СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по биологии «Отдел Голосеменные. Общая характеристика» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Отдел Голосеменные. Общая характеристика" 6 класс, с учетом всех этапов урока и деятельности учителя и обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по биологии «Отдел Голосеменные. Общая характеристика» 6 класс»

План-конспект урока

Выполнила: Матлахова Юлия Сергеевна – учитель биологии

Тема: «Отдел Голосеменные. Общая характеристика»

Класс: 6

Дата: 13.03.2017 год

Форма организации обучения: классный урок

Тип урока: формирование новых знаний и умений

Вид урока: развивающий урок

Триединая цель урока (ТЦУ):

Образовательная цель: обеспечить в ходе урока формирование знаний о семенных растениях, рассмотреть разнообразие хвойных растений, особенности их строения и распространения, показать роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

Воспитательная цель: воспитание экологической культуры.

Развивающая цель: развить творческое мышление, речь, познавательные способности учащихся, навыки анализировать и делать выводы.

Учебно-воспитательные и развивающие задачи урока (УВЗ):

Образовательные задачи:

  • изучить особенности строения и жизнедеятельности голосеменных;

  • сформировать умение распознавать голосеменные растения.

Воспитательные задачи:

  • воспитать экологически неравнодушного человека;

  • формировать коммуникативные навыки, воспитывать толерантность, умение сотрудничать в группе.

Развивающие задачи:

  • Развивать нравственное и экологическое воспитание учащихся;

  • Развивать речевые способности учащихся;

  • Развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, способностей конкретизировать, анализировать, обобщать.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний и их коррекция (10 мин.)

  3. Мотивационный: сообщение темы урока и его целей (5 мин.)

  4. Основной (воспроизведение и первичное осмысление нового материала) (20 мин.)

  5. Обобщение и систематизация работы на уроке (1 мин.)

  6. Рефлексивно-оценочный этап (1 мин.)

  7. Объяснение домашнего задания (1 мин.)

  8. Организационное окончание урока (1 мин.)

Методы, приемы, инновационные технологии и методики: беседа и наглядные.

Средство обучения: печатные (учебник по биологии), наглядные плоскостные (плакаты с рисунками хвойных).

Литература:

Учебник: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/ Под ред. Проф. И.Н. Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 224 с.

Оборудование: плакаты и рисунки.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь, дежурный по классу, назовите отсутствующих в классе.

Отмечает отсутствующих в классе.

Староста докладывает о готовности класса и называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний и их коррекция

На предыдущем уроке мы закончили изучать 41 параграф «Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика». Перед тем как изучать новый материал, письменно в тетради ответьте на вопросы по изученному параграфу:

  1. От каких вымерших растений произошли папоротники? 

  2. Какое строение имеют папоротники?

  3. Сколько поколений в жизненном цикле папоротниковидных; как они называются?

  4. Есть ли у папоротников вегетативное размножение?

  5. В каких климатических зонах?

  6. Виды папоротников, обитающих на нашей территории?

  7. Какие жизненные формы встречаются у папоротников?

Ответы (Приложение 1).


Актуализирует тему прошлого урока, задает вопросы по пройденному материалу.

Слушают учителя.

Пишут ответы на вопросы.

Мотивационный: сообщение темы урока и его целей

Сегодня, ребята, мы путешествуем в хвойный лес. Какие растения вы можете встретить здесь? (Мхи, папоротники, ель можжевельник, сосна). Да, вы правы.

Хвойные появились на Земле более 350 млн лет назад в северном полушарии. Около 150 млн лет назад они стали господствующими в растительном покрове планеты. Хвойные древнее всех ныне живущих семенных растений.

Класс хвойных – самая многочисленная и наиболее распространенная группа голосеменных среди современных растений. Их насчитывается около 600 видов. На больших пространствах материков, крупных островах всех океанов, особенно Тихого, хвойные образуют леса.

Среди хвойных есть низкорослые и стелющиеся формы (например, кедровый стланик – сосна карликовая или сосна горная, можжевельник казацкий), кустарники (можжевельники) и растения-гиганты (секвойя вечнозеленая достигает 112 м в высоту и 11 м в диаметре). Такие крупные деревья, как ель, сосна, лиственница, пихта, кипарис, кедр, живут по 200-400 лет, достигая в высоту 35-50 м.


Задает учащимся вопрос, рассказывает о истории появления хвойных (голосеменных).


Отвечают на вопрос.

Внимательно слушают учителя.

Основной (воспроизведение и первичное осмысление нового материала)

Откройте свои тетради и запишите тему урока: «Отдел Голосеменные. Общая характеристика».

