СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по биологии по теме "Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

развёрнутый план-конспект урока для 6 класса к учебнику Л.Н.Сухоруковой .

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по биологии по теме "Фотосинтез"»



Предмет биология

Класс 6

Урок № 15

Дата

Учитель Михайленко Е.В.

Тема: « Фотосинтез - воздушное питание растений»

Цели:. История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез. Эксперименталь­ные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процес­се фотосинтеза. Космическая роль зелёных растений

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Знать: условия и результаты процесса фотосинтеза

Уметь: Ставить биологический экспери­мент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода рассматривать и пояснять иллюстрации учебника; соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы.

Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений.

Коммуникативные УУД: сформировать умение слушать и понимать речь других людей, обсуждать проблему

Познавательные УУД: анализировать текст;  выстраивать логическую цепь; выполнять логические операции при решении проблемной ситуации. Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников



Личностные:  сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Проявлять познавательный  интерес к изучению биологии; обосновывать космическую роль зелёных растений.

понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учеб­нику; ноутбук; видеофильм «Фотосинтез»(Инфоурок).

Тип урока: комбинированный урок.


Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


  1. Изучение нового материала.


Мы требуем, чтобы по праву

И кусты, и деревья, и травы –

Бесценный дар кислородный –

Берёг и ценил человек.

Почему автор называет растения даром кислородным?(потому что растения выделяют в атмосферу кислород, которым мы дышим).

Растения нам поставляют кислород и органические вещества, и всё это благодаря процессу – фотосинтез.Сегодня на уроке познакомимся с этим процессом.

Определение темы урока( исходя из полученных знаний)

Постановка целей и задач урока.

Лист является важнейшим органом растения, в котором из неорганических веществ образуются органические. Этот процесс называется фотосинтезом (от греческих слов «фотос» — свет, «синтез» — соединение).

Просмотр видеофрагмента «фотосинтез» - Опыт Гельмонта. Совместное обсуждение.

Отметим, что способность к фотосинтезу характерна только для зелёных растений, некоторых бактерий и протистов. Грибы, большая часть бактерий, многие протисты и все животные не способны осуществлять фотосинтез, т. к. в их клетках нет хлоропластов.

Просмотр видеофрагмента «Фотосинтез» -опыты Сакса и Пристли. Обсуждение.


Для того чтобы разобраться, какие условия необходимы для протекания фотосинтеза, проделаем несколько несложных опытов.

Возьмём два одинаковых комнатных растения. Одно из них поставим туда, где оно будет освещаться ярким солнечным светом. Второе растение поставим в тёмный место, куда солнечный свет вообще не проникает. Через неделю срежем с каждого растения по одному листу. Опустим листья сначала в кипящую воду, а затем на несколько минут в горячий спирт, пока листья не обесцветятся. Промоем обесцвеченные листья, расправим их и обработаем слабым раствором йода. Известно, что от йода синеет крахмал. Тот лист, который был на свету, посинел. Второй же лист, на который не попадал солнечный свет, остался бесцветным. Опыт показывает, что только в том листе, который был освещён солнцем, образовался крахмал.

На самом деле первоначально под действием света в листьях образуется сахар. Но он быстро превращается в крахмал, который накапливается в листьях. В темноте крахмал вновь превращается в сахар, который по проводящим тканям оттекает от листьев к другим органам растений.

Органические вещества используются растением для различных целей: идут на построение его тела, откладываются в запас, используются при прорастании семян.

Далее возьмём растение, у которого на листьях есть белые участки, лишённые хлорофилла. Выдержим это растение, например пеларгонию, некоторое время на ярком свету для того, чтобы в листьях образовалось достаточное количество крахмала. После этого лист срежем и проделаем с ним то же, что и в первом опыте. Лист окрашивается в синий цвет не полностью. Те участки листа, где не было хлорофилла, остаются белыми.

Этот опыт показывает, что для образования органических веществ из неорганических в клетках листа должны быть хлоропласты, содержащие хлорофилл. Только в таких клетках будет протекать процесс фотосинтеза.

Чтобы ответить на вопрос, из каких веществ образу­ются органические вещества, проведём следующий опыт. Возьмём комнатное растение с крупными листьями. Один его лист, не срезая, поместим в прозрачный полиэтиленовый пакет, в который свободно проходит воздух. Второй лист тоже поместим в такой же пакет, но воздух, который будет попадать в этот пакет, предварительно пропустим через раствор щёлочи, поглощающий углекислый газ. Через несколько дней срежем оба листа и проделаем с ними то же, что и в первом опыте. Выясняется, что лист из того пакета, где не было углекислого газа, не окрасился, то есть в нём не было крахмала, второй лист окрасился в синий цвет.

Опыт показывает, что растению для образования органических веществ в процессе фотосинтеза необходим углекислый газ.

Как показали исследования, для фотосинтеза растениям необходима еще и вода. Проведём еще один опыт. Возьмём две ёмкости и опустим в них стаканы с водой, в которые поставлены веточки с зелёными листьями какого – нибудь растения. Наполним ёмкости углекислым газом и плотно закроем, чтобы не проникал воздух. Первую ёмкость выставим на яркий свет, вторую оставим в темноте, например, поставим в тёмный шкаф.

Через сутки откроем ёмкости, опустим в них горящие лучинки. В первой - лучинка не гаснет, а продолжа­ет ярко гореть. Значит, в этой ёмкости появился какой-то газ, поддерживающий горение. Поддерживает горение только кислород. Зелёные листья растения поглотили значительную часть углекислого газа и выделили неко­торое количество кислорода. Опущенная во вторую ёмкость горящая лучинка потух­нет. Следовательно, зелёные растения выделяют кисло­род только на свету.

Таким образом, фотосинтез — это сложный процесс образования в живых клетках, содержащих хлоропласты, на свету органических веществ из углекислого газа и воды с выделением кислорода.

Процесс фотосинтеза можно записать так: углекислый газ взаимодействует с водой на свету с образованием органических веществ и кислорода.

Фотосинтез — важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на Земле. В процессе фотосинтеза зелёные расте­ния ежегодно образуют большое количест­во органических веществ, погло­щают около огромное количество углекислоты, выделяют в атмосферу свободный кислород. Поэтому озеленение городов и посёлков способствует обогащению воздуха кислородом. Благодаря фотосинтезу ежегодно запасается огромное количество солнечной энергии.


  1. Закрепление изученного материала.

- Вставьте пропущенные слова.

1 является важнейшим органом растения, в котором из неорганических веществ образуются органические. Процесс образования органических веществ изнеорганических в зелёных растениях на свету называется …2 . Фотосинтез происходит в …3 . В процессе фотосинтеза происходит поглощение …4 и …5 , и выделение …6 в окружающую среду.

Ответ: 1 – лист, 2 – фотосинтез, 3 – хлоропластах, 4 – углекислого газа, 5 – воды, 6 – кислорода.

-- Выполнить задания в рабочих тетрадях.

  1. Рефлексия.

Закончи предложение:

Сегодня на уроке я….

Сегодня я узнал, что…..

Больше всего мне понравилось…..

  1. Домашнее задание:§34.

  2. Выставление оценок.

  3. Итоги урока. Если вам понравился урок, давайте похлопаем в ладоши.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!