СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по биологии в 8 классе «ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по биологии в 8 классе «ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ»»

УРОК № 24. Дата_____________

Тема: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Задачи:

1. Повторить круги кровообращения и строение сердца позвоночных животных.

2. Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругу кровообращения.

3. Доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.

Оборудование: таблицы, изображающие схему кровообращения человека, цикл сердечной деятельности. Для демонстрации: тонометр, фонендоскоп. Для лабораторной работы — линейка каждому учащемуся.

Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка знаний.

Понятийная разминка: плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, тканевая жидкость, лимфа, гемоглобин, оксигемоглобин, фибриноген, фибрин, фагоцитоз, фагоциты, антигены, антитела, «ворота инфекции», вакцина, сыворотка, иммунитет, донор, реципиент, агглютинация, резус-фактор, артерии, аорта, капилляры, вены, лимфатические капилляры.

Индивидуальный опрос:

1) Рассказать о строе­нии сердца и значении околосердечной сумки.

2) Рассмотреть сердечный цикл.

3) Проследить взаимосвязь местной и центральной регуляции со стороны центральной нервной системы, а также гу­моральной регуляции.

III. Изучение нового материала
  1. Причина движения крови. (Рассказ-беседа.)

Движение крови по сосудам обеспечивается:

  1. работой сердца

  2. разницей кровяного давления в артериях и венах

  3. клапанами, расположенными в венах

  4. присасывающей силой грудной клетки при вдохе

  5. сокращением мышц


Круги кровообращения


Малый

(впервые появился у животных, вышедших на сушу; кругооборот за 4 секунды)

Большой

(кругооборот за 23 секунды)







Полный оборот крои через оба круга кровообращения совершается за 21-22 секунды.



2. Артериальное давление крови. (Разъяснение принципа работы тонометра и демонстрация процедуры измерения давления крови в плечевой артерии.)

3. Скорость кровотока. (Беседа, разъясняющая причины скорости движения крови, которая имеет место в артериях, капиллярах и венах.)

Величина кровяного давления:

  • в аорте 150 мм.рт.ст.

  • в крупных артериях 120 мм.рт.ст.

  • в капиллярах 30 мм.рт.ст.

  • в венах 10 мм.рт.ст.

Скорость тока крови:

  • в крупных артериях 0,5 м/сек.

  • в средних артериях 0,06-0,14 м/сек

  • в полых венах 0,2 м/сек

  • в капиллярах 0,0005 м/сек


4. Кровоснабжение органов в зависимости от нагрузки. (Разъяснение опыта Моссо по рис. 57.)

5. Поддержание постоянства артериального давления крови, гипо- и гипертония. (Беседа, разъясняющая суть заболеваний.)

6. Природа пульса. (Беседа.)

Артериальный пульс - ритмические колебания стенки артерии в период систолы желудочков сердца. Скорость распространения пульсовой волны 6-9 м/сек.

7. Лабораторная работа «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». (Выполняется по инструкции на с. 117 учебника.)

8. Лабораторная работа «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». (Выполняется по инструкции нас. 118 учебника.)


IV. Закрепление

1. Рассказать о доставке питательных веществ и кислорода тканям.

2. Проследить, как происходит образование тканевой жидкости и лимфы и отток последней в вены большого круга.

3. Рассказать о строении вен, артерий и капилляров и показать связь их строения с функцией.


V. Домашнее задание §23, с.120 – вопросы, термины.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!