Сегодня на уроке мы познакомимся с голосеменными растениями. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

Посредством чего размножаются растения, с которыми мы уже познакомились? (спор)

Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной. Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? (семена)

Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо. Возникновение семенного размножения – важнейший этап в историческом развитии (эволюции) растений. Рассмотрите шишки, изображенные на плакате, обратите внимание на семена, лежащие на чешуях.

В отличие от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения хорошо защищен от неблагоприятных условий, крылатки – приспособление к распространению.

Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. В коре и древесине имеются смоляные каналы, заполненные смолой и эфирными маслами. Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды.

Какие растения представляются вам, когда речь идет о хвойных растениях? (ель, сосна, пихта)

Посмотрите на плакат, где изображены еловый и сосновый лес.

Ель, сосна – наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений.

Ребята, давайте сравним условия, в которых растут сосны и ели. Сосна светолюбива. В сосновых лесах (борах) светло. Там стоят высокие, стройные деревья, ветви на которых остались только вблизи вершин, поэтому они пропускают много света. Сосны не прихотливы. Растут на песках, болотах, в меловых горах и скалах. Достигают высоты 30-40 м и живут 350-400 лет. Ель теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветви. В еловых лесах царит полумрак, кроны деревьев смыкаются. Под деревьями нет подлеска и очень мало трав. Ель растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Живет до 250 лет, достигая 40-метровой высоты.

Откройте 152 стр. учебника и кратко выпишите особенности сосны, а на стр. 153 ели.

Обратите внимание на второй плакат, где изображен можжевельник.

В еловых и сосновых лесах растет небольшое деревце или кустарник – можжевельник. Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастаются вместе, образуя шишкоягоду. Растет медленно, живет до 2 тыс. лет.

Откройте 154 стр. учебника и кратко выпишите особенности можжевельника.

Лиственница широко распространена в Сибири. Светолюбива, холодостойка, не требовательна к почве. Ежегодно сбрасывает хвою. Живет до 400-500 лет, достигая 30 м в высоту и 2 м в диаметре.

Откройте 153 стр. учебника и кратко выпишите особенности лиственницы.

Пихта дерево высотой до 100 метров с прямым стволом. При наличии богатых почв, мягкого климата и высокой влажности воздуха отличаются исключительно высоким приростом. Очень декоративное растение, однако, весьма чувствительно к загрязнению воздуха.

Откройте 153 стр. учебника и кратко выпишите особенности пихты.

Для закрепления изученного материала, на карточках обведите номера правильных утверждений.

Карточка (Приложение 2).


Просит записать в тетради тему урока.






Рассказывает учащимся общую характеристику голосеменных, в процессе рассказа задает вопросы учащимся, для лучшего восприятия информации.










Обращает внимание учащихся на доску, где плакат.





























































Рассказывает ученикам о разных представителях голосеменных, в процессе

Просит поработать самостоятельно с учебником и тетрадью.





























Раздаёт карточки с заданием для закрепления материала.

Записывают тему урока.











Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.
















Смотрят на плакат.
































































Внимательно слушают учителя.

Читают текст и кратко записывают его в тетрадь.


































Отвечают на вопрос с карточки.

Рефлексивно-оценочный

Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке, в конце урока сдайте свои тетради.

На следующем уроке вы узнаете свои отметки за задания.


Оценивает работу учащихся на уроке, собирает тетради.


Слушают учителя, сдают тетради.

Объяснение домашнего задания

Приготовить сообщение о заинтересовавших вас голосеменных растениях.

Задает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Организационное окончание урока

Урок закончен, всем спасибо.

Благодарит учеников за урок. Прощается с учащимися.


Прощаются с учителем.

Приложение 1

  1. От псилофитов;

  2. Корневище, стебель короткий, листья сильно рассечены со спорангиями;

  3. В жизненном цикле 2 поколения спорофит и гаметофит;

  4. Да, специальные почки на корневище;

  5. От тундры до тропических лесов;

  6. Щитовник мужской, орляк;

  7. Травянистые, лиановидные, древесные.



Приложение 2

  1. Появление семени – важный этап в эволюции растений.

  2. По способу питания растения – гетеротрофы.

  3. У голосеменных нет цветов и плодов.

  4. Семя только защищает зародыш от неблагоприятных факторов среды.

  5. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша в начальный период его развития.

  6. Голосеменные растения произошли от первичных разноспоровых папоротников.

  7. Спора имеет такое же строение, как и семя.

  8. Голосеменные растения распространены по всему земному шару.

  9. Для оплодотворения голосеменных не нужна вода.

  10. Голосеменные растения не имеют листьев.

(Ответы: 1; 3; 5; 6; 8; 9.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!