения вы можете встретить здесь? (Мхи, папоротники, ель можжевельник, сосна). Да, вы правы. Хвойные появились на Земле более 350 млн лет назад в северном полушарии. Около 150 млн лет назад они стали господствующими в растительном покрове планеты. Хвойные древнее всех ныне живущих семенных растений. Класс хвойных – самая многочисленная и наиболее распространенная группа голосеменных среди современных растений. Их насчитывается около 600 видов. На больших пространствах материков, крупных островах всех океанов, особенно Тихого, хвойные образуют леса. Среди хвойных есть низкорослые и стелющиеся формы (например, кедровый стланик – сосна карликовая или сосна горная, можжевельник казацкий), кустарники (можжевельники) и растения-гиганты (секвойя вечнозеленая достигает 112 м в высоту и 11 м в диаметре). Такие крупные деревья, как ель, сосна, лиственница, пихта, кипарис, кедр, живут по 200-400 лет, достигая в высоту 35-50 м. | Задает учащимся вопрос, рассказывает о истории появления хвойных (голосеменных). | Отвечают на вопрос. Внимательно слушают учителя. |
Основной (воспроизведение и первичное осмысление нового материала) | Откройте свои тетради и запишите тему урока: «Отдел Голосеменные. Общая характеристика». Сегодня на уроке мы познакомимся с голосеменными растениями. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения. Посредством чего размножаются растения, с которыми мы уже познакомились? (спор) Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной. Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? (семена) Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо. Возникновение семенного размножения – важнейший этап в историческом развитии (эволюции) растений. Рассмотрите шишки, изображенные на плакате, обратите внимание на семена, лежащие на чешуях. В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения хорошо защищен от неблагоприятных условий, крылатки – приспособление к распространению. Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. В коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды. Какие растения представляются вам, когда речь идет о хвойных растениях? (ель, сосна, пихта) Посмотрите на плакат, где изображены еловый и сосновый лес. Ель, сосна – наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений. Ребята, давайте сравним условия, в которых растут сосны и ели. Сосна светолюбива. В сосновых лесах (борах) светло. Там стоят высокие, стройные деревья, ветви на которых остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. Сосны не прихотливы. Растут на песках, болотах, в меловых горах и скалах. Достигают высоты 30-40 м и живут 350-400 лет. Ель теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветви. В еловых лесах царит полумрак, кроны деревьев смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Ель растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Живет до 250 лет, достигая 40-метровой высоты. Откройте 152 стр. учебника и кратко выпишите особенности сосны, а на стр. 153 ели. Обратите внимание на второй плакат, где изображен можжевельник. В еловых и сосновых лесах растет небольшое деревце или кустарник – можжевельник. Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастаются вместе, образуя шишкоягоду. Растет медленно, живет до 2 тыс. лет. Откройте 154 стр. учебника и кратко выпишите особенности можжевельника. Лиственница широко распространена в Сибири. Светолюбива, холодостойка, не требовательна к почве. Ежегодно сбрасывает хвою. Живет до 400-500 лет, достигая 30 м в высоту и 2 м в диаметре. Откройте 153 стр. учебника и кратко выпишите особенности лиственницы. Пихта дерево высотой до 100 метров с прямым стволом. При наличии богатых почв, мягкого климата и высокой влажности воздуха отличаются исключительно высоким приростом. Очень декоративное растение, однако, весьма чувствительно к загрязнению воздуха. Откройте 153 стр. учебника и кратко выпишите особенности пихты. Для закрепления изученного материала, на карточках обведите номера правильных утверждений. Карточка (Приложение 2). | Просит записать в тетради тему урока. Рассказывает учащимся общую характеристику голосеменных, в процессе рассказа задает вопросы учащимся, для лучшего восприятия информации. Обращает внимание учащихся на доску, где плакат. Рассказывает ученикам о разных представителях голосеменных, в процессе Просит поработать самостоятельно с учебником и тетрадью. Раздаёт карточки с заданием для закрепления материала. | Записывают тему урока. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Смотрят на плакат. Внимательно слушают учителя. Читают текст и кратко записывают его в тетрадь. Отвечают на вопрос с карточки. |